Вы здесь

Как царь-батюшка оказачивал и расказачивал своих подданных

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

«Казаки впервые упоминаются во время владычества татар, и тогда они составляли легкие конные отряды... До 1676 года казаки служили России по найму: Царь Федор Алексеевич повелел их привести к присяге. С 1725 года история казачества связана с историей регулярных войск». Это - из Энциклопедического словаря Ф. Павленкова 1899 года. В Энциклопедическом словаре сто лет спустя читаем уже другое: «В 1920 году казачество как сословие упразднено... В конце 1980-х гг. началось возрождение традиций, культуры и быта казаков, появились казачьи организации» (БЭС, 2001 г.).

Тюркское слово «казак» - удалец, вольный человек - было неоднозначно вписано в историю государства Российского. Наказные атаманы (назначенные царем) фактически руководили казачьим войском, а «казачий круг» (сход казаков) решал вопросы хозяйства и быта станичников. Тяжелая и опасная служба не всегда вовремя оплачивалась, привилегии периодически отбирались, что вызывало недовольство казаков. Никто не спрашивал казаков, желают ли они переселиться на необжитые места, бросая налаженное хозяйство, что было частым явлением.
Историк, этнограф, антрополог (автор Устава Ставропольского юнкерского казачьего училища) генерал-лейтенант Иван Диомидович Попко так писал о жизни казака XVIII- начала XIX вв.: «Его спартанская бедность была, можно сказать, позолочена лучами военной славы, прекраснее всех других видов славы, как покупаемой кровью и страданиями». Однако государыня-матушка забывала вовремя платить казакам за их службу. Вот пример:: «Жалованья и провианта казаки не получали по целым годам... один Хоперский полк числил за казной свыше 15 тысяч рублей», - так писал известный историк казачества генерал-майор Василий Александрович Потто, основываясь на данных Георгиевского архива.
Бунтовщики Кондратий Булавин, Степан Разин, Емельян Пугачев - имена известны всем со школьной скамьи - отстаивали вольности казаков, воюя с царским правительством. Краткое пребывание Емельки Пугачева на Северном Кавказе (он даже был принят в Терское войско) внесло и здесь смуту. Но такие подробности его биографии не поместились в школьные учебники по истории России. Расказачивание Яицкого казачества, принявшего самое активное участие в бунте, закончилось казнью Пугачева и переименованием Яицкого казачьего войска в Уральское. Заодно и реку Яик императрица Екатерина II Великая велела впредь именовать Уралом. Управляемая и стихийная колонизация Северного Кавказа приходится на более поздний период, который изобиловал конфликтами уже местного масштаба. Известные из краеведческой литературы факты «переименования» станиц в села и наоборот представляли собой коренную ломку быта обитателей населенных пунктов, что вызывало противодействие селян, вплоть до открытого неповиновения. Для подобных манипуляций у царя-батюшки были свои соображения, которые, как правило, оставались неведомы для станичников-казаков и селян-мужиков. Переименования означали перевод населенных пунктов из военного в гражданское ведомство и наоборот, со всеми последствиями. Жители таких поселений Ставропольской губернии, как Александровское, Бешпагир, Московское, Михайловское, Надежда, Рождественская, Северное, Спицевка, Старомарьевка, Татарка и др. испытали на себе «расказачивание» того периода. Вот как пишет об этом краевед XIX века Антон Твалчрелидзе: «Село основано в 1784 году выходцами из внутренних губерний России. В 1832 году жители его были обращены в казачье сословие, а в 1870 г. возвращены в первобытное состояние и переданы в гражданское ведомство». (Ныне это город Михайловск.) За словами краеведа скрывались преобразования в управлении, налогообложении, распределении земель и т.п. Селян то «расказачивали», то «оказачивали».
К концу XIX - началу XX века среди казаков губернии становилось все больше зажиточных хозяев, которые отгораживались от новоселов. О своих притязаниях казаки так записали в одном из документов: «Казаки должны обособляться от иногородних, всячески проводить различия между ними и собой, тщательно смотреть, чтобы иногородний не воспользовался чем-нибудь таким, что собственно принадлежит казаку, вообще чтобы казаки во всем и всегда имели место выше, чем иногородние». («Положение об общественном управлении станиц Кубанского войска», 1891 г.) Иногородними именовались крестьяне и другие группы населения, прибывшие на казачьи земли после отмены крепостного права. Иногородние батрачили, арендовали землю у казаков, иногда ее покупали. Казачьи низы жили не лучше иногородних и потому поддержали большевиков после Октябрьского переворота. Массовый террор против богатого казачества проводился не без активной помощи голытьбы, представлявшей власть советов на местах и таким образом участвовавшей в расказачивании зажиточных станичников, в массовых репрессиях против них. Казачество само себя расказачивало, на практике реализуя теорию классовой борьбы, помогая пролетариату осуществлять «историческую миссию насильственного ниспровержения буржуазии». Пролетарии из крупных городов (так называемые двадцатипятитысячники) помогали казачьей голытьбе раскулачивать станичников, доводя до конца процесс расказачивания.
В казаки можно было записаться в индивидуальном порядке. Так, известный краевед XIX века Иосиф Викентьевич Бентковский, выходец из небогатых польских дворян, в 1836 году подал прошение о зачислении в Кавказское линейное войско. Его просьба была удовлетворена, как была удовлетворена и просьба Сеида-Абдул-Хана, эмира Бухарского, о зачислении в Терское казачье войско, где он получил чин генерала от кавалерии. Индивидуальный прием в казачье сословие продолжается - «оказчиваются» не столько селяне, сколько горожане, не имеющие даже смутного представления о тяжелой доле казаков в славные времена освоения Северного Кавказа. Зато «асфальтовые казаки» хорошо знают внешнюю атрибутику - от бутафорских орденов и покроя одежды до нагайки за голенищем, на худой конец, на стене городской квартиры или служебного кабинета.
Владимир ИВАНОВСКИЙ.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет