Вы здесь
В память о России Клементина Черчилль увезла домой альбом с видами Кисловодска
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).В Государственном архиве Ставропольского края совсем недавно обнаружился интересный факт. На него обратили внимание сотрудники архива, когда готовили материалы для выставки к 60-летию Победы. Дело в том, что на тонкой папке с 12 пожелтевшими от времени листочками стоял гриф «Секретно». В 90-х годах уже прошлого века эти документы рассекретили. И теперь мы можем конкретно узнать о благотворительной поездке в апреле 1945 года по Кавмингруппе делегации англичан, возглавляемой председателем Британского «Фонда помощи России», супругой Уинстона Черчилля Клементиной.
Известно, что города-курорты Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки, Железноводск после освобождения их от гитлеровских оккупантов стали всесоюзным госпиталем, куда доставлялись раненые бойцы и офицеры со всех фронтов. Естественно, определяя свой маршрут следования по Советскому Союзу, представители английского «Фонда помощи России» не могли не приехать на Ставрополье. Позже, на пресс-конференции в английском посольстве в Москве (8 мая 1945 года), госпожа Клементина Черчилль скажет, что цель ее поездки в Советский Союз «заключалась в том, чтобы ознакомиться с медицинскими организациями, санаториями, больницами, детскими учреждениями и всем тем, что связано с оказанием помощи». Из некоторых печатных источников стало известно, что созданный в 1943 году при непосредственном участии Клементины Черчилль Британский «Фонд помощи России» собрал за короткое время пять миллионов фунтов стерлингов. И скорее всего эти огромные средства шли на медикаменты и медоборудование, которых катастрофически не хватало в разрушенной фашистами России. Точных данных об этом нет. Зато есть подлинные документы о том, как встречали К. Черчилль на Кавмин-группе.
Из той же тонкой архивной папки узнаем, что гостей было 14 человек, в специальную правительственную охрану было включено 12 человек, в охрану органов НКГБ и НКВД - 18 человек. Для организации бытового обслуживания и питания англичан был выделен специальный штат, который был закреплен на все дни пребывания гостей «без права отлучки с работы». Был также организован на месте («с целью просмотра продуктов питания») специальный саннадзор с санбаклабораторией со штатом в 3 человека. Интересно, что за несколько дней пребывания английской делегации на Кавминводах «были изъяты 1 бутылка шампанского и 1 бутылка столового вина, ввиду наличия в посуде стекла (осколки). Эти бутылки переданы органам НКВД как вещественное доказательство для дальнейшего расследования по месту производства...». Не позавидуешь этому производителю!
Читаешь отчет уполномоченного Кисловодского городского совета по организации приема и питания гостей подполковника медицинской службы Листова (25 апреля 1945 года) - и диву даешься. Страна еще в войне, простые люди питаются чем угодно, вплоть до травы, а для Клементины Черчилль и сопровождающих ее лиц нашлось все: торты, слойки, печенье, овощи, куры, гуси, молочные поросята, мясо говяжье и свиное, балыки севрюги и белуги, сыр, шоколад, молоко, сметана, творог, лимоны, апельсины, яблоки, папиросы, цветы для украшения помещений. А уж водки, вин - «Кагор», «Мускатель», «Портвейн» и других - «море разливанное». Только в Пятигорске на один прием предназначалось 10 литров водки, 85 бутылок вина и 150 бутылок нарзана. Пей - не хочу!
Вактах исполкома Кисловодского горсовета говорится, что за три дня пребывания гостей (с 17 по 19 апреля 1945 года) было израсходовано 33 тысячи 942 рубля 97 копеек. В Ессентуках было потрачено на эти же цели 8 тысяч 282 рубля 36 копеек, в Пятигорске - 19 тысяч 346 рублей 10 копеек. Встречали широко, по-царски. Размещали в люкс-номерах. Причем завтрак госпожи Черчилль, который она дала в честь приезда в Кисловодск, и ответный обед председателя горсовета Кисловодска товарища Бородина сервировались отдельно на 30 персон каждый («с приглашением лиц из городского актива»). В память о Кавминводах у Клементины Черчилль остался подарок - шикарно изданный альбом видов Кисловодска. А в память о Советском Союзе награда, орден Трудового Красного Знамени, которой ее удостоило советское правительство.
Вот был сюрприз для потомка герцогов Мальборо, лауреата Нобелевской премии по литературе, изобретателя первого в мире танка, художника (псевдоним Шарль Морен), высокомерного премьер-министра Великобритании Уинстона Леонарда Спенсера Черчилля. О его реакции на советскую награду супруги мы, конечно, никогда ничего не узнаем, а вот в книге А. Уткина «Уинстон Черчилль» приводится письмо Клементины Черчилль, которое она прислала мужу из Москвы, где она встретила День Победы. В нем, в частности, говорится: «Мы собрались здесь, пьем шампанское и посылаем тебе приветствие по случаю Дня Победы. Я буду вечером слушать тебя по радио, мой дорогой, и думать о тебе и пяти славных годах твоего служения нации и миру...». И это после 37 лет совместной жизни. Отношения, достойные светлой зависти.
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru