Вы здесь

«Веселись, ребята, пока Москва не проведала!»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Эта присказка досягнула до наших дней из времен собирания славянских земель вокруг московских князей. Пословица-стон, свидетельство о том, что не умильно и не строем братались русские племена. Потеряно было много. В чугунной длани претендента на титул Третьего Рима с хрустом сгинули демократические традиции Новгородской и Псковской республик. Перевелись на Руси вольные хлебопашцы. Увяли навыки торговли и предпринимательства. Зато в цену вошло единомыслие, подавление самостоятельности. Для сравнения. Французский дворянин, обращаясь к королю на открытии Генеральных Штатов в 1512 году, почтительно, но твердо произнес: «Ты первый среди равных». А наши родовитые бояре, воины и дипломаты, нижайше стучали челом о пол и уничижительно причитали: « Я твой холоп...» Таков был этикет, из которого сформировался стиль жизни. Последствия этого стиля мы выкорчевываем по сей день. И судя по тому, что происходит вокруг, изживем не скоро.

На днях разразился скандал вокруг законопроекта о некоммерческих общественных организациях (НКО). В первом чтении он уже принят. Будучи воплощенной в жизнь, депутатская инициатива усложнит нелегкую жизнь общественных объединений, многие из которых на ладан дышат. Известные правозащитники уже высказали свое «фе». В программе Владимира Соловьева «К барьеру!» схлестнулись Ирина Хакамада и депутат Андрей Макаров, один из соавторов закона. Председатель комиссии по правам человека при президенте РФ Элла Памфилова донесла озабоченность общественности до Владимира Путина.
Рядовому гражданину поднявшаяся волна протестов может показаться бурей в стакане воды. Он озабочен оплатой счетов за коммуналку и снисканием хлеба насущного. Ему бы заботы правозащитников! Подумаешь, чуток прижмут. Опять же, говорят, некоторые из них на заграничные гранты кормятся. Занимаются коммерцией помаленьку...
Да, с какими-то упреками оппонентов НКО можно согласиться. Не врут они, утверждая, что кое-какие денежки общественные активисты того, проедают. Наверное, некоторые фонды и комитеты приторговывают кто картошкой, кто колготками, кто гуманитаркой. Кто-то лишние квадратные метры сдает в аренду, кто-то посредничает. Да, не без греха. И - кровь в жилах стынет - не у всех все в порядке с бухгалтерскими документами.
Это ужасно. Особенно на фоне добросовестности, с какой чиновники, рассовавшие откаты, взятки, гонорары за «консультации» по офшоркам, переводят на родину налоги и проценты.
СМИ буквально захлебываются от сообщений о том, как «подрабатывают» отдельные уважаемые слуги народа, разместившиеся на ветвях и порослях власти. Где-то читал, что уже и депутатский запрос имеет свою цену. Красота! Поставил автограф на казенном листе - и получай бонус в «зеленых». За труды праведные. Это, разумеется, честно, благородно и абсолютно в интересах любимого народа. Не секрет полишинеля, что портфели в министерствах, прокуратурах, администрациях, судах продаются как пучки укропа и петрушки на базаре. Штатное расписание иных государственных контор впору называть прейскурантом. По сходной цене со свистом разлетаются льготы, квоты, вставки в бюджетную строку, визы, базы данных, государственные тайны, оружие, погоны, награды. И вот, обозрев грешную землю с беспорочных высот ангельской чистоты и безупречности, государственные мужи озаботились «прозрачностью бюджетов» убогих общественных организаций, большая часть которых даже если что-то и склептоманят между делом, все равно перепадает то ли сирым, то ли правдоборцам, расшибающим лбы за правду, то ли полунищим интеллигентам, увы, так и не приспособившимся к хамскому российскому рынку.
Зачем это делается? Не думаю, чтобы выскрести из сусеков НКО то немногое, что у них есть. Цель, скорее, другая – элегантно придушить, поскольку все, что они творят, они делают по собственному почину и без спроса. НКО сегодня, как ни парадоксально, остались последним островком неподконтрольной самодеятельной инициативы. Неподконтрольны значит, опасны.
Не хочу проводить равенства между гражданским обществом и наличием нескольких тысяч некоммерческих организаций. Вряд ли стоит преувеличивать их роль в становлении гражданского общества, которое, к сожалению, у нас никак не встанет на ноги. И встанет ли вообще когда-нибудь – большой вопрос. Но если предлагаемый закон будет принят, а тем паче восторжествуют вдохновляющие это юридическое творение настроения, гражданского общества у нас не будет никогда. Это уж точно.
В конце 1917 года большевики «временно» прикрыли правые, буржуазные партии и их газеты. Эсеры, меньшевики и прочие «левые» проглотили эту новацию. Тогда еще можно было, объединившись, поставить заслон экспансии большевизма. Промолчали. Даже великий, прозорливый Александр Блок благословил взбунтовавшуюся матросню и делегировал им от себя заступника и предводителя «в белом венчике из роз». Спустя время вошедшие во вкус большевики разогнали партячейки и газеты своих вчерашних союзников – меньшевиков и эсеров. Естественно, тоже «временно». Через несколько лет садовник взялся за прополку уже на своей грядке - пришел черед «идущим не в ногу» всяким там троцкистам, зиновьевцам, бухаринцам. А потом стали хватать всякого, кто открывал рот не по команде. С тех пор советская пресса достигла столь необычайного расцвета, что, как изысканно изъяснялся Михаил Жванецкий, «прочитаешь одну газету - и сразу узнаешь, что написано в остальных». А общественные организации, которых в России перед революцией насчитывалось несколько сот тысяч, исчезли как нечто самостоятельное и независимое и выродились в «приводные ремни» партийных комитетов и иных, выражаясь по-современному, аффилированных с ними инстанций.
Бессмертный Остап Ибрагимович Бендер изрек афоризм: «Этот сухарик от наждачного камня отделяет всего один шаг. И он его сделал». Наше государство сделало уверенный шаг к тому, чтобы стали воспоминанием так и не успевшие трансформироваться в надежный институт демократии некоммерческие общественные организации.
Когда слушал гневные выпады И.Хакамады в адрес чиновников, удушающих свободу и демократию (внутренне с ней соглашаясь), с грустью вспомнил, что несколько лет назад фракция СПС проголосовала за изменения в законе о референдуме, которые делали проведение референдума практически невозможным. Народу закрыли рот. Против этих поправок тогда бились коммунисты. Коммунисты были политическими врагами, их следовало мочить. Так складывалась конъюнктура.
История ничему не учит.
Василий КРАСУЛЯ, публицист.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет