Вы здесь

Вот где были романтика, патриотизм, гордость за свой коллектив, край, землю!

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

С 24 по 29 июня в станице Григорополисской пройдут торжества, посвященные 50-летнему юбилею со дня основания первых производственных ученических бригад.
В недалекие советские времена ученические бригады были не только популярны, но и считались одной из составляющих трудового воспитания молодого поколения. Тысячи ставропольских школьников получили в бригадах азы профессий, учились помогать старшим, понимать товарищей. Те, кто жил и работал на культстанах, вспоминают об этом времени с большой теплотой.
Предлагаем вниманию наших читателей одно из таких воспоминаний.

Ш кольная комплексная бригада –
золотое время нашей юности. По
законодательству работать в ней можно было с 14 лет. К тому времени, когда я и мои одноклассники доросли до «разрешительного» возраста, первая в стране ученическая бригада в колхозе «Россия» ст. Григорополисской Новоалександровского района уже существовала в течение нескольких лет (с 15 марта 1954 г.). Методом проб и ошибок в ней уже сложилась определенная система организации работы и отдыха, проживания в семье и детско-юношеском коллективе учащихся СШ №2.
Однажды к нам в колхоз с визитом приезжали высокие гости: Н.С. Хрущев, А.И. Микоян, другие члены партии и правительства. Очень большая делегация. Мне довелось участвовать в этой встрече.
В ожидании гостей мы гуляли в окрестностях р. Кубань. Цветы из домашнего палисадника немного увяли, ноги были потерты новыми туфлями, с непривычки их пришлось снять (ведь летом чаще мы гуляли босиком). Вот так с букетом в одной руке и туфлями в другой я подбежала к Микояну, и он рассмеялся, смутив меня. Но я тут же обо всем позабыла, когда увидела и услышала, как четко рапортуют о своих достижениях члены ученической бригады.
Потом гостям показали летние домики для проживания детей на берегу
р. Кубань и поля с выращиваемыми на них овощами. Нас, младших школьников, приводили на эти поля только на уроках труда. Ах, как мы мечтали, когда и нас примут в члены ученической бригады. К своим 14 годам мы уже были наслышаны о том, как там интересно. А работы не боялись, потому что в семьях с раннего детства помогали родителям в домашнем хозяйстве, на огороде. И вот свершилось.
1961 г. – меня и моих одноклассников принимают в члены ВЛКСМ и 20 апреля 1961 г. мы получаем комсомольские путевки на работу в школьной комплексной бригаде от Новоалександровского райкома ВЛКСМ, комсомольских организаций школы и колхоза «Россия».
К этому времени ученической бригаде были выделены земли среди колхозных полей для выращивания и других сельскохозяйственных культур, в том числе зерновых. Культурный стан бригады переместился за 11-12 км от самой станицы. Среди полей появился настоящий оазис. Кроме большого механизированного тока для сбора урожая и парка сельскохозяйственных машин, были выстроены четыре больших здания со спальными комнатами, здание для «красного уголка» и заседаний совета бригады, большая столовая, спортивные площадки и центральная площадка для проведения торжественных линеек. Все это утопало в зелени: деревья, кустарники, клумбы цветов. Родоначальником бригады был председатель колхоза «Россия» - Николай Фадеевич Лыскин.
Ранней весной и осенью (в прохладное время года) мы ездили на работы в бригаду с ежедневным возвращением домой. С наступлением тепла уезжали из дому утром в понедельник (на 5 дней) и возвращались домой на выходные дни. Жизнь в нашем детском городке проходила следующим образом.
6.30 – подъем, зарядка, утренний туалет, уборка своих кроватей и тумбочек;
7.00-7.30 – на площадке перед домиком правления бригады – утренняя общая линейка с поднятием флага; получение заданий каждым звеном на предстоящий день (звено – это фактически школьный класс);
7.30-8.00 – завтрак в столовой;
8.00-12.00 – работа на полях, мехтоке, сельскохозяйственных машинах; на культстане оставались только дежурные по спальным комнатам, которые наводили идеальный порядок (чистоту ежедневно проверяла комиссия с помощью белых носовых платков);
12.30-13.30 – обед;
14.00-16.00 – отдых (послеобеденный сон);
17.00-18.00 – вечерняя линейка с рапортом звеньевых о выполненной работе, поздравлениями, планом мероприятий на вечерний отдых, спуском флага;
18.00-19.00 – ужин (питание готовилось одним взрослым поваром и ежевечерне выделяемыми каждым звеном дежурными школьниками);
19.00-22.00 – спортивные состязания (теннис, волейбол, футбол, баскетбол, шашки, шахматы), танцы, тематические концерты (каждое звено со своим концертным номером).
Ежевечерне проходили заседания председателя совета бригады и звеньевых в присутствии взрослых работников колхоза: бригадира Владимира Денисовича Подлипаева, позже Алексея Андреевича Цыкалова; механика Василия Анисимовича Маньшина, завмехтоком Николая Васильевича Явилко и школьных учителей, которые бывали с детьми и на линейках, и на работе, и на отдыхе.
На заседаниях рассматривались все вопросы и проблемы прошедшего дня, подводились итоги соревнования между звеньями (учитывались работа, порядок в жилых комнатах, успехи в спорте и проведении вечеров отдыха), готовились планы и задания на следующий день к объявлению их на утренней линейке.
Ежегодно лучших членов ученической бригады возили на Черноморское побережье и в Москву (на ВДНХ). Самой бригаде было присвоено имя летчика-космонавта Валерия Быковского, а деятельность школьной бригады неоднократно отмечалась наградами партии, комсомола и правительства страны.
1961 г. – в этом году мне с друзьями чаще всего приходилось работать на опытных участках колхоза, где проходило испытание новых сортов сельхозкультур, в т.ч. пшеницы Безостая-1, которая впоследствии на колхозных полях показала свои отличные качества. Каждый день на опытных участках под руководством учителя биологии мы удаляли сорняки, замеряли рост растений, количество листочков, записывали в дневники наблюдений. Позже эти дневники передавались ученым НИИ. Наверное, эти наблюдения помогали ученым адаптировать новые сорта культур к условиям нашего климата и качеству почв.
1962-1963 гг. – я и мои сверстники работали, в основном, на прополках посевов кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы. А также выпадала удача поработать на механизированном токе. Сюда от уборочных комбайнов грузовиками свозилась пшеница с полей бригады. На токе стояли сортировочные машины для очистки и вентилирования зерна. Мы деревянными лопатами подгребали рассыпавшееся зерно. Нам очень нравилась эта работа (особенно ночные смены в более старшем возрасте). Подберешь пшеницу ближе к машине, ляжешь сверху на бурт, а от хлебного зерна идет тепло и чудесный аромат. Ночные звезды, кажется, смотрят тебе прямо в глаза. Вот где романтика и патриотизм, гордость за свой коллектив, край, землю!
Следует отметить, что у нашей Григорополисской СШ №2 и школьной комплексной бригады была очень тесная связь с Тимирязевской академией сельскохозяйственных наук и биолого-почвенным факультетом МГУ им. Ломоносова. Студенты вузов проходили у нас практику, а наши лучшие ученики и работники принимались на учебу в эти заведения вне конкурса. Это было замечательное время взаимного общения: они целый месяц проводили на свежем воздухе, а мы получали массу положительных эмоций и интересной информации о Москве, учебных заведениях. С тремя студентками МГУ: Любой Шейко, Лилей Андрейченко, Галей Поспеловой я некоторое время переписывалась.
К огда произошла революция на
Кубе, наша страна поддержала
молодую республику и пригласила кубинскую молодежь на обучение. В нашу станицу Григорополисскую приехало много кубинских парней и девушек для обучения в сельскохозяйственном техникуме и училище механизации. Вначале наше общение проходило с помощью словарей и разговорников, но вскоре мы уже вместе распевали русские и кубинские песни, устраивали совместные вечера отдыха. Дружба, интернационализм, взаимопонимание были настолько сильны, что при расставании с кубинцами пролилась не одна капля слез.
В школе во время учебного процесса, кроме общеобразовательных предметов, мы изучали агротехнику возделывания сельскохозяйственных культур и машиноведение. Практические работы проводились в школьной бригаде.
1964 г. – весной мне и моим друзьям приходилось работать на тракторах «ДТ-54» и «К-750» с разными навесными и прицепными орудиями: сеялками, катками, культиваторами и др. А летом во время уборочной страды мне довелось поработать помощником у знаменитого комбайнера, Героя Социалистического Труда Ивана Петровича Бутенко. Сидишь за штурвалом комбайна, «плывешь» по хлебному полю как на большом корабле - и испытываешь непередаваемый восторг, восхищение и сопричастность к большому делу. Летом этого же года группа учащихся – лучших членов ученической бригады – и я в их составе ездили в Москву в качестве участников ВДНХ. А осенью мы уже сдавали экзамены по производственным дисциплинам и получили удостоверение тракториста-машиниста широкого профиля.
Считаю, что пользу такого обучения и воспитания детей и подростков необходимо оценивать самым высоким баллом. Это занятость детей, привитие трудолюбия и патриотизма, ответственности и самоуважения, приобретение умений и навыков, а к 18 годам и специальности. Проблем наркомании, пьянства в нашей среде не было.
Следует вспомнить и такие замечательные мероприятия как туристические слеты, концерты и смотры художественной самодеятельности.
Туристические слеты проходили в живописных окрестностях р. Кубань. Соревнования устраивались между туротрядами (они же – классы, звенья). Готовились к ним серьезно, знали, что задания и испытания будут с определенной долей сложности. Это: определение машрута движения с труднопреодолимыми препятствиями, установка палаток, разжигание костра, приготовление пищи, первая помощь при травмах, отравлениях, укусах и многое другое. Слеты были своеобразной школой выживания для детей и юношества. Приятно вспомнить, что в 1964 и 1965 гг. победителем на слетах выходил коллектив моего отряда. Заслуга таких побед, да и в целом дружного сплоченного коллектива нашего класса, по праву принадлежит нашему бывшему классному руководителю Алексею Ильичу Чавычалову. Еще в те годы он вызывал у меня восхищение своим умением общаться с нами, и до сих пор я сохранила глубокое уважение к этому педагогу от Бога. Думаю, что не ошибусь, если отмечу, что все мы его очень любили.
Наше участие в концертах, поездки по полевым станам других бригад колхоза, выступления перед взрослыми колхозниками – нашими родителями, а также участие в смотрах художественной самодеятельности разного уровня тоже оставили неизгладимые впечатления. Огромные усилия в организацию учебного и производственного процесса, а также досуга и культурного развития детей вкладывал директор СШ №2, учитель истории и обществоведения Михаил Трофимович Иванов. Большой энтузиаст и мудрейший человек перед расставанием с нами – выпускниками школы – говорил: «Жизнь – штука суровая и не всегда будет гладить по голове. Напротив, может и больно ударить. Слабые упадут, возможно, «лицом в грязь» и останутся лежать. Сильные выдержат все, поднимутся и пойдут дальше. Я хочу, чтобы вы были сильными и могли выдержать все удары судьбы». Эти слова запомнились мне на всю жизнь.
А каким остроумным, оригинальным,
веселым был учитель химии и му-
зыки Геннадий Семенович Данилов. Он не только преподавал необходимые нам предметы, но и работал с нами в ученической бригаде, возил нас в Москву на ВДНХ и в Сочи – на море, готовил вместе с нами тематические вечера и школьные балы. Именно благодаря ему мы могли танцевать не только твист и чарльстон, но и па-де-па, па-де-де, вальс-бостон.
Оканчивая школу и проработав несколько лет в ученической бригаде, мы получили памятные билеты со словами торжественного обещания:
«Я – ученица школы, где родилась первая в стране ученическая бригада, торжественно обещаю: добросовестным отношением к труду, учению, активным участием в общественной жизни и отличным поведением оправдывать это высокое звание; настойчиво воспитывать в себе ленинские черты; всегда и во всем бороться за честь родной школы».
В своих воспоминаниях хочу назвать и своих друзей, которые в те замечательные годы были рядом со мной. Это Тая Тимофеева, Нина Басова, Люба Олифирова, Лида Семенова, Валя Широбокова, Валя Бородина, Валя Полезина, Мила Сиваш, Лида Лукьянова, Таня Слободинова, Нина Чурикова, Паша Казаков, Ваня Орлов, Ваня Черкашин, Володя Алексеев, Володя Шипунов, Володя Багринцев, Вася Ивашин, Петя Бондарев и многие другие. Спасибо вам за вашу дружбу и поддержку. Я не знаю, какими запечатлелись те годы в ваших сердцах, а для меня это – золотые годы моей жизни.
Лидия Васильевна МАНЬШИНА.
г. Ставрополь.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет