Вы здесь

Открытки и открытия Эдуарда Мирзоева

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Открытки и открытия Эдуарда Мирзоева

Известный коллекционер Ставрополя готов подарить часть собранной специализированной библиотеки детям и приобщить подростков к увлекательным занятиям филателией, филокартией и многими другими видами коллекционирования. Но не может найти понимания у властей.
Смотришь на старинные открытки с «Приветом изъ Ставрополя» и удивляешься: какой же наш город каких-нибудь сто лет назад был милый, патриархальный. Так и чувствуется, что жизнь здесь текла спокойно и размеренно, а вместо потока автомобилей видны телеги, ведомые гладкими, сытыми лошадками.

«Ставрополь, которого нет»
Лет тридцать назад одна такая открытка с изображением Николаевского проспекта, ныне проспекта Карла Маркса, попалась в руки известного коллекционера, председателя Ставропольской краевой организации Союза филателистов России Эдуарда Емельяновича Мирзоева. «Думаю, - рассказывает Эдуард Емельянович, - что-то я там такого места и не припомню. Пошел посмотреть. Оказалось, стоит на месте когда-то двухэтажного нарядного каменного дома, изображенного на фото, железобетонная коробка Дома моды. Подумал - сколько же еще исчезнет на глазах у нашего поколения чудесных видов родного города. Живу я в Ставрополе с 1959 года, и при мне уже снесли такие достопримечательности, как Армянская церковь, многие дома в историческом центре города. Надо, чтобы люди помнили, каким был раньше город Креста. И увлекся я собиранием старинных открыток».
Коллекционеры - люди общительные, и потому на имя Мирзоева стали вскоре приходить письма и бандероли со всех концов Советского Союза, и даже из стран Европы. Ведь печатались когда-то серии открыток с видами Ставрополя и в Париже, и в Стокгольме. Набралось за эти годы сотни полторы открыток по Ставрополю и, по ходу дела, более тысячи - по православным храмам. Как, к примеру, величественный Казанский кафедральный собор, возвышавшийся когда-то над Крепостной горой. И совсем иная по архитектуре церковь Святой Троицы. Открытки с видами Ставрополя можно рассматривать часами, любуясь бывшим домом губернатора с атлантами у входа или живописным мостом на реке Ташле, светлым зданием женской гимназии святой Александры или тенистой каштановой аллеей Воронцовской рощи. Есть тут и «Вид города с колокольни», видимо, того же Казанского кафедрального собора, и широкая лестница, ведущая к памятнику Александру II, и Тифлисские ворота, вновь возрожденные совсем недавно.
Эдуард Мирзоев, к счастью для нас, ставропольцев, представитель когорты коллекционеров-просветителей и исследователей. А потому готов рассказать всем, кто интересуется историей родного города, где были те или иные памятники культуры и что, в конечном счете, от них осталось. Несколько его выставок старинных открыток под названием «Старый город» и «Православные храмы России», проходившие в последние годы в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств, пользовались неизменной популярностью. Используются открытки из коллекции Мирзоева в книгах известного ставропольского краеведа Германа Беликова. А в научно-популярном издании «Ставрополь. Своя строка в истории...», посвященном 225-летию краевого центра, дана фотогалерея «Старый город». «Правда, - с грустью отмечает Эдуард Емельянович, - сейчас эту фотогалерею можно было бы назвать «Ставрополь, которого нет». Сколько за последнее время бездумно разрушено памятников нашей славной истории, вырублено скверов, лесополос, которые так украшали наш город. Последний пример - возмутившее многих горожан уничтожение стелы - памятника доваторцам».

Воспитывать смену негде
С такой же горечью рассказывает председатель краевого отделения Союза филателистов России Эдуард Мирзоев о ситуации, в которой очутились сейчас ставропольские коллекционеры. Несколько десятилетий филателисты собирались в своем небольшом помещении на улице Морозова краевого центра. Здесь была, можно сказать, шикарная библиотека: книги, журналы, целая серия подборок для юных филателистов, а также обменный фонд. Но в марте нынешнего года городские власти, по словам Мирзоева, у Союза филателистов здание отобрали. «Теперь, - говорит Эдуард Емельянович, - все, что собиралось с такой любовью десятилетиями, свалено у меня в гараже. В 90-х годах коллекционеров насчитывалось 3600, а детей - более четырех тысяч. Сейчас - взрослых в десять раз меньше, детский же кружок остался один - во Дворце детского творчества. Мы предлагали бесплатно заниматься с детьми в самых разных организациях. Все бесполезно. Более-менее еще «живы» в нашем городе нумизматы. Остальные организации коллекционеров - на грани вымирания»...
Ясное дело, смену-то воспитывать сейчас негде. А ведь именно то, что заложено в детстве, остается с человеком на всю жизнь. Так было и с самим Мирзоевым. Марки он стал собирать в 1943 году, в восьмилетнем возрасте.
«Шла война. Моя старшая сестра Люба, которая воевала на фронте в медсанбате, была ранена и ей дали отпуск. Мы тогда всей семьей жили в Таганроге, и пока она лечилась, за ней стал ухаживать парень. Он-то и подарил мне альбом с красивейшими марками Тувы. Так все и началось. Эти марки до сих пор хранятся в моей коллекции. А сестра моя живет в Майкопе, ей уже 83 года»...
Основная же тематика филателистической коллекции Эдуарда Мирзоева звучит так: «Гидротехника и мелиорация». Как думаете - почему? Да все потому, что окончил он Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт и 45 лет своей жизни посвятил мелиорации. Первым его объектом был Сенгилеевский рыбопитомник, а потом: строительство Большого Ставропольского канала, Фидер-канала в Ираке, все мелиоративные стройки края, которые он курировал уже в качестве главного инженера объединения «Ставропольводмелиорация». В 1989 году в системе мелиорации края работало 45 тысяч (!) человек. Только строительных организаций насчитывалось 57. Сейчас осталось 15 ПМК (передвижных механизированных колонн). И можно себе представить, что собой представляла жизнь Мирзоева. Сплошные командировки. Но семья его всегда понимала и поддерживала. Не случайно же супруга Эдуарда Емельяновича - Валентина Алексеевна - тоже инженер-гидротехник, а сейчас прекрасный садовод. Две их дочери - тоже пошли по стопам родителей - инженеры-гидротехники, младшая дочь еще и психолог, и кинолог. Две внучки-студентки тоже в детстве собирали марки. В общем, главными в семье были вода и творчество. Когда же я спросила Мирзоева, как же он при своей сумасшедшей работе умудрялся уделять время своим многочисленным увлечениям, да еще и вести огромную переписку с другими коллекционерами, он ответил: «А у меня была ночь впереди».

Не стареет душой ветеран
Марки, открытки, попутно приобретались многочисленные энциклопедии, справочная литература, историческая, краеведческая. Но и это не все. Эдуард Мирзоев - постоянный участник и лауреат разнообразных конкурсных выставок. В 1975 году на выставке «Вставай, страна огромная», посвященной 30-летию Победы в Великой Отечественной войне, он представил уникальные марки и конверты по этой теме, изданные в СССР. Потом было много других экспозиций. А в прошлом году на Всероссийской выставке «Россия-2005», проходившей в Музее современной истории (г. Москва), за свою экспозицию «Строки военных лет» (письма военных лет - 1941-1945) Мирзоев был удостоен Диплома и бронзовой медали. Было отмечено и оригинальное оформление экспозиции Эдуарда Емельяновича. Она состояла из листов бумаги, на каждом из которых было наклеено по два письма на фронт и с фронта. А под каждым письмом - самая главная строчка из послания: треугольника, «секретки», открытки...
Вот это творческое начало, эта масса увлечений и не дают ему стареть душой. Ведь до сих пор супруги Мирзоевы в каждую первую пятницу августа ездят в Новочеркасск на встречу с бывшими однокурсниками и поют свою любимую студенческую песню на мотив «Бе са ме мучо»:
- Бе са ме, сидим и учим,
трудный экзамен нас ждет впереди.
Бе са ме, что мы получим?
Сердце тревожно и часто забилось в груди...
А еще для тренировки ума Эдуард Мирзоев любит разгадывать кроссворды и сканворды, для души же у него - любимые песни - танго Оскара Строка.

Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет