Вы здесь
«Она нам как родная внучка...»
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Говорят, социальный работник - это не только профессия, а состояние души. «Социалка» не терпит людей бессердечных, ищущих какую-то личную выгоду - она их отторгает как что-то чужое, инородное.
Когда в Ставропольский городской центр социального обслуживания населения приходит устраиваться новый работник, ему определяют трехмесячный испытательный срок. А перед тем, как он напишет заявление, его ведут на участок, чтобы узнал круг своих обязанностей, увидел немощных бабушек и дедушек, которых ему надо будет обслуживать на дому. Некоторые сразу понимают, что это не их «профиль», и уходят искать удачу в другой сфере. Где не так хлопотно, где не надо пропускать через себя чью-то боль и чье-то горе и где платят в несколько раз больше.
А в «социалке» образуется кадровая брешь. Сейчас, к примеру, в штате городского Центра - 170 социальных работников и медсестер, обслуживающих на дому полторы тысячи престарелых людей. А надо бы иметь две сотни таких специалистов. Но заместитель директора Центра Людмила Дунаева, проработавшая здесь восемь лет, считает, что без тщательного отбора никак не обойтись - слишком дорого обходятся издержки в этой сфере. Зато те, кто остается - это уже не случайные, а свои люди. К одной из таких своих - Людмиле Николаевне Ловянниковой - я напросилась на участок, чтобы увидеть ее в работе и узнать мнение о ней клиентов.
Но прежде чем идти по адресам, нам надо «затовариться» на Верхнем рынке. Молодая женщина (ей 36 лет) достает тетрадь, в которой записаны заказы ее подопечных, делает покупки. В два объемных пакета укладываются хлеб, молоко, кефир, сметана, творог... Пробую на вес - тяжеловато.
- Это еще ничего, - улыбается Людмила, - часто приходится за один раз нести больше 10 килограммов груза. В доме на ул. Розы Люксембург у меня три клиентки, поэтому продукты покупаю на всех, чтобы несколько раз не бегать по магазинам. Хотя нам выдают проездные билеты на муниципальный транспорт, все равно много приходится ходить. Зимой в 30-градусный мороз варежки примерзали к сумкам. Но люди ждут, я не могу их подвести, они во мне нуждаются...
Первый же наш звонок - в квартиру Евдокии Ивановны Карагачевой - убеждает, что социального работника не просто ждут, а ждут с нетерпением. 83-летняя участница войны живет одна. Есть двое сыновей, оба - военные отставники, один «осел» в Костроме, другой - в Таганроге. Зовут к себе, но мать привыкла жить отдельно, не хочет их стеснять. А мужа она схоронила почти 20 лет назад.
Первый вопрос социального работника - о здоровье подопечной. У фронтовички много болезней, а тут еще донимает уличная жара. Накануне сильно прижало сердце, так Людмила Николаевна не ушла из квартиры, пока женщине не стало лучше после приема валидола. От вызова «скорой помощи» хозяйка отказалась, поэтому приходилось постоянно названивать ей по телефону, справляясь о самочувствии.
- Не знаю, что бы я делала одна, без социальной помощи, - говорит фронтовичка. - Людочка мне как родная внучка, я ей во всем доверяю. Она лучше меня знает, где и что в доме лежит, она и уберет, и продукты, лекарства купит, за квартиру заплатит. Сходила в соцзащиту, оформила компенсацию за санаторную путевку, которой я не могла воспользоваться.
Лет пять назад Л. Ловянникова даже не предполагала, что будет работать в доселе малоизвестной ей сфере. Но так сложились жизненные обстоятельства. По профессии она инженер-технолог, закончила тогда еще Ставропольский политехнический институт. Но по специальности проработала только год. А потом на предприятиях начался спад, когда вышла из декретного отпуска после рождения сына - никуда не могла устроиться. Попробовала себя в качестве почтальона - не понравилось. Лет пять была библиотекарем, тоже - не то. Вот тогда-то подруга и сманила ее в городской Центр социального обслуживания населения, где работала сама.
У Людмилы Николаевны к тому времени было двое детей (дочь еще маленькая), ее устраивал график работы в учреждении. И вот уже четвертый год она помогает тем, кто в ней нуждается. Обслуживает на дому 11 одиноких и больных стариков. Посещает их по два раза в неделю. В одной квартире час проведет, в другой тремя часами не обойдешься. Дело не ограничивается покупкой продуктов и лекарств, уборкой квартиры, оплатой коммунальных услуг, решением каких-то пенсионных вопросов - замкнутым в четырех стенах людям необходимы общение, эмоциональная поддержка. Столетней А. Богдановой, прошедшей через сталинский Гулаг, надо не только котлеты пожарить, но и поговорить с ней о том, что в мире и в стране творится. Очень интересуется политикой и 92-летний участник войны А. Кривошапов - то события в Грузии обсуждает, то его тема подорожания сахара волнует. И каждого надо терпеливо выслушать, в чем-то приободрить, дать совет. А то и разделить радость - поздравить инвалида с юбилейной датой, если это забыли сделать родственники. Такое тоже бывает.
За три года Л. Ловянникова хорошо изучила характеры своих подопечных, к каждому старается подойти индивидуально. Говорит, что очень обидно бывает, когда под видом социальных работников в квартиры пожилых людей проникают разного рода мошенники. Подобные случаи на других участках уже были, поэтому приходится предупреждать стариков о возможной опасности.
Спрашиваю у Людмилы Николаевны: «Долго ли вы намерены работать в «социалке»?» Говорит, что пока уходить не собирается. Привыкла к людям, коллектив в Центре социального обслуживания хороший. И очень много делается для обслуживания одиноких стариков на дому. Что всех не устраивает - так это низкая заработная плата. Две тысячи рублей даже наполовину не окупают физическую и эмоциональную нагрузки, которые ложатся на социального работника. Единственно, что согревает душу, - это слова благодарности от клиентов. Вот они по-настоящему дорогого стоят.
Нина ЕВТУШЕНКО.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru