Вы здесь

​ОТБИТЬСЯ, НАПИТЬСЯ, ЗАБЫТЬСЯ?

 НА ЧТО В МАРТЕ РОССИЯНЕ ТРАТИЛИ СВОИ СБЕРЕЖЕНИЯ

«И те, кто выживут, сами будут потом смеяться…» Люблю эту игру слов от великого российского «златоуста» Виктора Черномырдина хотя бы потому, что она тютелька в тютельку подходит для описания любой российской действительности. И неважно, о падении ли доллара мы говорим или о великом и ужасном COVID-19, шагающем по стране. Результат на выходе одинаков – вместо прагматичного анализа ситуации, за которым следует четкий  алгоритм действий, мы предпочитаем сначала действовать, а потом уже думать. Причем действовать истерично, когда «у нас никогда такого не было - и вот опять».

Как будто не было у нас паники по поводу низких цен за баррель нефти, и светила экономики хором не пророчили курс доллара под 200 рублей, после чего все массово опустошали магазины бытовой техники, приобретая впрок телевизоры, холодильники, кондиционеры, компьютеры и т.д. И не было у нас эпидемий птичьего и свиного гриппа, не было Эболы, и не начинался любой новостной выпуск с последних данных о том, сколько людей обратилось в больницы, у скольких выявлены заболевания, сколько человек в мире умерло и, главное, куда бежать и как спасаться? Будто не заполняли эфир любого телевизионного канала новоявленные эксперты, врачи, ученые, политики и жертвы, «чудом избежавшие смерти» и теперь спешащие поделиться со всем миром, как ЭТО было. И разве уже не казалось, что наконец-то сбываются пророчества Ванги, Парацельса, Нострадамуса и миру пришел тот самый трындец? Мол, не сегодня, так завтра вирус доберется и в наш дом, и тушите свет, мы слишком молоды, чтобы умирать. Ну или ладно, не экономьте на электричестве, а просто бегите в магазины. В продуктовые. Если конец неминуем, чего помирать-то на голодный желудок?! Правда, не умерли.

Скажу даже больше - до сих пор едим гречку из «закромов родины», и при ломящихся  от прежних  запасов полках не  забываем  пополнять наши кладовые новыми покупками! Когда «нет, я, конечно, понимаю, что голод нам не грозит. Но сейчас как набегут паникеры, как выгребут все с магазинных полок, поэтому дай-ка и я на всякий случай растительного маслица не одну, а две бутылки  прикуплю, и тушенку в корзинку положу, и  кабачковую икру давно не ели, и рис лишним в хозяйстве будет». Знакомая аргументация?  А между тем, если верить социальным опросам, именно так в прошлом месяце россияне объясняли свой чрезмерный шоппинг, когда вместе с известиями о коронавирусе обывателей  охватил  и вирус транжирства, и снова во всей красе показал себя наш жизненный принцип «вдруг завтра война, а у нас…»

Туалетная бумага закончилась! Только в марте ее продажи выросли на 47 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Средняя же цена составила 53 рубля. Причем из-за повышенного спроса некоторые торговые сети ввели ограничения на продажу товаров. Мол, больше трех рулонов в одни руки не продаем!

Такой же лимит действовал на влажные салфетки и мыло, спрос на которые также увеличился на 46 процентов. Но если в «оптовой» закупке антибактериальных средств все-таки можно найти рациональное зерно, то выросшие продажи бейсбольных бит и оружейных патронов логически объяснить сложно. Право, смотришь статистику, что объем продаж комплектов патронов для спортивной и охотничьей стрельбы увеличился на 130, бейсбольных бит - на 29 процентов, и невольно закрадывается мысль, что россияне решили не бороться с пандемией, а отстреливаться и отбиваться от нее.

Ну или сбежать на край света. А поскольку все границы закрыты и с 27 марта с целью предотвращения развития коронавируса авиаперелеты из российских аэропортов в аэропорты иностранных государств практически приостановлены, то землей обетованной для многих россиян стали те самые домики в деревнях. Причем вот какая любопытная штука получается: чем дальше расположена деревня от российской столицы, тем сильнее нас обуревают родственные чувства, когда так тянет навестить троюродного дядю Петю из сибирской глубинки, с которым ни разу не виделись. Ну а если у вас, как в той самой песне, нету тети и дяди впридачу, остается лишь одно - это самое загородное жилье снимать. Риелторы уже отмечают небывалый спрос на аренду загородной недвижимости.

 «Число поисковых запросов по загородной недвижимости выросло в 2,5 раза, а по некоторым направлениям и вовсе в три раза. Такого в марте никогда не было. Если в обычные месяцы в основном смотрят объекты низкого и среднего ценового диапазона, то сейчас много запросов в бюджете от  100 тысяч рублей», - приводят статистику риелторы и высказывают предположение, что к маю количество запросов станет еще больше. Ведь загородный дом - безопасная территория, куда никто посторонний попасть не может, режим самоизоляции не действует и можно гулять на свежем воздухе, не контактируя с другими людьми и избегая всевозможных стрессов. Да, то самое - меньше знаешь, крепче спишь.

Впрочем, как показывает та же статистика, все-таки  о полном информационном вакууме говорить не приходится. Особенно когда в России в три раза вырос спрос на подписки онлайн-кинотеатров как на коммерческих, так и на бесплатных ресурсах.  Что смотрят зрители, дабы поднять себе настроение? Фильмы-катастрофы! Например, «Заражение» Стивена Содерберга,  где также бушует пандемия. Правда, с маленьким исключением – выдуманный вирус MEV-1 все же намного свирепее  реального COVID-19. По сюжету за четыре месяца он унес жизни 26 миллионов человек. А в остальном  как под копирку писано: родом из Китая, природа неизвестна, мировое врачебное сообщество объединяется в поисках вакцины, пока в мире творится хаос, и всем понятно,  что Вселенная никогда не будет прежней. Где уж ей! Когда вслед за одним апокалипсисом  по пятам грядет второй! Теперь из фильма «Эпидемия». Там уже Москва охвачена эпидемией вируса, который убивает человека за три-четыре дня. Город перекрыт, в нем орудуют мародеры из числа гражданских и военных. Жители элитного Подмосковья, до которого зараза еще не добралась, объединяются в отряд и отправляются в путешествие, чтобы пережить страшную чуму. Выживают не все. Во всяком случае, так следует из первоисточника.

Между тем, интересуются  россияне и сериалами. В частности, хорошие просмотры собирает «Колл-центр». Если вкратце, действие тоже происходит в Москве, в типичной  высотке, где на 12-м этаже находится офис колл-центра. Однажды утром, как обычно придя на работу, двенадцать человек, оказавшихся в офисе, вдруг узнают, что в помещении  бомба. Голоса неизвестных, представившихся Папой и Мамой, угрожают взорвать ее в любой момент, если заложники не будут выполнять их указания. Пока идет обратный отсчет, им предстоит испытать на себе абсолютную власть невидимых садистов и узнать о жизни друг друга такое, о чем они даже не подозревали.

 Вот такое море позитива, когда и страшно, и жутко, и давление зашкаливает,  но смотрим, прильнув к экранам. И не просто смотрим, а проецируем  все на себя, сверяем часы, ищем совпадения, чтобы еще раз убедиться, что сказка ложь, да в ней намек. И намек прямо говорит о том, что… А дальше уже дело за собственной  фантазией. Тогда как сейчас речь не о ней.  Речь о другом.  Речь о нашей склонности к необдуманным поступкам, которые на волне возникшей истерии  могут  принимать различные формы от совместных настольных игр с семьей  до литрбола в одиночку.

Увы, но это тоже современный  побочный эффект коронавируса. Как показывает статистика, в марте во время панических нашествий россиян на магазины полки со спиртными напитками пользовались у покупателей не меньшей популярностью, нежели та же самая гречка и туалетная бумага. Поэтому стоит ли удивляться, что пока бизнес  лукаво уверяет, что речь идет не столько о злоупотреблении населением выпивкой, сколько о «дезинфекции»  сознательными гражданами всех внешних (и внутренних) поверхностей, власти ряда регионов вводят запрет или ограничительную продажу алкоголя на время вынужденных выходных. Объясняют просто: самоизоляция не должна перерасти в самоалкоголизацию. Для дезинфекции  есть  та же хлорка. Для снятия стресса – другие способы и методы. Не устраивают лекарственные препараты? Есть другие, не менее эффективные!

Например, с тех пор как страна ушла на самоизоляцию, в аптеках не только  серьезно выросли продажи антидепрессантов, препаратов  валерианы и пустырника, но и на 30 процентов увеличился  спрос на… контрацептивы. Так что не ровен час, может, именно коронавирусу удастся сделать то, что не получилось у государственных мер поддержки семьи, когда отечественная  демография сама по себе поднимется до небес и кто-то из россиян вернется  на работу уже в статусе будущего родителя.

Ну или обладателя отремонтированной квартиры! Ибо ремонт – тоже одно из самых распространенных времяпрепровождений россиян во время затянувшихся «каникул». Как показывает статистика покупок в онлайн-магазинах, начиная с марта и перед уходом на самоизоляцию россияне не забывали заскочить в хозяйственные магазины за обоями, дрелями, отвертками. «Видимо, наконец появилось время повесить ту самую полочку или картину, которые уже давно ждут своего часа», – шутят  аналитики.  Хотя в каждой шутке…

Вот так  и живем. Паникуем, что-то предпринимаем, ошибаемся,  приходим в себя, снова паникуем, снова имитируем кипучую деятельность,  чтобы  в итоге оказаться на том же  месте и с теми же исходными  данными. День сурка? Нет, скорее день белки в колесе.  Которой  очень нравится просто бегать  по кругу. Вот и не может остановиться. Или не хочет.

Марина  Кандрашкина.

 

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (2 голоса)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
5 + 6 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.