Вы здесь
Что общего у Германа Лопатина и Дмитрия Менделеева?
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Что общего у Германа Лопатина и Дмитрия Менделеева?
Есть в Ставрополе две небольшие улицы, носящие имена людей, оставивших след в истории не только нашего края, но и страны, России. Да что там России, в истории всего человечества! Любопытно, что буквы, которыми начинаются их фамилии, стоят рядом в алфавите. Оба наши героя фигурируют в любом, даже самом малом энциклопедическом словаре. Более того, их судьбы в свое время соприкоснулись совсем близко, хотя один из них уроженец Ставрополя, выпускник ставропольской гимназии, а затем и Петербургского университета, а другой профессор того же университета, автор свыше пятисот трудов в разных областях человеческих знаний, ушедший в отставку в знак протеста против притеснения студенчества. Определенная часть человечества знает этого человека и как автора смеси спирта с водой: сорок градусов - это та пропорция, которую он предложил для водки. Одна из упомянутых в начале нашего рассказа улиц расположена на окраине города, но зато бюст человека, именем которого названа эта улица, украшает самый центр Ставрополя. Другая улица, вернее, переулок, расположен в центре города. Но памятника этому человеку в городе нет.
Просвещенный читатель, особенно житель маленького переулка в центре города, уже узнал одного из героев. И станет перебирать варианты в поисках ответа на вопрос, а кто же второй, вспоминая, кому же из ставропольчан установлен памятник в центре города. Памятников много, но все - не уроженцам города. Лермонтов, Пушкин не в счет - они бывали в Ставрополе только проездом. Есть, правда, и улицы в городе, названные в их честь, но эти персонажи не подходят по всем показателям. В центре Ставрополя есть еще и памятник Ленину и Марксу (они рядышком в алфавите стоят и в энциклопедиях фигурируют). И улицы в их честь в Ставрополе названы: одна самая длинная, другая - самая центральная в городе. Они тоже нам не подходят: один уроженец Симбирска, другой вовсе иностранец. Иной читатель вспомнит, что в центре города есть еще и памятник Герману Лопатину, уроженцу Ставрополя. Но усомнится: а есть ли улица, названная его именем в краевом центре? Развеем его сомнения: в Октябрьском районе города есть улица Лопатина. Как в Ленинском районе - переулок Менделеева. Итак, Герман Лопатин и Дмитрий Менделеев. Улица Лопатина и переулок Менделеева - есть они на плане города Ставрополя.
Известно, что Дмитрий Иванович Менделеев создал таблицу периодической системы элементов, которой пользуются в наши дни все, от мала до велика. От школяров до маститых ученых. Первые ее поругивают за то, что учителя заставляют заучивать положение химических элементов в таблице, а вторые пополняют ее все новыми и новыми элементами. Наш земляк, Герман Александрович Лопатин, чей бюст установлен на центральной площади города Ставрополя, стал революционером-народником. Он же известен как первый переводчик на русский язык основополагающего для социалистов труда Карла Маркса «Капитал». В университете Лопатин настолько преуспел в химии, что мэтр пригласил его остаться работать на кафедре, которой руководил. Однако Герман Лопатин отклонил предложение Менделеева - стал профессиональным революционером, одним из руководителей террористической организации «Народная воля». И так много в этом деле «нахимичил», что в 1887 году был приговорен к вечной каторге. Однако и для него террор большевиков оказался чрезмерным - он не признал большевистский переворот в России.
Однако вернемся к улицам. Тихий переулок Менделеева соединяет современные улицы Коста Хетагурова и Розы Люксембург. До 25 января 1938 года он назывался Плотниковским переулком (не Плотницким, как пишут некоторые в своих мемуарах!). Наша семья в тридцатые годы XX века жила на соседней, Барятинской улице, которая в то же время была переименована в Комсомольскую. Один из моих одноклассников - Лазарь Секретов - жил в единственном двухэтажном доме на Плотниковском переулке. Несколько раз мне довелось побывать у него дома. По Барятинской улице я шел вниз до Европейского переулка (еще раньше - Афросимовский), по которому надо было пройти мимо огромного здания с пугающим названием Химико-бактериологический институт (позже - Институт вакцин и сывороток). Он своим обширным двором с приземистыми строениями примыкал к Бабиной роще, которую позже стали называть сначала парком имени Горького, затем Ленинского комсомола (сейчас это парк Центральный). Прямо из двора этого химико-бактериологического учреждения, через проделанную в заборе дыру, в канализационную канаву устремлялся ручей, бравший начало из пруда в Бабиной роще. Этот ручей дальше журчал по канаве вдоль тротуара Плотниковского переулка в сторону пивного завода. Вот и все, что оставалось ко времени моего детства до одного из истоков речки Желобовки. Главная Желобовка протекала западнее, в канаве улицы Красной (прежде Николаевский проспект, затем проспект Сталина, а ныне - Карла Маркса).
В этом ручейке в тридцатые годы детвора эпизодически находила пустые недобитые стеклянные ампулы - это, по-видимому, были отходы производства химиков и биологов, не слишком придерживавшихся в те времена правил санитарии. При массовом переименовании улиц 25 января в 1938 кто-то, возможно, из этих соображений предложил переулку имя Менделеева, основоположника отечественной химии. А может быть, я недооцениваю эрудицию авторов постановления о переименовании улиц и они приняли решение дать имя Менделеева Плотниковскому переулку потому, что, по большому счету, Менделеев был еще и плотником? Не все, правда, знают, что у Дмитрия Ивановича было увлечение - делать чемоданы. Не только для себя, но и для знакомых. Современники говорили, что чемоданы у него получались отменные, что большие, что маленькие. А ведь в основе конструкций чемоданов тех лет лежали деревянные рейки, которые мог заготовить и скрепить в виде рамок только плотник высокой квалификации.
В свое время Плотниковский переулок был назван не по имени безымянного плотника, а по фамилии известных в губернском Ставрополе предпринимателей Плотниковых. Купеческий род Плотниковых появился в Ставрополе в начале XIX века. Купец первой гильдии Никита Михайлович Плотников построил в Ставрополе несколько домов, владел пивным заводом, гостиницей. На его средства архитектором Григорием Леонтьевичем Ткаченко было возведено и первое здание для Ставропольской мужской гимназии на углу Большой и Грязной улиц (пр. К. Маркса и ул. Розы Люксембург). В Ставрополе сохранились и другие здания, построенные на средства Никиты Плотникова. А Плотниковский переулок получил имя от его старшего сына, Николая Плотникова, тоже купца первой гильдии, который построил большой двухэтажный дом в безымянном переулке между улицей Грязной и Афросимовским переулком. Так этот переулок и стали называть Плотниковским. А как же Менделеев? История умалчивает... А улицу Лопатина никто не переименовывал - она возникла намного позже эпохи великих переименований улиц в Ставрополе.
Владимир ИВАНОВСКИЙ.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru