Вы здесь
Не спешите платить за медицинскую услугу
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Не спешите платить за медицинскую услугу
Сегодня уже никто не оспаривает необходимость страховой медицины.
Наоборот, трудно представить, что бы было с нашим здоровьем без нее. Ведь более половины средств, направляемых на здравоохранение страны, составляют именно средства обязательного медицинского страхования (ОМС). Они идут на заработную плату врачей и медсестер, на оплату питания и лекарственных препаратов в стационарах, приобретение мягкого инвентаря. А полисы страховых компаний обеспечивают населению бесплатную медицинскую помощь в рамках территориальной программы государственных гарантий.
Как только возникают вопросы по поводу качества лечения, доступности медицинской помощи, многие больные звонят в страховую компанию: «Вы нас должны защитить...» В каких случаях вмешательство специалистов компании - дело обязательное и как реально защищаются интересы застрахованных? - об этом мы беседуем с первым заместителем генерального директора медицинской страховой компании «ЭМЭСК» Натальей Бобровой.
- Наталья Алексеевна, с какими вопросами чаще всего обращаются пациенты в вашу компанию? И какова динамика - обращений стало больше или меньше?
- Я не могу сказать, что число обращений и жалоб постоянно растет. Оно держится примерно на одном и том же уровне. А вопросы, которые приводят больных в страховую компанию, бывают очень разные. Одних интересует, где и как продлить срок действия полиса, других не устраивает качество медицинской помощи, третьих - неправомерность денежной платы за те услуги, которые должны быть бесплатными в рамках ОМС. За первое полугодие в компанию с жалобами на медицинское обслуживание обратились полторы тысячи человек. По нашему анализу, поводом чаще всего послужило желание реализации права на выбор лечебного учреждения.
- Пациентов не устраивает одна поликлиника и они хотели бы закрепиться за другой?
- Нет, речь в данном случае идет о направлении на обследование и лечение, о выборе учреждения. Многие больные хотят попасть именно в краевые учреждения - Ставропольский краевой клинический консультативно-диагностический центр, в Ставропольский краевой клинический Центр организации специализированных видов медицинской помощи и другие. Особенно часты такие обращения от жителей сельской местности. Больные по разным причинам не могут получить направление и просят компанию вмешаться в ситуацию. Если жалоба обоснованная, мы отстаиваем интересы застрахованных.
- Сельские больные хотят попасть в краевые учреждения, потому что там современное оборудование, выше уровень диагностики. И специалисты более квалифицированные...
- Этот фактор, безусловно, важный. Но бывает, что пациенты отказываются от медицинского обслуживания по месту жительства еще и потому, что им просто не нравится какой-то врач или, по слухам, в другом лечебном учреждении лучше результаты при лечении имеющегося заболевания.
Краевые учреждения, конечно, обладают большими возможностями, здесь оказывается высокотехнологичная медицинская помощь. Но сейчас острота вопроса должна сниматься, так как в рамках национального проекта «Здоровье» в города и районы края поступает новое современное оборудование.
Что касается высокотехнологичных видов медицинской помощи, то здесь тоже бывают проблемы. Больные, к примеру, недовольны тем, что им приходится ждать очереди на такое обследование, как компьютерный томограф. Звонят в страховую компанию, жалуются. Но компьютерные томографы есть только в Ставропольском краевом клиническом консультативно-диагностическом центре и его филиале в Невинномысске, в Кисловодском военном госпитале и Буденновском городском центре специализированных видов медицинской помощи. Поэтому и возникает многомесячная очередность.
Вопросы экстренности проведения данного обследования находятся в компетенции лечащего врача. Если обследование необходимо провести незамедлительно, например, у больного с каким-то тяжелым заболеванием с целью подтверждения или установки диагноза, то в этом случае вопрос решается оперативно медицинскими учреждениями. А если это плановое обследование, то пациенту необходимо подождать его в порядке очередности. Но если человек желает получить услугу вне очереди и имеет финансовые возможности, он может это сделать на платной основе.
- Сегодня пациенты, имея на руках страховой полис, нередко вынуждены оплачивать многие услуги. На прием к иному узкому специалисту в поликлинике попасть невозможно, а на платной основе - без вопросов. Так же - сдать анализы...
- Многое зависит от организации работы самой поликлиники.
В учреждениях в соответствии с плановой нагрузкой выделяется определенное число бесплатных талонов. Если существует предварительная запись к врачам, то проблем не возникает. Основанием же для оказания платных медицинских услуг является выполнение медицинским учреждением в полном объеме Территориальной программы гарантий бесплатной медицинской помощи. Действующим законодательством не установлен прямой запрет на оказание платных медицинских услуг в основное рабочее время медицинского учреждения. Однако применять такие услуги лучше, если это не создает препятствий для получения бесплатной медицинской помощи пациентам, с полисами ОМС на руках.
Обращения людей в нашу компанию убеждают, что многие из них не знают своих прав, условий получения бесплатной медицинской помощи в системе ОМС. Практически бесплатными являются все виды помощи, закрепленные в Территориальной программе государственных гарантий. Но если пациент желает получить услугу вне очереди, претендует на комфортные условия в стационаре, индивидуальный пост наблюдения без наличия медицинских показаний, пребывание в стационаре с целью обеспечения ухода, доставку лекарств на дом, транспортные услуги, индивидуальное питание, то он должен оплатить все это из собственного кошелька.
- Наталья Алексеевна, наверняка в компанию часто звонят больные по поводу того, что с них требуют деньги при оперативном лечении. То за наркоз, то за инструментарий - насчитают не одну тысячу...
- Операции в стационарах выполняются бесплатно, никакой платы за наркоз не предусмотрено. Платность может быть только за операции, выполненные по высоким технологиям. К примеру, за менее травматичные лапароскопические операции, хотя плата за них тоже не обязательна. При высоких технологиях может производиться доплата за разовый инструментарий или другие расходные материалы, например, за «искусственный хрусталик». В любом случае, если предлагается проведение операции на платной основе, медицинские учреждения обязаны информировать пациента о возможности получения им услуги бесплатно и дополнительно к договору получить его письменное согласие на платную медицинскую услугу. Таким образом, пациенту при оперативном лечении должно быть предоставлено право выбора, он сам принимает решение.
Но если операция проводится не по профилю медицинского учреждения, то она может быть платной. Скажем, женщина не захотела, чтобы ее прооперировали по поводу миомы матки в городской больнице, и обратилась в краевой онкодиспансер. Здесь операцию ей сделают уже на платной основе.
В первом полугодии в компанию поступило 324 жалобы по поводу взимания денежных средств за оказание медицинской помощи. По каждой из них проводилась медико-экономическая экспертиза, 280 жалоб признаны обоснованными. Лечебным учреждениям пришлось вернуть больным свыше 48 тысяч рублей.
- Ну, это мизерная сумма. Ведь далеко не каждый звонит в страховую компанию. Кто-то просто не желает портить отношения с лечебным учреждением и лечащим врачом...
- Лучше если больные обратятся к нам до того, как они подпишут в учреждении договор на оказание платной услуги. Наши эксперты во всех конкретных случаях разберутся, и права пациентов на гарантированную медицинскую помощь в рамках программы обязательного медицинского страхования будут защищены. У каждого в полисе указан телефон, по которому любой человек может обратиться по всем вопросам, касающимся получения медицинской помощи по полису.
Редакция предлагает читателям газеты провести собственную экспертизу доступности качества медицинской помощи в учреждениях. Напишите, удовлетворены ли вы отношением к вам лечащего врача и объемом оказываемых услуг? Приходилось ли вам оплачивать диагностические и лечебные процедуры, приобретать лекарства и по какой причине? Ощущаете ли вы улучшения в обслуживании пациентов поликлиник в связи с реализацией национального проекта «Здоровье»?
Беседовала Нина Евтушенко.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru