Вы здесь

Списку лекарств для льготников устроили «обрезание»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Списку лекарств для льготников устроили «обрезание»

...Диалог в одной из поликлиник краевого центра. Ожидая приема у кабинета врача-терапевта, пациенты в основном говорят о болячках и лекарствах.

- Я в этом году сдуру отказалась от соцпакета, - вздыхает пожилая женщина, - а врачи, кроме гипертонии и стенокардии, обнаружили у меня еще и серьезное заболевание поджелудочной железы. Половину пенсии трачу на лекарства, жить практически не на что. Теперь-то я от соцпакета не откажусь...
- А вы знаете, что список бесплатных препаратов так урезали, что в нем почти ничего не осталось? - горячится припадающий на костыль мужчина лет 45-ти. - Зурабов обещал расширять список, да, видать, забыл о своих словах. У меня сахарный диабет, шесть лет на инвалидности. Пошел 3 ноября к врачу за рецептом, а он мне его не выписал. Говорит, уже нет этих препаратов в новом перечне бесплатных лекарств. Как же я буду лечиться?
Сидящие у кабинета пациенты зашумели, посыпались нелицеприятные слова в адрес министра Зурабова и российского правительства, которые уже второй год не могут решить лекарственную проблему в рамках 122-ФЗ по монетизации льгот. Чем же вызвано недовольство больных? Это мы попытались выяснить в управлении Рос-здравнадзора по Ставропольскому краю.
Как нам пояснили, с 1 ноября 2006 года введен новый список лекарственных препаратов для федеральных льготников, утвержденный Министерством здравоохранения и социального развития России. В нем на самом деле стало меньше препаратов для амбулаторных больных: прежде их было свыше 500, сейчас 436 международных непатентованных наименований. Эти изменения, по мнению специалистов, связаны с упорядочением всей системы снабжения льготными лекарствами и не должны повлиять на качество обеспечения препаратами. Из перечня выделен ряд препаратов, использование которых больными требует лучшего контроля со стороны врачей, поэтому они теперь больше предназначены для стационарного лечения. Это лекарства, применяемые для лечения онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний, а также рассеянного склероза, бронхиальной астмы, гемофилии, сахарного диабета, глаукомы и др. Проведенные в нашем крае проверки показали, что примерно десять процентов бесплатных рецептов выписывается, можно сказать, заочно, когда больные на приеме не бывают и врачом не осматриваются. О какой эффективности контроля можно вести речь?
Но это не значит, что в поликлиниках больные не смогут получать лечение по названным выше заболеваниям. Льготникам по-прежнему будут выписывать лекарства, только определять необходимость их назначения будет не сам врач, а врачебная комиссия учреждения.
Из других источников нам стало известно, что изменение списка препаратов связано также с заменой ряда зарубежных лекарств отечественными. В первую очередь это коснулось дорогих лекарственных средств импортного производства. Так что многие пациенты теперь не смогут получать привычные для них препараты, а это, безусловно, большой минус. Ведь лекарства крупных мировых производителей значительно эффективнее российских, отличаются более высоким качеством. Вот больные и опасаются, что вместо них им предложат брынцаловскую фармпродукцию, которая не пользуется спросом, поскольку не дает лечебного результата.
Список бесплатных лекарственных препаратов для федеральных льготников пересматривается уже четвертый раз. Говорят, что с января 2007 года вновь будет введен новый перечень. Но обновление, думается, связано не только с упорядочением системы лекарственного обеспечения этой категории населения. Государство явно пытается выйти из финансового тупика. Когда вводился 122-ФЗ, ставка делалась на то, чтобы за счет редко и легко болеющих льготников оплатить расходы на лечение тяжелых больных. Таблеток и ампул в край стало поступать в несколько раз больше, чем до 2005 года. Никаких ограничений при выписке бесплатных препаратов, по сути, не делалось. Кому требовалось, тот получал в месяц лекарств не только на тысячи, а на десятки и сотни тысяч рублей.
Но никто не представлял, что солидарная система так быстро рассыплется. Что больные вместо социального пакета затребуют денежную добавку к пенсиям в сумме 450, а в этом году 470 рублей. В прошлом году в нашем крае от соцпакета отказались свыше 65 процентов «федералов», а на будущий год заявления подали 72 процента. Людям дано право выбора, и они им воспользовались по своему усмотрению. Некоторые, кстати, прогадали - при обострении болячек они вынуждены были платить за лекарства огромные суммы из семейного кошелька. Но в результате таких массовых отказов от соцпакета (в других регионах России ситуация не лучше) не стало хватать средств для обеспечения медикаментами больных с тяжелыми заболеваниями. Государство задолжало огромные суммы производителям и поставщикам препаратов. В федеральном бюджете 2006 года на дополнительное лекарственное обеспечение «заложено» 29 млрд. рублей, а лекарств уже поставлено и отпущено на 47 млрд.
Фирмы, естественно, не хотят работать себе в убыток, поэтому объемы поставок сейчас намного сокращены. Если в прошлом году в самые трудные моменты выписанные рецепты не могли «отоварить» 6-7 тысяч человек, то сейчас число очередников по краю увеличилось до 19 тысяч. Можно представить, сколько времени проведут они в ожидании?
В умах организаторов здравоохранения на федеральном уровне уже бродит идея изменения подхода к лекарственному обеспечению тех, кому препараты отпускаются по бесплатным рецептам. Дескать, надо определить среднюю стоимость препаратов по группам (сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные, онкологические, эндокринные и т.д.) и в ее пределах выписывать больному бесплатные медикаменты. А все, что будет свыше этой суммы, предложить пациенту оплачивать из собственного кошелька.
Но это только идея, она может и «не пройти». Пока очевидно одно: поспешная монетизация льгот обернулась массой проблем, от которых страдают больные люди.

Нина ЕВТУШЕНКО.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет