Вы здесь
Пройдусь по супермаркету, зайду в универсам...
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Пройдусь по супермаркету, зайду в универсам...
Ч еловек, не бывавший в Ставрополе три-четыре года, по приезду найдет в нем много радующих глаз перемен. Вот на улице Мира выросло прекрасное многоэтажное здание из современных стройматериалов, а в районе 45-й параллели появился целый каскад устремившихся ввысь жилых домов. Но особенно часто справляют новоселье на ставропольских улицах предприятия торговли и общественного питания - от крупных супермаркетов и ресторанов - до небольших бутиков и уютных бистро. Интересным дизайном, броской витриной они так и завлекают покупателей, предлагая товары и услуги на любой, даже самый взыскательный вкус.
Накануне Дня города корреспондент «Ведомостей» встретился с директором комитета экономического развития и торговли администрации Ставрополя Александром Дурневым и задал ему ряд вопросов на тему развития потребительского рынка.
- Александр Владиславович, когда в 2003 году мэрия принимала пятилетний план экономического и социального развития города, кое у кого из жителей это вызвало иронию по причине ассоциации с прежними советскими пятилетками. А кто-то посчитал, что планировать работу на такой срок в нынешних нестабильных условиях - дело нереальное. Дескать, прожить бы один год...
- Время, когда все мы жили одним днем и одним годом, давно закончилось. Сегодня важно смотреть в будущее, планировать работу на перспективу. Это касается как развития промышленности, так и социальной сферы, предприятий бытового обслуживания, торговли и общественного питания.
План социально-экономического развития города на 2003-2008 годы помог сконцентрировать внимание на главных направлениях, и уже сейчас можно говорить о положительных результатах. Они наблюдаются буквально во всех сферах, в том числе на потребительском рынке. Сошлюсь на конкретные данные. В 2003 году в городе было 2736 торговых объектов, а на 1 сентября 2006 года их стало уже 3055. Обеспеченность торговыми площадями три года назад составляла 332 квадратных метра на тысячу жителей, а сейчас 550 квадратных метров. Общая площадь предприятий торговли возросла на 78 тысяч квадратных метров, а торговая площадь на 61 тысячу. Показатели говорят о динамичном развитии этой социально значимой сферы.
Расширение сети предприятий торговли ведется в основном за счет нового строительства. Центральная часть города уже максимально насыщена магазинами и кафе, поэтому сейчас больше внимания уделяется развитию сети в отдаленных районах массовой жилой застройки и рациональному использованию нежилых помещений в районах уже сложившейся застройки. Земельные участки под строительство в густонаселенных районах выделяются при обязательном условии, что на первых этажах зданий разместятся магазины, кафе, закусочные, мастерские по ремонту обуви, парикмахерские и другие объекты потребительского рынка. В результате такого подхода появились новые торговые точки на улицах Чехова, Пирогова, Макарова, Бруснева, на Лесной, Пригородной и других. Людям уже не надо ехать 2-3 остановки от дома, чтобы купить необходимые продовольственные товары.
- Жители города помнят то недалекое время, когда в Ставрополе было настоящее засилье мелкорозничной торговли. На улицах - ларьки и павильоны, бойкая продажа товаров с рук. В общем, один сплошной базар. Какова сейчас политика вашего комитета в развитии потребительского рынка?
- Сегодня мелкорозничная торговля в городе максимально сокращена и составляет незначительную часть. Потребительский рынок становится все более цивилизованным. Свыше 80 процентов предприятий торговли работает в стационарных условиях. То есть, они отвечают всем нормам и стандартам.
С 2003 года в городе идет активный процесс по созданию не обособленных магазинов, а крупных торговых структур. Появились супермаркеты и универсамы, где применяются такие современные формы продажи и оплаты товаров, как штрихкоды, дисконтные карты, кредитные карточки и т.д. Они работают в форме самообслуживания, имеют пекарни, мясные и салатные цеха. Это супермаркеты «Вершина», «Универсам № 1», «Гармония», «Звездный», «Пушкинский», «Триумф», «Флагман» и сеть магазинов «Магнит», «Привозъ», «Тройка». В городе сейчас 24 супермаркета, свыше ста предприятий торговли используют метод самообслуживания. Население имеет широкий доступ к товарам, возможность ознакомиться с их потребительскими свойствами.
- И ассортимент продукции такой, что у покупателей глаза разбегаются. Можно купить все, были бы деньги...
- Если раньше пределом мечтаний был ассортимент в тысячу наименований изделий, то сейчас в крупных торговых центрах он доходит до 12 тысяч. А сами центры занимают площадь от 10 до 20 тысяч квадратных метров. В июле этого года на ул. Доваторцев открылся торговый центр «Ставрополь» общей площадью 15 тысяч квадратных метров. В его структуру вошел ряд магазинов, бутиков и предприятий общественного питания. А до конца года на этой же улице появится еще один большой торговый центр - «Космос». Жители Промышленного района получили возможность приобретать разнообразные товары в одном месте, а не бегать из магазина в магазин.
- Но практически все магазины коммерческие, цены в них высокие, а в городе много жителей, нуждающихся в социальной поддержке - ветераны, многодетные семьи...
- Одним из направлений нашей работы как раз и является организация торгового и бытового обслуживания малоимущих категорий населения. Ежегодно глава администрации города принимает постановление, где уточняются категории льготников и магазины для их обслуживания. Кстати, во многих соседних регионах эта норма после монетизации льгот уже не работает, а мы ее сохранили. На основе договоренности с руководителями предприятий в магазинах действует 16 секций, где отовариваются социально незащищенные слои населения. Продукция в них реализуется с минимальной наценкой - два процента. Наш комитет изучает цены на оптовом рынке, дает свои рекомендации и контролирует величину розничных наценок на продаваемые изделия.
В секциях обслуживается около шести тысяч человек, они закрепляются за магазинами по направлению управления труда, социальной защиты и работы с населением районов администрации города.
Более дешевые продовольственные товары можно также купить в фирменных магазинах по ценам производителей. В городе их уже около сотни, в основном в них реализуются хлебо-булочные, молочные и колбасные изделия.
- А не бывает ли так, что одна секция для льготников открылась, а две закрылись?
- Здесь есть проблема. Руководители коммерческих предприятий неохотно идут на создание секций для обслуживания малоимущих. А некоторые предприятия закрылись или поменяли владельца, изменили профиль работы. И как итог - не стало секции. Но мы стараемся договориться с директорами, поднимать социальную ответственность бизнеса.
Большую социальную нагрузку несет МУП «Бытсервис», которое предоставляет населению ряд льгот, а сумма выпадающих доходов частично компенсируется предприятию из городского бюджета. Это свыше четырех миллионов рублей.
- Не могу обойти вопрос рыночной торговли. На некоторых муниципальных рынках стало больше порядка и организованности, хотя явно затянулась реконструкция Верхнего рынка. Но почему так редко свою продукцию реализуют сами сельхозпроизводители?
- На рынках мы также отходим от лотков и палаток. В основном торговля ведется в защищенных от погодных условий модулях. Сегодня город располагает достаточным количеством мест на рынках.
В соответствии с городской программой проводится реконструкция рынков. Приведены в порядок торговые комплексы «Брусневский» и «Южный». А вот реконструкция торгового комплекса «Центральный» (бывший Верхний рынок) затянулась из-за отсутствия денежных ресурсов у управляющей компании, которая не уложилась в установленные сроки. Но принимаются меры для ускорения работ.
Что касается реализации продукции сельхозпроизводителями. Администрация города предусмотрела предоставление им торговой площади на льготной основе - с 50-процентной скидкой, а для продажи овощей с машин бесплатно выделено 60 площадок. Но дело в том, что сами сельхозпредприятия пока мало проявляют активности - заявки на торговлю подали только два коллектива из Изобильненского района. Если будут обращения - город готов оказать производителям всяческое содействие.
Интервью вела Нина ЕВТУШЕНКО.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru