Вы здесь

ЭКСПОРТ РАСТЕТ. РЕШЕНИЕ ЛИ ЭТО?

В министерстве сельского хозяйства Ставрополья обсудили перспективы реализации краевого урожая зерна, новые направления экспорта и как они зависят от логистики.

За круглым столом под председательством главы аграрного ведомства региона В. Ситникова для обсуждения состояния регионального рынка зерна собрались представители компаний-зернотрейдеров, Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской республике, Минераловодского агентства фирменного транспортного обслуживания СКЖД и представители других заинтересованных организаций и ведомств.

По данным, озвученным в ходе совещания, на начало ноября на экспорт направлено 1939,3 тысячи тонн зерна урожая 2017 года. Доля прямого экспорта за рубеж в этом количестве - 258,6 тысячи тонн, часть зерна, отгруженного в порты - 1680,7 тысячи тонн. Это на 30 процентов больше, чем в прошлом году - в 2016 общая цифра составила 1,3 миллиона тонн. Впрочем, этот рост лишь показал необходимость решать проблему перепроизводства зерна, в том числе производителями Ставропольского края, не только за счет экспорта: экономические «палки в колеса», которые заготовили российским производителям зерна бывшие основные его внешние потребители, например Турция, вряд ли позволят нарастить объем экспортных поставок до уровня, который позволил бы безболезненно для хозяйств сохранить достигнутый рекордный уровень зернопроизводства.

Есть еще одна проблема. Достигнутое увеличение экспортных поставок ставропольского зерна даже на треть спровоцировало рост пиковых нагрузок в портах Краснодарского края. Эти порты на 40 процентов являются основными пунктами отправки зерна за рубеж. Ситуация усложняется увеличением объемов поставок из центральных регионов России, нехваткой железнодорожных составов (в частности, из-за бардака в вопросе принадлежности товарных вагонов, приспособленных для транспортировки зерна как по территории России, так и за ее пределы) и длительными сроками их предоставления под погрузку. Например, в этом сезоне в среднем время подачи вагонов растянулось с привычных 10 дней до месяца.

Краевой минсельхоз по поручению губернатора начиная с прошлого года прорабатывает различные проекты увеличения экспорта, в том числе и в условиях повышенной нагрузки на логистическую инфраструктуру.

Одним из перспективных направлений сбыта зерна остается так называемый прикаспийский вектор, предполагающий активное использование железнодорожных транспортных систем Азербайджана и Грузии. Эти направления относительно свободны и доступны по цене. В последние годы перевозка в вагонах стала конкурировать с водным транспортом, до этого не имевшим конкуренции в качестве основного логистического субъекта в зерновом экспорте.

Дополнительным стимулом увеличения поставок станет строительство зернового терминала на границе Азербайджана и Ирана, который появится на территории свободной экономической зоны «Астара». Это позволит увеличить объемы экспорта зерна в Иран, используя в качестве транзитного крупнейший порт Бандар-Аббас, с последующей отправкой в Саудовскую Аравию, Дубай и Египет.

Реализация совместного проекта российских и азербайджанских транспортных компаний позволит Ставрополью увеличить объемы поставок пшеницы и других зерновых культур на экспорт в страны прикаспийского региона по железной дороге Астара - Решт - Казвин уже со следующего года. Планируется также обеспечить выход на Махачкалинский морской торговый порт, который в ближайшей перспективе станет одним из основных каналов экспорта зерна на юге России.

В конце уходящего - начале будущего года  на территории Ставропольского края будет реализован проект реконструкции загрузочно-формирующего узла на Буденновском элеваторе общей стоимостью 880 миллионов рублей.

Особый вопрос - взаимодействие участников зернового рынка в рамках правил, предложенных Хартией в сфере оборота сельскохозяйственной продукции. «Ставропольские ведомости» рассказывали об этом нововведении на зерновом рынке, в том числе Ставрополья: компании, принявшие условия, оговоренные Хартией, взяли обязательство работать честно и прозрачно, не получая конкурентного преимущества за счет неуплаты налогов, стремиться приобретать продукцию у добросовестных участников рынка, проявлять должную предусмотрительность при выборе контрагента и грузоперевозчика.

По мнению экспертов, участвовавших в обсуждении первых результатов действия Хартии, благодаря этой инициативе удалось повысить культуру рабочих взаимоотношений между производителями и экспортерами: правила внесли порядок и сделали работу между сельхозтоваропроизводителями и трейдерами более прозрачной. Обсуждались и предложения по вопросам своевременного декларирования зерна товаропроизводителями для сокращения в дальнейшем сроков отгрузки.

Министр сельского хозяйства Ставропольского края В. Ситников так прокомментировал итоги этого совещания в аграрном ведомстве:

- Зерновое производство является самым мощным звеном в экономике агропромышленного комплекса края. А экспорт зерна определяет финансовую состоятельность сельскохозяйственного сектора. Поэтому для нас сейчас как никогда важно решение вопросов взаимодействия производителей, экспортеров и логистических компаний.

Сергей БОНДАРЕВ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
6 + 6 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.