Вы здесь
«Душа не пишет, а поет судьбу мелодии прекрасной»
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).«Душа не пишет, а поет судьбу мелодии прекрасной»
Обычно женщины, особенно после пятидесяти, не любят говорить о своем возрасте. Но это совершенно не относится к хорошо известной в литературных, художественных и медицинских кругах Ставрополья личности, - Татьяне Третьяковой-Сухановой. Назвать ее просто хрупкой, обаятельной женщиной (хотя все это так) просто язык не поворачивается. А почему - попробую объяснить.
«ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО»...
- Если бы мне не напомнили, - говорит Татьяна Константиновна, - что грядет мой юбилей, то все так бы и прошло мимо - тихо, спокойно. Тем более, своих шестидесяти я совсем не ощущаю - ни физически, ни духовно. И вообще считаю, что у любого творца есть две даты: рождения и смерти. Все остальные - как бы промежуточные...
Разговаривать с Третьяковой-Сухановой непросто. Хотела я традиционно написать о родителях, об истоках ее творчества. «Не надо их искать - истоки, - заявила она. - Творец приходит в этот мир голым. Вы можете мне не поверить, но я очень рано ощутила радость от того, что родилась. Это первое, огромное удивление, задумчивость и вдумчивость и стали, видимо, предтечей моей поэзии».
Да, вначале у нее было слово. Уже в шесть-семь лет у Татьяны стали появляться первые, неоформленные пока поэтические моменты. А еще - такая понятная для девочки, но совершенно невообразимая для окружающих - связь с Космосом. Она могла часами просиживать в заброшенном саду, мысленно витая в звездном небе. И почти физическую боль вызывали призывы близких: «Домой... Пора ужинать... Пора спать»... Не случайно и в дальнейшем ночь стала для Татьяны Константиновны самым милым временем суток, когда никто и ничто не отвлекает от «общения» с причудливыми планетами и обитающими на них рано ушедшими из жизни творцами. Удивительно, но факт: она уже в юности знала содержание их ненаписанных романов, и только задуманных, но неосуществленных при жизни на Земле поэм.
А настоящие стихи стали «приходить» к Татьяне в 10-11 лет. «Никогда не продумываю ничего заранее. Если что-то пришло, то мгновенно, внезапно, независимо от обстановки, в которой в данный момент нахожусь. Считаю, что творец должен внутренне созреть и дорасти до определенного момента. И появляется новая волна»... Когда ей было 16 лет, поэт Виктор Бабиченко, прочитав ее стихи, поддержал Татьяну и предсказал ее поэтическому дару большое будущее. Но «не то» тогда было время, чтобы публиковать необычное, не такое как у всех: «Глуха к твердой поступи партии. Пишет о непонятном»... И запреты, запреты. А Татьяна Третьякова-Суханова продолжала говорить в своих стихах о вечности и мгновении, космосе и человеке, мироздании и храме души. И это уже в то время, когда, окончив Ставропольский мединститут, стала прекрасным диагностом, позже, когда работала заведующей терапевтическим отделением второй горбольницы. Уже росла дочь Наташа, уже так рано ушел из жизни муж - писатель и друг - незаживающая рана в душе Татьяны Константиновны. А она, как всегда, глубокой ночью «выплескивала» на бумагу:
Одна при пламени свечей
Налью бокал и кольца брошу,
И нет тебе жены верней,
И все сомненья только в прошлом.
Не забывай там, где теперь,
Что встречи жду с одним тобою,
И заперта входная дверь.
Ты постучишь, и я открою.
Уже мне чудятся шаги,
Уже готова пасть в объятья.
Но почему так долго ты
Не возвращаешься с распятья?
В этом году исполняется 30 лет со дня выхода в свет ее первого печатного опуса в коллективном сборнике стихов «Станция отправления». С тех пор вышло несколько коллективных и две авторские книги Третьяковой-Сухановой: «Anima» (с латинского - «душа») и «Радиус». Последняя, оформленная графикой автора, в 1998 году была зарегистрирована в библиотеке знаменитой Сорбонны, а в 2000 году стала лауреатом премии губернатора Ставропольского края. Но и это не все. Татьяна Константиновна - дипломант Всероссийского конкурса «Хрустальная роза» имени Виктора Розова. А в 1997 году стала членом Союза российских писателей. И в том же 1997-м ее избирают председателем Ставропольского регионального отделения Союза.
Об этой, очень хлопотной сфере деятельности расскажем несколько позже. Сейчас же - о той ипостаси, той грани творчества, с которой началось наше знакомство.
НИ НА ЧТО НЕ ПОХОЖИЙ РИСУНОК
Впервые необычные цветные графические «Лики» Третьяковой-Сухановой ставропольцы увидели в 1992 году на выставке в ЦДК «Октябрь». Помню, бродила среди лаконичных, одним - двумя штрихами созданных необычных образов, и не могла от них оторваться. Казалось бы, художницей используются самые простые «инструменты» - цветной мел, уголь, карандаш, а впечатление такое, как будто прикасаешься к каким-то опять-таки «космическим далям». В разных ее сериях - «Троица», «Апостолы», «Сущности», «Лики», «Балет», «Театр», в иллюстрациях к «Мастеру и Маргарите» Булгакова, к тому же Тилю Уленшпигелю, - обитатели земных и внеземных пространств, мысли, чувства, душа автора. Как отметила позже, в предисловии к альбому графики Третьяковой-Сухановой искусствовед Ольга Бендюк, «Татьяна Константиновна мыслит ассоциативно - зрительными образами, творит на грани абстрактной и изобразительной традиции... Третьякова-Суханова... подошла, кажется, к невероятному... даже самый неподготовленный к восприятию изобразительного искусства зритель с готовностью вступает в диалог с ее графикой. То, что сложное искусство художницы находит сочувствующего зрителя - это феномен, подтверждающий, что ее искусство настоящее, искреннее, без надуманности и фальши». Это мнение профессионала. А я навсегда запомнила как достаточно скромно одетый старик, рассматривая графические листы на той, первой выставке Татьяны Константиновны, вдруг воскликнул: «Боже мой! Какая здесь боль!» И все вдруг встало на свои места: да ведь это та боль, которую автор, как врач, носит постоянно в своей душе. Все болезни своих пациентов поневоле пропускает через себя, а потом выплескивает в своих стихах и рисунках.
Заслуженный врач России, заведующая терапевтическим отделением второй городской поликлиники, Третьякова-Суханова совсем недавно еще и защитила кандидатскую диссертацию. Откуда в этой красивой и внешне беззащитной женщине столько энергии, многогранности? Вот об этом шел разговор на юбилейном вечере в Ставропольском музее изобразительных искусств.
ТАЙНЫ ТВОРЧЕСТВА
- Не верьте ее миниатюрности, - говорил писатель Людвиг Коштоян. - Она - существо из иронии, логики, воли и взрывчатки... Не случайно, почувствовав ее организаторский талант, ставропольские писатели и поэты в третий раз переизбирают Татьяну Константиновну на должность председателя Союза российских писателей. И в крае ее уже окрестили «литературной матерью» за внимание к творческой молодежи, проведение для нее уже трех краевых семинаров. А собственная ее дочь Наталья, воспитанная в экспрессии материнского творчества, выросла тоже в своеобразную творческую личность. Окончив факультет журналистики Московского госуниверситета и Центр изучения японской культуры при нем, учится теперь в аспирантуре и последние восемь месяцев провела в Японии, стажируясь по теме: «История японской православной церкви XX века». Три года назад у нее вышла изданная храмом святой Татианы при МГУ книга «Цветущая ветка сакуры». Наталья знает в совершенстве четыре языка, играет на фортепиано, флейте, гитаре. Она, по сути дела, тоже произведение искусства своей матери...
Но вернемся к юбилейному вечеру. Много доброго (и вполне заслуженно) было сказано Татьяне Константиновне. Звучала в ее честь и чудесная классическая музыка, и песни самой Третьяковой-Сухановой (да, да, ее собственные песни). Пишут песни на ее стихи и профессиональные композиторы. Выступала и сама юбилярша. Вот что она, к примеру, сказала о рождении своего первого стихотворения:
Забушует ливень.
Загрохочет гром.
Вдох - иглою острой,
И удушья ком.
И на всех широтах
Снова тишина.
Ровное дыханье -
Первая строка.
Ну а в планах этой удивительной женщины - нашей землячки - выпуск новой книги стихов, подготовка выставки графики, которая в октябре пройдет в юношеской библиотеке. В мечтах же - написать свою первую книгу прозы «Судьбы российского врачевания» - об известных врачах-ставропольцах.
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru