Вы здесь

Работа для настоящих мужчин?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Работа для настоящих мужчин?

Президентом России три года назад была поставлена задача поэтапного перехода к комплектованию соединений и частей пограничной службы ФСБ РФ на профессиональной основе.

Целевая программа предполагала, что к 2007 году ряд частей полностью откажется от военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.
Что же сделано командованием Регионального погрануправления по ЮФО, командирами соединений и частей в целях реализации этой федеральной программы?
Надо признать, сделано было немало. Во-первых, это огромная агитационная работа - по привлечению на военную службу по контракту.
В основном, конечно, агитировали «срочников», хорошо зарекомендовавших себя по службе. Труднее, по разным причинам, было привлечь военнослужащих из запаса. И на сегодняшний день общая укомплектованность контрактниками соединений и частей РПУ ФСБ РФ по ЮФО составляет около 50 процентов.
Эту цифру можно смело назвать угрожающе-настораживающей. Ведь солдат срочной службы в некоторых частях не будет уже этой осенью, а контрактники еще набраны не полностью. Кто же будет службу нести, границу охранять? Именно такие вопросы задают офицеры-пограничники. Начальник отделения воспитательной работы Каспийского пограничного отряда подполковник Владимир Гришин:
- Молодые ребята, которые подписали сегодня контракты, вспомнят, что им нужно жениться и жить рядом с семьей. Такая возможность при нынешнем обустройстве границы не предусмотрена.
А что будет через 10 лет, когда весь этот контингент контрактников потребует жилье? Число подписанных контрактов растет с такой быстротой, что финансирование за таким ускорением не поспевает. В Каспийском пограничном отряде, например, обеспечение военнослужащих денежным содержанием составляет 60-70 процентов...
Начальник ММГ Хунзахского пограничного отряда майор Дмитрий Топоркин:
- Меня не устраивает контингент, который отбирают на службу по контракту. Это молодые люди, у которых нет ни цели в жизни, ни желания работать. На них не действуют не только призывы к патриотическим чувствам, но и материальное наказание. Сегодня я не могу ни одну разведпоисковую группу из набранных контрактников отправить в наряд на границу без офицера. У меня нет уверенности, что они пойдут дальше близлежащего аула...
Но особо остро встал вопрос при комплектовании контрактниками воинских частей, дислоцирующихся на территории Чеченской Республики и Республики Ингушетия. А ведь они относятся к частям постоянной боевой готовности! В связи с чем и было принято решение комплектовать их контрактниками в первоочередном порядке.
Но именно здесь столкнулись с простейшей проблемой: солдаты-«срочники», согласившиеся послужить по контракту, увольняются после первого же срока.
- И это - угрожающая тенденция! - говорит офицер отдела кадров СКПУ ФСБ РФ капитан Алексей Теплинский. - Ведь основа комплектования контрактниками того же Аргунского погранотряда - это бывшие «срочники». А они после первого контракта увольняются. Мол, денег за год заработали достаточно, чтобы в деревне у себя жениться, купить трактор и все необходимое. Да и родителям надо помогать. А жить и дальше в блиндажах, в ущерб здоровью, без нормальных социально-бытовых условий? Нет уж, увольте...
Тут уж ничего не поделаешь. Менталитет деревенского жителя однозначно требует жительства рядом с родителями, в родном селе, да возделывания земли-матушки. И мы, переманивая «русского Ивана» на военную службу, в общем-то помогаем вымиранию и так вымирающей глубинной Руси.
Правда, даже в советские времена наши Вооруженные силы и погранвойска были по своему составу рабоче-крестьянскими. Ныне, увы, положение не изменилось. В контрактниках - практически одни селяне.
- А городского парня попробуй-ка замани! - сетует начальник пункта по набору граждан на военную службу по контракту Ставропольского краевого военкомата полковник Алексей Гриценко. - Свои 10 тысяч рублей молодые горожане и на гражданке возьмут. То ли дело, скажем, наш Нефтекумский район. Там молодежь в очередь выстраивается на контрактную службу.
По словам офицера, социальный портрет тех, кто сейчас идет на военную службу, примерно таков: мужчина до 30 лет, из сельской местности, со средним, реже средне-специальным образованием.
Причина, толкающая мужиков покидать село и уходить в контрактники, по наблюдению Алексея Гриценко, практически одна - безработица:
- Сложнее, конечно, сманить ребят из городов, где молодые люди более-менее трудоустроены, получают хорошие деньги. Особенно наша задача усложняется во время летней жатвы, когда абсолютно все селяне - в поле.
Вот и получается, что агитировать на контрактную службу проще всего солдат, проходящих службу по призыву. И они остаются. А причины?
- Они просты, – говорит военнослужащий отдельного полка связи СКПУ ФСБ РФ сержант Ринат Нигматулин, - ведь в нашей деревеньке (это Татарстан) для молодежи практически нет работы. Не сидеть же на шее у родителей! А здесь - 9 тысяч рублей в месяц, бесплатный проезд в отпуск, обещание квартиры. Поэтому я решил остаться на контракт, чтобы обеспечить себя, семью и жить нормально.
Те же причины - у его сослуживца, старшего сержанта Алексея Ульянова:
- Дома, в деревне, делать нечего. У нас в Сибири все села разваливаются, глухими становятся. Зарплаты практически нет. А на кого-то там батрачить не хочу...
Возможно, на решение этих сельских ребят служить по контракту серьезно влияет место службы. Расположено оно совсем рядом со Ставрополем.
А вот бывшие «срочники», согласившиеся стать контрактниками в Чечне, после года службы массово пишут рапорта на увольнение.
Причины? Они изложены в коллективной жалобе, направленной в одну из газет. И хотя письмо анонимное, но многому можно поверить:
«Нам требуется независимая комиссия с представителями СМИ. Чтобы каждый контрактник имел возможность защищенно и гарантированно изложить многие и многие негативные факты сплошного несоблюдения условий контракта со стороны командования нашего погранотряда...
Уже давно в отряде остро не хватает контрактников для выполнения повседневных задач службы. Люди на пределе, на износе...
Наш регламент служебного времени и времени на личные нужды вообще не соблюдается. Бытовые условия не создаются. Хотя все время обещают, что на большие деньги из Москвы нам всем обеспечат 4-местные кубрики в общежитиях, спортзалы, магазины.
А для показухи в отряде поставили пару казарм, больше похожих на загоны для скота. Им нет еще и двух лет, а эти горе-казармы рассыпаются прямо у всех на глазах. Такая же позорная показуха у нас происходит и со столовой отряда.
У начальника тыла даже совков с вениками никогда не бывает на складах...».
Конечно, эти и другие вопиющие факты безобразий, отображенных в жалобе, необходимо тщательно проверять.
Но я, не раз посещавший этот погранотряд и видевший там множество нарушений, склонен верить написанному.
Ведь и пять лет назад народ, что называется, разбегался оттуда. Причем уходили офицеры, у которых и отцы, и деды служили на границе. И еще пять лет назад в Аргунском ущелье надо было принимать срочные меры, уходя от блиндажей и прочих нецивилизованных вещей.
А сейчас те же самые проблемы «вылезли» по причине «контрактизации». Но кто же наконец-то возьмется их решать?
А решать надо. Иначе никто не сможет гарантировать безопасность россиян и в центре Москвы...

Петр ИЛЮШКИН.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет