Вы здесь
Ипатовский пивзавод: сага о налете
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Не успело Ставрополье свыкнуться с мыслью о том, что «Невинномысский Азот» «уплыл» в Москву, как еще одну краевую гордость – Ипатовский пивзавод – московские инвесторы пытаются увести из-под носа. Но если в случае с химическим производством опытные столичные менеджеры провели «операцию по захвату» грамотно и молниеносно, то на пивном поприще быстрой схватки не случилось, и среди акционеров развернулись затяжные бои.
Об этих событиях слышал каждый. Но вот о том, что предшествовало очередному сражению за кресло директора пивоваренного завода и переделу его собственности – знают немногие.
Прибрать к рукам и обанкротить
Проблемы с новыми акционерами у руководства и коллектива Ипатовского пивзавода начались сразу же после того, как два года назад 46 процентов акций предприятия перекочевали в руки московских инвесторов. До 2001 года этой долей уставного фонда владел Ставропольский крайпотребсоюз, но потом он совершенно неожиданно для пивзавода по минимальной цене перепродал ее ОАО «Делфи» и московскому предпринимателю Олегу Митволю. Буквально за несколько месяцев до этой сделки совет директоров ЗАО «Ипатовский пивзавод» в который раз предлагал Крайпотребсоюзу продать им акции по 120-150 рублей за штуку, но там предпочли отказаться от этих денег и оформить передачу прав собственности на ценные бумаги по 50 рублей за акцию на Митволя и «Делфи». По каким причинам была совершена эта, казалось бы, невыгодная операция, остается только догадываться, но стоит отметить, что для новых акционеров владение солидной частью пакета акций завода изначально было лакомым куском. ЗАО «Ипатовский пивзавод» сорок лет является прибыльным предприятием, дает до сорока процентов поступлений во все виды бюджетов Ипатово, что в денежном выражении исчисляется в десятках миллионах рублей. Мало того, ежегодно увеличивает проектные мощности и количество дополнительных рабочих мест, стоимость основных фондов и ассортимент продукции.
- Конечно, москвичам хочется прибрать к рукам такое мощное и авторитетное предприятие, как наш пивзавод, - говорит первый заместитель главы райгосадминистрации Владимир Кононов. - Но только обидно, что, придя на все готовое, они даже палец о палец не хотят ударить, чтобы и дальше расширять производство, покорять новые высоты. Как правило, инвесторов в таких сделках интересует исключительно получение дивидендов и передел власти. Никаких конкретных программ по финансовому оздоровлению они не предлагают, как и не подкрепляют свое присутствие денежными вложениями. Только наводят смуту и вносят беспорядок в работу коллективов, в худшем случае вообще банкротят организации. В нашем районе за таким примером далеко ходить не надо: через сто метров от пивзавода простаивает в запустении консервный завод, в прошлом один из крупнейших производителей консервной продукции в регионе. Ныне же контрольный пакет акций приобретен учредителем ООО «Продовольственная компания» Олегом Митволем и ОАО «Делфи», рабочие отпущены в отпуска, никакой работы на предприятии не ведется.
Одной из самых действенных попыток пивзавода отразить нападки со стороны московских «захватчиков» и сохранить целостность структуры предприятия стало увеличение уставного капитала и размещение всех акций среди акционеров на пропорциональной основе, проведенное весной прошлого года. Эмиссия ценных бумаг позволила получить дополнительные средства и перераспределить долю собственности: теперь 84,7 процента акций находятся под контролем коллектива, заинтересованного в развитии предприятия, 15,3 процента принадлежат новым акционерам, чьи интересы лежат в другой плоскости.
...Опорочить, натравить
Но какие бы меры ни предпринимали заводчане, новые собственники не отказались от идеи захватить контрольный пакет акций завода и установить свою власть. Они продолжили атаку и в который раз попытались убедить депутатов ГДСК, членов правительства, правоохранительные органы и многие другие проверяющие организации в том же, что не так давно преподносили коллективу - из-за неумелого правления пивзавод находится на грани банкротства, выданный правительством субсидированный кредит используется не по назначению.
- Кроме этих бесчестных методов, вводящих в заблуждение краевую власть, - рассказывает директор Михаил Харин, - наши «совладельцы» неоднократно предпринимали попытки самостоятельно вмешаться в финансово-экономическую деятельность предприятия. С этой целью систематически забрасывали администрацию требованиями о предоставлении отчетности завода за различные периоды и даже пытались преднамеренно обанкротить завод путем прекращения поставок пара от котельной, принадлежащей Ипатовскому консервному заводу. Это у них не получилось, мы смогли выпутаться из затруднительного положения, но в ответ стали заложниками беспрестанных анонимных звонков с угрозами жизни руководству завода и членам их семей. Более того, видимо, с подачи наших инвесторов в местных СМИ прошла серия провокационных материалов, порочащих честь и деловую репутацию как предприятия, так и отдельных членов руководства.
Но и это еще не все нападки, предпринятые ушлыми бизнесменами. В органы МВД от них систематически поступали требования о возбуждении уголовных дел против руководства ЗАО. На предприятии сновали бесконечные проверяющие, до сих пор не выявившие ни одного серьезного нарушения, в том числе и нецелевого использования субсидированного кредита. Только за прошлый год было проведено восемнадцать проверок различного масштаба и уровня, организовано три внеочередных собрания, на которых всякий раз была одна и та же повестка дня: смена всех органов управления, в том числе и директора. Причем в совет директоров и исполнительный орган общества по предложению новых акционеров должны были пройти только «свои люди», ни одного представителя коллектива в их списках не было. Слава богу, сотрудники завода на агитацию, а потом и запугивание не прореагировали и выразили полное доверие существующей власти.
И вот очередной мощный «наезд»: 19 февраля без всякого предупреждения и в отсутствие руководства на завод проследовали сотрудники правоохранительных органов, и, взломав дверь в архив, изъяли восемнадцать папок с бухгалтерской отчетностью и три системных блока от компьютеров.
- В тот день генеральный директор был в Москве, а главный бухгалтер на больничном, - рассказывает о случившемся главный экономист предприятия Людмила Дубовик. - Примерно в 12 часов 30 минут к проходной подъехали два автомобиля с представителями районного РОВД и краевого ГУВД. Один из них - оперуполномоченный ОРЧ по линии БЭП старший лейтенант милиции Владимир Лобас - представился на проходной и уточнил, на месте ли руководство. Получив отрицательный ответ, сказал, что и без того знает об этом. Потом добавил, что подождет до окончания обеденного перерыва и пройдет на завод, если нужно даже с применением силы, потому что на это у него есть постановление.
Дальше события развивались в лучших традициях современных боевиков. Ровно в 13 часов пять мужчин в форме прошли через КПП и вскрыли дверь административного здания завода. Затем таким же образом проникли в бухгалтерию, где, предъявив постановление о производстве осмотра помещений, потребовали выдать бухгалтерские документы, которые до этого, как ни странно, представители власти уже изымали и изучали более полугода. Заместитель главного бухгалтера попросила отложить проведение оперативно-розыскных мероприятий до приезда адвоката, но Лобас сказал, что ждать не собирается, и предложил коллегам взломать дверь в архив. Милиционеры согласились и в отсутствие каких-либо работников завода изъяли документацию. После этого составили акт обследования помещений, зданий, сооружений и транспортных средств, в котором никому не дали расписаться. Более того, на естественное беспокойство происходящим сотрудников предприятия, а затем и желание выяснить суть дела вызвали по сотовому телефону дополнительный наряд милиции из шести человек, вооруженный автоматами, и заставили всех вернуться на свои места. Документы же и технику увезли, парализовав работу предприятия как минимум на неделю.
Прибывшее через какое-то время на завод руководство попыталось вернуть документы и магнитные носители. Для урегулирования ситуации заводское начальство обратилось в различные инстанции, в том числе прокуратуру, Министерство юстиции, Министерство внутренних дел и к депутатам Государственной Думы, но позитивного отклика в этом, естественно, не нашло и, как уже говорилось выше, разрешило конфликт собственными усилиями.
...А потом и выдворить
Заключив устную договоренность «о ненападении», руководство Ипатовского пивзавода не рассчитывало, что новая попытка передела собственности и смены власти будет затеяна оппозицией так скоро. Как уже сообщалось ранее в нашей газете, в пятницу, 9 июля, в кабинет директора, сопровождаемые группой охраны, проследовали неизвестные доселе Валентин Островерхов и Игорь Овчинников. Последний заявил, что по решению внеочередного общего собрания акционеров ЗАО «Ипатовский пивзавод» с этого дня он является генеральным директором предприятия, после чего попросил Михаила Харина освободить помещение, а также передать ему ключи от кабинета и печать со штампами.
Как рассказывает сам Харин, под угрозой расправы он подчинился требованиям нового директора. Дело в том, что к этому времени помимо шести охранников в его кабинете по территории завода разгуливало еще около десяти человек. В ответ на его вопрос о том, что это за люди, новым руководством ему был предоставлен договор с ООО «Частным охранным предприятием «Консул», якобы заключенный заводом за несколько дней до происшествия.
После того как Харина выдворили за пределы пивзавода, он написал заявления в милицию и прокуратуру, подал иск о признании недействительным решения собрания и восстановлении его в должности в суд. В заявлениях Михаил Николаевич сделал упор на то, что в соответствии с Законом «Об акционерных обществах» объявление о проведении внеочередного собрания должно было быть опубликовано не позднее чем за 30 дней до его назначения, и свидетельствовал, что новоявленное руководство предъявило ему только ксерокопии документов, к тому же заверенные недействительными печатями старого образца.
В это же время новое правление стало активно размещать в районных и краевых СМИ информацию о своем приходе и о том, что пивзаводу нужны инвестиции, которые они якобы уже привлекли. Помимо этого, за неделю своего пребывания на Ипатовской земле Игорь Овчинников заключил несколько договоров, действие которых, по словам заводского юриста М. Семкиной, уже нанесло финансовый урон предприятию. По одному из них приостановлено действие договора с ОАО «Пульс» – предприятием, реализующим продукцию пивзавода. Право распространения передано, по мнению Марины Викторовны, несуществующим организациям «Элькон» и «Пивной двор», работники «Пульса» удалены с территории завода, а его сторонние клиенты неправомерно переведены в ведение ЗАО «Ипатовский пивзавод».
Стоит отметить, что Михаила Харина за эти дни ни разу не пропустили на территорию родного предприятия. И даже 16 июля, когда он прибыл к зданию завода с судебным постановлением о признании недействительным решения внеочередного собрания акционеров и восстановлении его в должности директора, разговор со своими оппонентами вел через высокий забор. Кстати, Игорь Овчинников и Евгений Островерхов в этот же день заявили ходатайство об отводе пристава-исполнителя, как заинтересованного лица. Помимо этого, теперь уже неуполномоченные руководители отказались покинуть свои кабинеты, а Игорь Овчинников не вернул печати, ключи от кабинета и некоторые документы, о чем юридическая служба завода подала заявления в соответствующие органы.
- Наша ситуация повторяется на многих крупных предприятиях страны, - подводит итог Михаил Харин. – В стабильные российские заводы и фабрики, как клещи, вцепились всевозможные инвесторы, жаждующие быстрой наживы или безраздельной власти. Не у всех предприятий получается отбиться и выстоять. Руководству Ипатовского пивзавода, слава богу, преодолеть трудности помогает коллектив преданных сотрудников, но и мы подчас задыхаемся. Нужна поддержка государства, которое сможет защитить предприятия, приносящие прибыль и авторитет стране.
Справка «Ведомостей»
Митволь Олег Львович. Профессиональный миноритарный акционер. С его именем связаны сделки с акциями таких крупных химических предприятий как тольяттинский «Фосфор», новочеркасский и волгоградский «Химпром». Владелец восьми крупных компаний перерабатывающей промышленности, в том числе московского коммерческого банка «Нефтяной альянс», фирмы «А-ТЕКС».
Овчинников Игорь Евгеньевич. Антикризисный управляющий. Ранее возглавлял Нарышкинский пищекомбинат, Брянский машиностроительный завод и ряд других предприятий.
Мнение специалиста:
Заместитель начальника краевого антимонопольного управления Сергей Никитин:
- Ситуация, сложившаяся в последние несколько лет на Ипатовском пивзаводе, кажется мне крайне нездоровой. По моему мнению, тот захват власти и смена руководства, которые попытались произвести совладельцы предприятия, незаконны, являются прецедентом на территория края и требуют к себе пристального внимания правоохранительных и властных структур. Более того, и сама законность приобретения инвесторами части акций пивзавода вызывает у меня большое сомнение. По Закону «О конкуренции» при совершении сделок с более чем 10 процентами акций любых акционерных обществ операции обязательно согласовываются с нашим ведомством. В данном случае, когда два года назад 46 процентов акций Ипатовского пивзавода были переданы Крайпотребсоюзом ОАО «Делфи» и московскому предпринимателю Олегу Митволю, ни с нами, ни с нашим головным представительством в Москве эта сделка не оговаривалась. Отсутствие каких-либо законных документов о передаче акций «Делфи» и Митволю впоследствии подтвердила и прокурорская проверка.
Елена ШИШКОВА.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru