Вы здесь
Бизнес тогда успешен, когда выгоден всем сторонам
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Сегодня Российская Федерация потребляет где-то около шести миллионов тонн сахара. Производит же чуть больше двух миллионов тонн. Брешь не закрывается даже переработкой зарубежного, по большей части тростникового сахара-сырца - до трех миллионов тонн. Остальной сахар завозим из-за рубежа.
Но даже при таком фактически безграничном рынке сбыта сахарозаводчики умудрились в девяностых годах не выдержать конкуренции и свалиться в кризис, из которого, при наметившемся в последние годы росте производства, по большому счету не выбрались до сих пор. Не исключением стал и Эркен-Шахарский сахарный завод. Он тоже, как и все, резко снизил объемы переработки. Упало и производство свеклы.
Предприятие несколько раз меняло собственника. На своей практике как бы подтверждая тезис: эффективной работы не будет до тех пор, пока не появится эффективный собственник, способный не прибыль любой ценой выкачивать, а развивать производство, держать его на конкурентоспособном уровне. И такой собственник появился только в 2001 году: контрольный пакет акций сахарного завода приобрела группа «Разгуляй - УКРРОСС».
ОАО «Карачаево-Черкесский сахарный завод» - так оно теперь называется, - было в таком плачевном состоянии, что первые два сезона новые хозяева его даже не запускали. Но затем два сезона, хотя и с неполной загрузкой, отработали. И вот сейчас на пороге третий сезон. К нему компания кардинально изменила подходы. Во-первых, полностью заменена команда топ-менеджеров. Во-вторых, найдены значительные финансовые ресурсы для реконструкции и капитального ремонта. И в третьих, полностью, изменены отношения с поставщиками сырья - окрестными сельхозпредприятиями Карачаево-Черкесии и Ставропольского края.
Что делает академик из Москвы в горном ауле
В сахарной компании «Разгуляй - УКРРОСС» 12 сахарных заводов. В то время как всего по России их 92. Эркен-Шахарский специалисты называют самым перспективным. По сути, он - естественный монополист, один на огромной с развитой инфраструктурой территории двух субъектов РФ, имеющих традиции и опыт выращивания сахарной свеклы на богатейших кавказских черноземах. Мало того, здесь же и рынок сбыта - густонаселенный регион Кавказских Минеральных Вод с развитой кондитерской промышленностью. Но весь опыт развития сахарной промышленности России показывает: мало иметь естественные преимущества, надо еще научиться грамотно использовать их в рынке.
Наверное, поэтому руководство компании пошло на радикальные кадровые решения: направило сюда год назад руководителем опытного менеджера, дав ему во всех начинаниях карт-бланш.
Генеральный директор ОАО «Карачаево-Черкесский сахарный завод» Владимир Борисович Караксин по основному образованию химик. Два десятилетия работал в столице в академической науке, кандидат химических наук, автор свыше 40 научных статей и нескольких монографий. Но 15 лет назад оказался востребован в управлении активами, стал менеджером. Вытаскивал из прорывов ряд крупных производств, в том числе один из заводов ГАЗа в Нижнем Новгороде. Уже занимаясь управленческим бизнесом, защитил докторскую диссертацию по сельскому хозяйству. Академик МАНЭ.
Задача руководителя - выстроить эффективную систему управления, опереться на инициативных и грамотных людей. Караксину это не впервой. Но здесь он столкнулся с тем, что основной костяк коллектива, на котором держалось предприятие, за годы простоя рассеялся. Караксин привел с собой из управляющей компании лучших специалистов, провел жесткую чистку старых кадров. Сегодня все руководители подразделений - в возрасте до 30 лет. Средняя зарплата по предприятию 6 тысяч рублей, что для Карачаево-Черкесии очень даже неплохо. В сезон переработки она будет еще выше.
И тем не менее проблема кадров остается. Парадокс: в республике, где безработица чуть ли не поголовная, подобрать грамотного местного специалиста-технаря большая проблема. Еще большая проблема - квалифицированные рабочие, специалисты по контрольно-измерительным приборам и автоматике.
- Полтора десятилетия забвения высшего технического, да и профессионально-технического образования не прошли бесследно, - сетует Владимир Борисович. - Сегодня в республике на бирже труда юристы, экономисты и психологи. Для инженеров же с механиками, технологами и слесарями хоть Красную книгу заводи.
- Еще одна проблема, - размышляет Караксин, - недостаточно современное понимание здешним обществом роли бизнеса. В высшем руководстве республики в отношениях с нами здоровый прагматизм, от нас по большому счету не требуют ничего, кроме налогов. Но в среднем звене многие по-прежнему считают, что завод должен, как и в партийно-советские времена, заниматься благотворительностью, реализовывать социальные программы развития населенного пункта, оказывать за здорово живешь помощь и т.п. И не просто считают - требуют, с подключением силовых структур. Максимум, что я могу себе позволить, - это не добиваться от муниципалитета немедленной оплаты 13-миллионного долга. Хотя в разумные сроки, разумеется, он должен быть погашен. Бизнес-структура должна платить налоги, давать работу с зарплатой и сама развиваться. И все. Четвертого не дано. Остальное - на плечах государства, муниципалитетов, общественности. Только в этом случае бизнес будет эффективен и полезен обществу. А если мы опять понавесим на него несвойственные обязанности - то погубим раз и навсегда.
40 лет - возраст модернизации и реконструкции
В сорок лет человеку капитальный ремонт порой требуется, а заводу - и подавно. Эркен-Шахарское предприятие именно в этом почтенном возрасте. Фактически все важнейшие технологические установки и узлы производства - из металла. На вид сахарное производство - какой-то гигантский спрут из трубопроводов, котлов и агрегатов. Технология производства сахара - это и большой тоннаж, и высокое давление, и запредельные температуры. Отсюда и износ.
Это надо только представить. Сотни тысяч тонн(!) сахарной свеклы необходимо, всего за несколько месяцев, принять, уложить в бурты, затем промыть, превратить в стружку, выделить из нее сладкий сок, из которого вырастить кристаллы сахара. И все это в ходе непрерывного технологического процесса. Одно узкое место - и все огромное производство станет. И не зря подготовка к сезону здесь ответственнее, чем сам сезон. После пуска остается только контролировать процесс. В этом году в реконструкцию и капитальный ремонт предприятия запланировано вложить 1,5 миллиона долларов. В основном они освоены в период подготовки к сезону. Прямо скажем, это одно из крупнейших капитальных вложений в промышленность республики. Сегодня завод к пуску уже готов. Сейчас наводится глянец - где подкрасить, где убрать.
Пуск намечен на 15 сентября. Как химик Караксин понимает, что возможности предприятия далеко не исчерпаны. То, что сегодня числится в отходах производства, - та же патока, на самом деле таит в себе целый клад. При хороших капиталовложениях на новых технологиях можно было бы освоить получение из нее пищевых кислот особой чистоты. На мировом рынке им цены нет. И передовая сахарная промышленность уже идет по этому пути. Но он для Эркен-Шахарского завода - отдаленная перспектива.
Сегодня задачи пока другие, и самая главная - добиться прироста, а точнее удвоения сырьевой базы, продлить сезон сахароварения хотя бы до января. Фактически сейчас предприятие загружено на половину мощности - и это суровая реальность. Изменить ее можно только одним путем: изменив отношение к делу смежников - свеклосеющих хозяйств.
Когда селяне - равные партнеры
В лучшие времена окрестные хозяйства Адыге-Хабльского, Прикубанского и Хабезского районов занимали под сахарной свеклой 12 тысяч гектаров. В этом году - 3,5 тысячи. Снизили, хотя и в меньшей степени, производство сахарной свеклы и хозяйства Кочубеевского района Ставропольского края.
Кризис свеклосеяния налицо. Именно отсюда, в конечном счете, начинается кризис всей отрасли. Не в последнюю очередь он был вызван и пассивной, а порой и равнодушной позицией руководства завода к проблемам сельхозпроизводителей. В условиях диспаритета цен, невнимания власти к нуждам селян они не нашли ничего лучшего, как свернуть посевной клин, засеять эти земли более привычными культурами, в частности, зерновыми.
Сегодня позиция руководства завода изменилась кардинально. Промышленники видят в сельхозпроизводителях равноправных партнеров со всеми вытекающими последствиями. Стараются изучить их проблемы и помочь вырастить и поставить больше сахарной свеклы. Договариваются о расширении посевов. И не просто договариваются, а покупают для хозяйств минеральные удобрения, средства защиты растений. Фактически проавансировали закупку свеклы на миллион долларов. Ввели компенсацию транспортных расходов тем, кто везет свеклу издалека. Максимально приемлемым для селян сделали сам механизм приемки урожая: стали получать свеклу на давальческих условиях, начали практиковать прямую покупку, коммерческую уборку своей техникой на полях СПК и пр.
Мы не оговорились насчет своей техники. Стремясь гарантировать хотя бы минимальные объемы производства, завод создал дочернюю структуру «Эркен - свекла». Арендует у владельцев земельных паев землю - ее уже 4 тысячи гектаров. С каждым пайщиком заключен договор, они получают натуральную оплату зерном и сахаром. Причем условия оплаты лучше, чем во многих окрестных хозяйствах.
Так вот, дочернее предприятие уже имеет один из лучших в республике парк импортной свеклоуборочной техники, тракторный парк.
Бизнес тогда успешно развивается, когда выгоден обеим сторонам. Иначе он зачахнет. Это аксиома. И на Эркен-Шахарском заводе уважают экономический интерес смежника. Именно такие взаимовыгодные отношения выстраиваются сегодня у завода с СПК «Казьминский». Его председатель А.Шумский везет к ним только половину своего урожая сахарной свеклы. Вторую половину отправляет на Успенский сахарный завод Краснодарского края. Значит, так ему выгоднее. Но увидел Александр Алексеевич, что дела на Эркен-Шахаре пошли в гору, и уже в этом году обещает увеличить поставки.
Такой же бизнес-подход у руководителя СПК им. Чапаева
Н. Донцова, у руководителей СПК «Кубань», «Полярная звезда», «Колос».
Про пессимизм экспертов и оптимизм производственников
В последнее время нет недостатка в пессимистических оценках развития сахарной промышленности страны. Со вступлением России в ВТО и снятием таможенных барьеров, мол, к нам хлынет дешевый сахар из Украины, Турции, Евросоюза... В Интернете некоторые горячеголовые эксперты предсказывают гибель нашей сахарной промышленности уже к 2009 году. И эти прогнозы не в последнюю очередь строятся на примерах низкоэффективной работы отечественных предприятий.
- Вы, Владимир Борисович, как относитесь к подобным прогнозам?
- Возрождение Эркен-Шахарского сахарного завода делает одним таким примером меньше. Собственно, весь международный опыт эффективного сахаропроизводства строится на слаженой работе производителей сырья и его переработчиков. Наладим это - забудем о пессимистических прогнозах.
Как тут не вспомнить еще раз, что в прошлом году Эркен-Шахарскому сахарному заводу исполнилось ровно сорок лет. Но юбилей не праздновали. Не праздничное было настроение. Предприятие только начало подниматься после затяжного кризиса, итогом которого стала смена собственника.
Как тут не вспомнить, как трудно в далекие шестидесятые годы прошлого века страна решала проблему самообеспечения сахаром. В предгорья Кавказа пришла невиданная для этих мест культура - сахарная свекла. За счет отвлечения очень больших средств завод был построен в месте впадения Малого Зеленчука в Кубань и фактически положил начало как перерабатывающей промышленности в Адыге-Хабльском районе, так и свеклосеянию во всей Карачаево-Черкесии и прилегающему к ней Кочубеевскому району Ставропольского края. Расчитанный на суточный прием 5 тысяч тонн сахарной свеклы, он стал одним из крупнейших на Юге России перерабатывающих предприятий.
Надеемся, все это было не напрасно.
Александр Емцов.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru