Вы здесь

Взрослые стреляют - дети плачут

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Взрослые стреляют - дети плачут

Хотя Чечня по-прежнему остается опасным местом и там практически каждый день происходят какие-то трагические события, некоторые ставропольцы, подавив страх, едут туда на... заработки (говорят, там больше платят). Отправилась недавно в соседнюю республику и 18-летняя Н. из Ставрополя. В семье пятеро детей, с деньгами туго, надо как-то выходить из ситуации. В Чечне девушка работала официанткой в столовой. А после того, как вернулась, родные начали замечать - что-то не так с юной особой.

Внешне как будто все в порядке, но не стало в Н. прежнего чувства радости. Замкнулась, в душу никого не допускает. И тогда старшая сестра привела девушку в Центр социальной помощи семье и детям (г. Ставрополь), чтобы с ней поработали психологи.
У «пациентки» была скрытая депрессия. Видать, много чего увидела и натерпелась она на заработках в соседней республике. Начнут специалисты выводить Н. из транса - она вся вздрагивает, рыдает.
- Лучший вариант, - говорит медицинский психолог Центра Ирина Рыженко, - когда человек, перенесший стресс или насилие, сразу же выливает свои эмоции, дает выход слезам. Если будет все держать в себе, через 10-15 лет это может привести к таким тяжелым последствиям, как алкоголизм, наркомания и даже суицид. Мы не один раз работали с девочкой и, надеюсь, помогли ей избавиться от скрытой депрессии...
«Мы» - это группа специалистов, работающих по российскому проекту «Горизонты». В 2002 году правительство Российской Федерации на конкурсной основе выбрало в стране семь социальных центров для реализации семи целевых проектов в рамках программы «Дети России». В их число попал и проект Ставропольского центра социальной помощи семье и детям, в основе которого - работа с несовершеннолетними, пострадавшими в ходе вооруженных конфликтов. Два фактора сыграли роль - актуальность темы для Ставропольского края, Юга России и авторитет самого центра. До этого рожденные в нем интересные проекты уже награждались золотыми медалями, побеждали не только в российских, но даже американских конкурсах.
Но кого считать пострадавшими от вооруженных конфликтов? В первую очередь, конечно, тех, кто попал в зону взрывов и стрельбы. А разве не живут со страхом дети, с которыми ничего не случилось, но они наслышаны о трагедиях в семьях своих родных, знакомых, сверстников? Разве всегда комфортно чувствуют себя подростки из семей беженцев в ставропольских школах? Или как может быть спокойной дочь, если мать каждый день в напряжении, потому что не звонит уехавший в Чечню отец-омоновец? Так что рамки проекта намного расширились.
Первый год собирался банк данных по пострадавшим детям и семьям, проводились социологические исследования, определялись «площадки» для работы психологов, психотерапевтов, социальных педагогов, юристов. В банк данных попало около трехсот человек, нуждающихся в помощи специалистов. Руководитель проекта И. Рыженко и ее коллеги нашли отличного партнера и союзника в лице социального педагога СШ № 28 г. Ставрополя Т. Аракелян - беженки из зоны Нагорного Карабаха. Дети беженцев составляют в этой школе до 30 процентов всех учащихся. В одном классе за партами сидят ребята семи-восьми национальностей. Поэтому проводились социсследования, тренинги на сплочение коллектива, чтобы потом не пришлось «тушить» межнациональные конфликты.
В некоторых детях было много бьющей через край агрессии. Специалистам приходилось работать с подростками, которые видели насилие, видели, как живому человеку бандиты отрезали уши. Некоторые, как ни странно, даже считали такие отношения нормой. Социальным педагогам и юристам надо найти всем понятные аргументы, чтобы вернуть ребенка в правовое русло, убедить его в необходимости уважать личность человека. Все это делается в форме игр, разбора ситуаций, психологических упражнений. Скажем, подростка по какой-то причине задержала милиция. Как себя вести: лезть на рожон или спокойно выслушать стража порядка и заявить ему о своих правах? Здесь уже речь идет о формировании правовой культуры.
Кстати, буквально на следующий день после такого «урока» в СШ № 28 группу учащихся остановили милиционеры. И потом ребята хвастались, что они с достоинством вышли из ситуации. Вот что значит ума набрались!
За время работы над проектом «Горизонты» психологи, можно сказать, увидели бездонное море детского отчаяния и детских слез. Несовершеннолетнюю русскую девочку похитили в Чечне, четверо суток держали в подвале на хлебе и воде. Отцу, преподавателю Грозненского университета, пришлось продать все, чтобы выкупить дочь. Сразу же, в спешном порядке собрав кое-какие пожитки, он заталкивает жену и дочь в вагон уходящего из Грозного поезда, а сам после этого пропадает без вести. Девочку, теперь живущую на Ставрополье, преследует страх, она боится выйти одна из дому, отправиться с подругами на дискотеку.
Но постепенно в результате индивидуальных занятий, тренингов сердце бывшей заложницы оттаяло, она, говоря языком специалистов, прошла постравматическую реабилитацию. Как и другая, тоже русская пленница, которую украли в 13-летнем возрасте, а потом продали какому-то бандиту за... трех баранов. Сначала девочка перенесла шок, его сменила бурная агрессия. Нужно было настойчиво и в то же время деликатно приводить ее в чувство, добиваться, чтобы в глазах ребенка появилась улыбка.
Часто стрессы, полученные подростками во время терактов (в том числе и в нашем крае), приходится «лечить» методом вовлечения ребят в искусство. Поэтому в Ставропольском центре социальной помощи семье и детям работает музыкально-театральная студия «Горизонты творчества». Девочка, потерявшая в Чечне отца, рисует и сочиняет музыку. А бабушка, приводящая сюда внучку, в ответ на трагедию в Беслане написала проникновенные стихи. Таким образом много испытавшие дети должны «переработать» негативную информацию, понять, что в мире больше красивого и светлого, чем трагического и безобразного.
2006 год - последний год реализации проекта «Горизонты». Для работы с пострадавшими от вооруженных конфликтов детьми на специальных семинарах обучены психологи и социальные педагоги. Подготовлены методики, которые через Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию направляются в разные регионы России. Но и после завершения проекта работа в крае по данной теме будет продолжаться.
Правда, сами специалисты - реализаторы проекта говорят, что труд этот очень тяжелый. Соприкосновение с чужим горем, с покалеченными детскими судьбами оставляет зарубки в их сердцах. Та же Ирина Рыженко, 11 лет работающая в «социалке», кандидат психологических наук, человек очень творческий, признается: «Выгорать» начинаешь как специалист, чуть что - слезы на глазах. Но дети нуждаются в помощи, так что приходится себя преодолевать...»

Нина ЕВТУШЕНКО.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет