Вы здесь
В поисках компромисса
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).На минувшей неделе в правительстве Ставропольского края прошло совещание, на котором в очередной раз пытались найти решения вопроса о принадлежности имущества трех ключевых краевых коммунальных предприятий - ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» и ГУП СК «Крайтеплоэнерго».
Дело в том, что в соответствии с Федеральным законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступившим в силу на территории Ставропольского края с 1 января 2005 года, полномочия в сфере тепло- и водоснабжения должны перейти на уровень поселений, а электроснабжения - на уровень муниципальных районов, то есть его выполнение предусматривает безвозмездную передачу имущества краевых водо-, тепло-, энергопредприятий на муниципальный уровень.
Основная проблема, как считают в министерстве ЖКХ, состоит в том, что в Ставропольском крае, в отличие от других регионов России, сложилась уникальная хозяйственно-управленческая структура, в которую входят краевые ГУПы «Ставрополькрайводоканал», «Ставрополькоммунэлектро» и «Крайтеплоэнерго» (доля предоставляемых ими услуг в общем краевом объеме составляет от 50 до 70 процентов). И при передаче на уровень поселений и муниципалитетов, в связи с дроблением их на небольшие нерентабельные предприятия, возникает реальная опасность развала слаженной системы снабжения населения жизненно важными услугами, и самое главное - резкого увеличения тарифов на водоснабжение в отдалённых, малонаселённых районах края.
Правительство края предлагало вариант акционирования краевых ГУПов с последующей передачей акций органам местного самоуправления пропорционально доле имущества, находящегося на их территории. Но пока этот вариант устраивает не всех глав администраций. Муниципалитеты, обеспеченные природными и материальными ресурсами, имеющие хорошую налоговую базу, стремятся создать собственные муниципальные предприятия.
Право принимать решение по этому вопросу возложено на министерство жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края. Как разъясняет данную ситуацию министр Илья Прокопенко, торопиться в этом вопросе нельзя, все должно проходить постепенно и индивидуально. Дело в том, что наработанный за последнее время опыт показал, что на данном этапе краевые ГУПы, которые годами формировали мощный кадровый, финансовый и технический потенциал, должны быть сохранены.
В этом плане показателен пример некоторых муниципальных образований, которым в 2005 году было передано имущество от районных филиалов ГУП СК «Ставрополькрайводоканал». В частности, Шпаковский «Водоканал» не смог работать рентабельно. За короткий период появилось более 19 миллионов рублей долгов, и он вновь вернулся в собственность края. Сегодня руководство ГУП «Ставрополькрайводоканал» вынуждено решать проблему погашения этого долга.
В Новоалександровском районе имущество филиала «Ставрополькрайводоканал» было раздроблено и передано в муниципальную собственность поселений и города Новоалександровска, при этом вся производственная база осталась в городе Новоалександровске, а поселения района, которые ранее обслуживались филиалом, остались на самообеспечении.
Примечательно, что в таких ситуациях, прежде всего, страдает население, которому по большому счету все равно, кому принадлежит обслуживающее предприятие, главное - качество, бесперебойность и цена услуги, в данном случае стоимость кубометра воды. (Раздел имущества краевых ГУПов по муниципалитетам может привести к значительному росту тарифов по ряду территорий. В некоторых районах цена на воду возрастет в 6 раз. Это, естественно, вызовет социальную напряженность и объективное неравенство граждан в доступе к жизненно важным услугам).
По мнению Ильи Прокопенко, та организационно-правовая форма коммунальных предприятий, которая существует сегодня - ГУП - не так уж и плоха. Вот только по 131-му закону положено передать часть имущества этих ГУПов на муниципальный уровень. Именно часть, потому что формулировка закона гласит, что органы местного самоуправления наделяются ответственностью за «организацию электро- газо-, тепло- и водоснабжения населения» ( но не предприятий и организаций). Министр также считает, что единственно, чего нельзя допустить сегодня, так это развала краевых предприятий. При этом министерство и краевое правительство готовы рассматривать любые предложения о том, как, не выходя за рамки законодательства, сохранить в крае централизованное управление коммунальным хозяйством.
Однако главы городов и районов края считают, что они должны непосредственно контролировать и влиять на процессы водо-, тепло-, энергоснабжения на территории своих муниципальных образований.
Геннадий ТКАЧЕНКО.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru