Вы здесь

Не дай нам бог сойти с ума...

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Мужчину лет 35-ти зовут Вася. На улице за ним часто бегают пацаны. Но тот на их возгласы не реагирует, его хмурый исподлобья взгляд устремлен только под ноги - мужчина сосредоточенно ищет бутылки и деньги. Мальчишки говорят, что Вася почти никогда не улыбается и ни с кем, кроме родных, не общается. Потому что у него что-то с головой, его даже лечили в психбольнице, но потом отпустили как неопасного.

В данном случае профиль заболевания можно определить уже по поведению и внешнему виду человека. Но сколько среди нас обычных на вид людей, у которых не все в порядке с психикой? Это мы решили разузнать у Льва Григорьевича Гуревича, работающего в Ставропольской краевой психиатрической больнице. Л. Гуревич - кандидат медицинских наук, председатель краевой ассоциации психиатров, много лет заведует первым отделением больницы.
- Лев Григорьевич, бытует мнение, что шизофрения и другие психические расстройства обостряются весной и осенью. Выходит, лето - пора затишья?
- Я не склонен считать, что сезонность играет большую роль в обострении психических болезней. Просто летом кто-то из больных поехал в санаторий, а кто-то занят работой на дачах и огородах. А зимой у наших пациентов, их родственников появляется больше свободного времени, и они этим пользуются. Это видно и по нашему отделению: оно рассчитано на 70 коек, а занято сейчас около 60-ти. Летом в основном поступают тяжелые больные, у которых нет другого выхода.
Хотя есть зимние депрессии, когда больные страдают от недостатка света. Особенно склонны к депрессиям женщины: четверть из них переносят это заболевание по меньшей мере раз в жизни.
- Как можно оценить сегодняшнее психическое состояние общества? Что изменилось за последние годы, и вообще куда мы идем?
- По данным Всемирной организации здравоохранения в мире от психических болезней страдает свыше 450 миллионов человек. За последнее время их стало на десять процентов больше - это много. Сегодня каждая четвертая семья имеет хотя бы одного члена с отклонениями в психике. Примерно такая же ситуация и в России, на Ставрополье.
В крае почти десять процентов инвалидов - это инвалиды по психическим заболеваниям. Представьте: в нашей больнице обследуются, чтобы подтвердить или снять диагноз, 1300 призывников в год. Это о многом говорит.
Вернемся к депрессиям. В мире по потерям трудового времени они занимают четвертое место среди всех болезней и, по прогнозу, скоро выйдут на второе место. А депрессии нередко приводят к суицидам. В мире на 100 тысяч населения совершается 14,5 самоубийства, по России - 36-38, в нашем крае - 23. Показатель по краю я связываю с тем, что у нас много проживает горцев, а наложить на себя руки - не в их традициях.
- Спрашивать о причинах роста психических заболеваний даже как-то неудобно, они общеизвестны: отклонения при рождении детей, постоянные стрессы, алкоголизм и наркомания...
- Медицина заметно продвинулась вперед, сейчас спасают и выхаживают тех детей, которые раньше умирали. А у них - наследственная патология из-за пагубных пристрастий родителей.
Алкоголизм и вовсе приобрел колоссальный размах, во многом из-за этого ставропольские мужчины становятся инвалидами, не доживают до пенсионного возраста. На память приходит ситуация в Германии в XVI веке. Страна была страшно пьющая. Спасло только то, что погибли виноградные плантации, а среди пьяниц прошел естественный отбор. Я к этому, конечно, не призываю, но с пьянством наше общество пока борется слабо.
- Лев Григорьевич, известно, что за рубежом психиатр - очень востребованная профессия. Своего психиатра имеет каждый более-менее состоятельный человек, многие фирмы. А у нас по-прежнему его боятся как чумы...
- В развитых зарубежных странах не иметь своего психиатра - признак невысокого интеллекта. Там многие лечатся, принимают антидепрессанты. Но там отношение к психически больным другое, чем у нас. В Канаде такие люди могут водить машину, их принимают на работу, если она им по силам.
У нас закон позволяет лечить людей анонимно, но при шизофрении и ряде других болезней мы должны ставить их на учет. Это осложняет им жизнь, хотя при определенных формах заболевания люди могут нормально работать.
- Полтора года назад на базе вашей больницы проходила конференция психиатров России. Тогда коллеги из других регионов высоко оценили успехи вашего коллектива в лечении больных. Но говорилось и о том, что нужно укрепить материальную базу. Что-то изменилось?
- К сожалению, больница сейчас испытывает большие трудности. Мы часто говорим, что медицина финансируется по остаточному принципу. Но в самой медицине по такому же принципу финансируется психиатрия. У нас очень старое оборудование. Физически и морально устарел единственный на всю больницу рентгенаппарат. Он не работает, больных мы вынуждены направлять на обследование в другие медицинские учреждения Ставрополя. Хотя, по-хорошему, больница должна иметь не только современные рентген-аппараты, но и компьютерный томограф - в нем есть необходимость.
Аппарат УЗИ тоже один на все учреждение, от больших нагрузок он сейчас вышел из строя. Давно не обновлялось и лабораторное оборудование, на нем просто невозможно делать современные исследования.
- А как с лекарственным обеспечением?
- Проблема тоже острая. В месяц на лечение одного больного выделяется тысяча рублей. Это крайне мало, если учесть, что современные антипсихотические и антидепрессивные препараты, как правило, импортные и стоят дорого. Нашим пациентам они не по карману.
На одной из Всероссийских конференций психиатров коллеги из Омска рассказали об опыте, к которому полезно присмотреться и нам. В Омской области бесплатными лекарствами обеспечиваются не только инвалиды, но и все психически больные люди. Финансирование идет за счет областного бюджета. А наши врачи вынуждены оформлять таких пациентов на инвалидность, чтобы они могли бесплатно приобретать лекарства. Ведь лечение должно быть постоянным, иначе у большинства больных получим ухудшение состояния здоровья с потерей работоспособности.
Наша больница - старейшее учреждение края, в будущем году ей исполнится 100 лет. Поэтому надеемся на большее внимание краевых властей к проблемам психиатрии.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет