Вы здесь

Монополисты, назад!

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Кто больше всего у нас нарушает антимонопольное законодательство, почему до сих пор не принят новый антимонопольный закон, каковы успехи борьбы с ценовым сговором владельцев бензоколонок?.. На эти и другие вопросы «Ведомостей» отвечает руководитель управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Ставропольскому краю Владимир Рохмистров.

- Владимир Васильевич, глава ФАС Игорь Артемьев недавно в интервью отметил, что большинство нарушений антимонопольного законодательства совершаются чиновниками. Дела против антиконкурентных действий чиновников составляют 52 процента от всех дел, возбужденных антимонопольным органом. На втором месте по количеству дел - естественные монополии. Применительно к нашему краю ситуация аналогичная?
- Статистика везде по России одинаковая. И она стабильна на протяжении нескольких лет. Большинство нарушений антимонопольного законодательства касаются именно чиновников. Административные барьеры сегодня являются серьезнейшим препятствием для предпринимательства. Когда, например, государственный надзирающий орган навязывает предприятиям платные услуги. Либо взять доступность к финансовым средствам, которые выделяются из бюджета... Должна быть единая - понятная и прозрачная - конкурсная процедура. Сегодня этого нет. Мы судились с краевым минфином, вынуждены были дойти до кассационной инстанции, только в федеральном окружном суде выиграли дело. Минфин проводил конкурс для государственных нужд с заведомо невыгодными для определенной категории участников условиями.
По земле очень много нарушений было. Когда межевые дела не принимались, тормозились. Встречалось такое, что земельный комитет возглавляет один супруг, а земельную организацию - другой. Все вопросы для этой организации, естественно, решались легко, для ее деятельности была открытая «зеленая улица».
- Что с новым антимонопольным законом? В конце ноября на пресс-конференции вы говорили, что с началом 2005 года документ должен вступить в силу, но выясняется, что законопроект до сих пор обсуждается в правительстве.
- Действительно, когда правительство Российской Федерации одобрило концепцию закона, я рассказывал в чем новизна этого закона, чем он принципиально отличается от старого. Там много новых интересных вещей, но в первую очередь предусмотрен контроль за монополистами - самыми-самыми крупными доминирующими субъектами, и контроль за органами власти. В этом законе четко расписано, что такое государственная помощь, на что могут выделяться деньги из федерального, краевого, местного бюджетов. И еще в этом законе предусмотрены для нарушителей штрафные санкции от оборота - от 0,5 до 4 процентов, в зависимости от характера нарушения. А это уже огромные суммы, которые могут охладить пыл любого нарушителя.
Но против уже одобренного правительством законопроекта ополчились монополисты. Привлекли на свою сторону руководство Минэкономразвития, которое ранее также дало положительное заключение по концепции закона. Так что это дело сейчас тормозится чиновниками Минэкономразвития.
- Что именно монополисты хотят изъять из законопроекта?
- Они хотят, чтобы этот закон совсем не распространялся на естественные монополии.
- Они считают, что для естественных монополий должен быть особый закон?
- Глава «Газпрома», господин Миллер, когда комментировал итоги встречи президента страны с крупным бизнесом, заявил, что существующее законодательство их устраивает и не надо принимать никаких новых законов.
- Нынешнее российское антимонопольное законодательство, по сравнению с Европой и США, очень мягкое. Почему сразу нельзя было установить достаточно жесткие законы? Или необходимость жестких антимонопольных правил должна была созреть?
- Нельзя сказать, что и нынешний антимонопольный закон плох, но те штрафные санкции, которые в нем содержатся, неадекватны нарушениям. Компания, нарушая закон, может получить прибыль, в сотни, тысячи, десятки тысяч раз превышающую размер санкций. Неоднократно и раньше предлагалось внести более жесткие санкции, ужесточить нормы, но, может быть, на первом этапе перераспределения собственности и должен быть мягкий закон, а уже сейчас, когда появился реальный собственник, когда он может злоупотреблять на рынке своим правом, штрафы должны быть ощутимые.
Кстати, новый российский закон соответствует всем международным требованиям, он вобрал в себя лучшие нормы современного европейского законодательства.
- Вы говорили о понятии госпомощи в новом законе, на что могут выделяться деньги из федерального, краевого, местных бюджетов. Вот сегодня на рынке СМИ края есть издания, которые финансируются из муниципальных и краевого бюджетов. Будет ли государственная поддержка этих изданий в соответствии с новым законом считаться незаконной?
- Таким образом, как сейчас поддерживать СМИ уже будет нельзя. Обязательно должен проводиться конкурс - кто победит по условиям конкурса, тот и будет получать средства из бюджета. Но условия должны быть понятны для всех, и конкурс должен быть прозрачным. Государственная и муниципальная газеты, где государственные и муниципальные органы являются учредителями, уже тех преференций без конкурса получать не будут.
- Результаты конкурсов, вы сами говорили, не всегда объективны.
- Многие конкурсы, которые сегодня проводятся, они, безусловно, под кого-то заказываются. Конкурсами они только называются, а на самом деле это не что иное, как желание передать бюджетные деньги заранее известному победителю.
- Региональные антимонопольные управления участвовали в подготовке нового закона?
- На уровне центрального аппарата антимонопольного ведомства существовала рабочая группа, которая занималась подготовкой закона. Когда мы получили концепцию закона, дали свои замечания и предложения, с чем были не согласны. После того как с мест пришло слишком много замечаний, в состав рабочей группы вошли специалисты из регионов. Я думаю, что этот закон - совместное творчество ученых, специалистов центрального аппарата ФАС и территорий.
- Борьба антимонопольного управления с ценовым сговором нефтеснабжающих компаний, которая ведется уже не один год, насколько она эффективна?
- Я удовлетворен нашей работой в этом направлении. Результаты налицо. Сейчас у потребителя есть возможность выбирать. На заправках цены разные. И у одной компании на разных заправках - цены неодинаковые.
Есть возможность выбирать и между бензином и газом. Но я хочу сказать: в том, что ситуация изменилась, есть заслуга и средств массовой информации. СМИ были нашим единственным союзником, краевые власти нам не помогли в этом вопросе. Если бы не СМИ, мы бы не справились. О каждом нашем шаге газеты писали, все нарушители назывались... И они испугались. Сегодня нет такого, чтобы в один день все установили одинаковые цены. Каждая компания ведет свою ценовую политику. Так что я благодарен журналистам, мы победили сообща.
- А вот Ваша попытка добиться разделения бизнесов «Кавминводыавиа», выделения из компании Минераловодского и Ставропольского аэропортов, чтобы они действовали как самостоятельные хозяйствующие субъекты. Чем все закончилось?
- Это дело на тормозах не спущено. Наши материалы находятся в центральном аппарате Федеральной антимонопольной службы. Есть программа Минтранса РФ, которая предусматривает выделение из авиакомпаний аэропортов к концу 2005 года. И она выполняется. По этой программе собственник должен самостоятельно разделить бизнес. Аэропорт - это, естественно, монопольный вид бизнеса, а авиаперевозки - конкурентный бизнес. И сегодня задача у правительства - отделить конкурентный от монопольного бизнеса.
Мы недавно проверяли «Кавминводыавиа», отметили и недостатки, и многие позитивные моменты в деятельности этой компании. Подготовили справку, передаем ее в ФАС.
Я убежден, что наши действия по отношению к «Кавминводыавиа» были абсолютно правильными.
- Вы испытываете давление со стороны властей, крупных монополистов?
- Нет. Может быть, потому, что наша позиция принципиальная и основана только на букве закона. Были случаи давления на заре становления в крае антимонопольного управления. Но сейчас никакого воздействия мы не испытываем.
- Много ли у нас в крае компаний, которые можно назвать монополистами?
- Более 280 компаний, которые находятся в реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке более 35 процентов. Это, наряду с крупными предприятиями, и организации жилищно-коммунального хозяйства, и хлебо-, молзаводы, которые имеют большую долю на некоторых локальных рынках. Ежеквартально они нам представляют информацию об объемах и себестоимости произведенной продукции. А мы анализируем: каково положение субъекта на рынке. Нет ли с его стороны каких-либо злоупотреблений. Если рост цен на продукцию предприятия-монополиста соответствует уровню инфляции - это нормально. Если вдруг происходит всплеск цен и падают объемы, тогда начинаем заниматься антимонопольным расследованием.
- А бывают хорошие монополисты, законопослушные?
- Бывают, и их достаточно много.
- Кадровых проблем не испытываете?
- Когда-то у нас было 40 человек, сейчас - 23. На 40 я не претендую, но хотя бы 35. Потому что по численности у нас очень маленькое управление, а задачи достаточно большие. Дело в том, что одно время деятельность антимонопольной службы в правительстве курировали некоторые чиновники, которые делали все для того, чтобы выхолостить работу антимонопольной службы. Сокращали кадровый состав, постоянно и безбожно. Просто проводился какой-то жуткий эксперимент.
Я могу сказать, что еще одно такое сокращение - и на ставропольском управлении можно поставить крест.
- Владимир Васильевич, так получается, что ФАС - то ведомство, где находят себе применение представители партии «Яблоко». Руководитель ФАС Игорь Артемьев - видный «яблочник», вы в свое время тоже возглавляли краевую организацию «Яблока», были активным политиком, баллотировались в губернаторы.
- В настоящее время ни в какой партии я не состою. Но демократических взглядов и убеждений не поменял. А с Артемьевым мы знакомы с давних времен, он сейчас как государственный чиновник не может заниматься активно политикой, но в руководящих органах «Яблока» он остался.
- А Вы почему покинули «Яблоко»? Это мешало работе или из-за каких-то трений внутри организации?
- Слишком много было таких вопросов, разрешить которые без ухода с руководящей должности в краевой организации «Яблока» было невозможно. И я принял решение уйти. Вступать в какую-то другую политическую организацию?.. Торопиться не буду. Их сейчас много, но в большинстве они искусственные.
- На что-то иное, кроме работы, время остается?
- Свободного времени практически не бывает. Считаю за счастье раз в неделю сходить в баню. Вот что я могу себе позволить.
- А спорт? Вы ведь еще почетный президент краевой федерации каратэ.
- Да уже почти три года... Я, как бывший спортсмен-борец, любил понаблюдать за выступлениями, очень часто бывал на соревнованиях. И, зная об этом, ко мне пришли представители федерации, предложили стать почетным президентом. Я согласился...
Сейчас спортом не занимаюсь, все-таки уже скоро 50. Стараюсь ходить пешком и ездить на велосипеде в выходные дни, когда погода позволяет. Для поддержки формы.
- Каким Вам видится ваше будущее?
- Когда я баллотировался на губернаторский пост, наверное, не для того, чтобы проверить свои силы и собрать какие-то очки. А показать, что в демократической среде есть достаточные люди, способные претендовать на власть, бороться за нее... Я работал и на производстве, и в науке, и как управленец. Может быть, это прозвучит дерзко, но последнюю точку в своей карьере я еще не поставил.
- Не совсем понятно. Если бы не отменили губернаторские выборы, я бы подумал, что вы вновь собираетесь баллотироваться в губернаторы.
- Выборы губернатора все-таки будут. В законодательном собрании края. Сейчас идет борьба за попадание в список претендентов.
- Вы думаете, что окажетесь в этом списке?
- Почему нет?

Вопросы задавал Владислав ФУШ.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет