Вы здесь

Полвека - на одной сцене

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Полвека - на одной сцене

Февраль для заслуженного артиста России, председателя Ставропольского отделения Союза театральных деятелей РФ Владимира Аллахвердова - месяц знаковый: 16 февраля у него день рождения, а 20 февраля исполняется ровно пятьдесят лет, как он впервые вышел на сцену Ставропольского академического театра драмы имени М.Ю. Лермонтова. Сколько за эти годы сыграно ролей - не сосчитать, в любом случае гораздо больше полутора сотен. Но дело даже не в количестве, а в том, что как в главных, так и в ролях второго плана он всегда ярок, экспансивен, неординарен и запоминаем. Меняются поколения зрителей, но не меняется их любовь к героям Аллахвердова.

«БЫЛ ОТЛИЧНИКОМ, А ПОШЕЛ В АРТИСТЫ»
Артистичность у Владимира Мнацакановича проявлялась уже в детстве. Больше всего он любил ходить в кино. И одно время, много читая, мечтал воплотить все прочитанное на экране, стать кинорежиссером. Откуда это все? «Скорее всего, - говорит Аллахвердов, - от отца Мнацакана Саркисовича. Родители мои родом из Нагорного Карабаха. Отец воевал в гражданскую войну. И когда их полк проходил через Ставрополь, город ему очень понравился. Так что после войны семья переехала сюда. У меня было два старших брата и сестра. Ну а я, самый младший, родился уже здесь, в краевом центре.
Так вот отец был мастером на все руки. Он владел всеми строительными профессиями, если надо было - мог и ботинки сделать. И в то же время играл на многих музыкальных инструментах. Меня еще в школе научил играть на струнных инструментах - кеманче, таре, на барабане. Его приглашали играть на свадьбах, и он брал меня с собой. Отец знал несколько языков, хорошо пел. Еще с того времени, как родители жили в Нагорном Карабахе, он знал и исполнял богатейший репертуар знаменитого азербайджанского певца Мамедова. Его звали Бюль-Бюль, то есть Соловей, и он был дедушкой Полада Бюль-Бюль-Оглы.
- А ваша мама тоже пела?
- Нет, она была очень тихой, скромной, занималась, в основном, домом и детьми. Но все соседи (мы жили тогда на улице 2-я Калинина, за Нижним рынком, и у нас во дворе было 11 квартир), зная ее добрый нрав, всегда приходили к ней за советом. Как и к отцу, который был самым старшим и мудрым, да еще и устраивал во дворе замечательные концерты. Правда, отец как-то рассказывал, что моя мама - Елизавета Осиповна - в гражданскую войну была разведчицей в партизанском отряде.
- Ну а скрипка в ваших руках откуда взялась? Вы ведь не раз играли и играете на скрипке в своих спектаклях...
- Дело в том, что мой старший брат Шамо замечательно играл на скрипке. Он окончил музыкальную школу, музучилище, переписывался с Давидом Ойстрахом. И в 1941 году должен был поехать поступать в консерваторию. Но война все перечеркнула. Оба мои брата погибли на фронте. Вот, собственно, по его стопам, я тоже поступил в музыкальную школу и учился у известного в городе скрипача Ефима Ефимовича Мертвецова. Но терпения у меня на занятия скрипкой явно не хватало, и я музшколу не закончил. А после школы поступил в сельхозинститут на факультет механизации. Проучившись там год, случайно прочел объявление об открытии в театре студии. И подал туда заявление. Родители были очень недовольны. Мама даже говорила: «Учился, учился, отличником был, а пошел в артисты». Но потом махнули рукой - «делай как хочешь».
Тогда, в 1957 году, главным режиссером Ставропольского театра драмы был заслуженный деятель искусств РФ Валентин Алексеевич Иванов. Он пользовался большим авторитетом во Всероссийском театральном обществе (ВТО) в Москве, и ему удалось добиться открытия в краевом центре (впервые) государственной четырехгодичной театральной студии. Нужно было омолаживать труппу. И в моей трудовой книжке появилась первая и единственная запись: «Зачислен учащимся государственной театральной студии с правом участия в спектаклях».
ВСЯ ЖИЗНЬ ТЕАТРУ ОТДАНА
- Сколько человек училось тогда в студии?
- Одиннадцать. А после окончания студии в театре оставили работать меня одного. Может быть, потому, что во время учебы у меня уже было несколько серьезных ролей: Женька в «Зимней сказке» Антокольского, Чен Фу в китайской сказке «Туфелька Дин», Майкл в «Опасном возрасте» Нариньяни, матрос Фаренюк в «Чайках над морем» Бондаревой, Антонио в спектакле «День рождения Терезы» Мдивани, Генри Пойндекстер во «Всаднике без головы» по Майн Риду.
- Ваше амплуа - острохарактерный актер - дает вам простор (если можно так выразиться) в палитре театральных красок и нюансов. Но ставропольские зрители не раз видели вас и в амплуа героя...
- Верно. Взять хотя бы комедию Нила Саймона «Босиком по парку», где я сыграл Пола. Или роль главного героя - Дона Фелиса в «Крестьянке из Хетафе» Лопе де Вега. А вот в спектакле «Деревья умирают стоя» Касоны играл героя Маурисьо, 30 лет же спустя - дедушку главного героя, которого на этот раз сыграл Александр Жуков.
Но больше у меня, конечно, острохарактерных ролей. Лепорелло в «Дон Жуане» Фигейреду, Куфисель в комедии Соважона «Чао», Хардэйкр в «Скандальном происшествии» Пристли, этакий современный Печорин - Костя в спектакле «Одни без ангелов» Жуховицкого, моряк-подводник, капитан-лейтенант Гусев в пьесе «Валентин и Валентина» Рощина. С этой ролью, кстати, у меня связано очень приятное воспоминание. Гастроли в Кисловодске. Заканчивается спектакль и вдруг за кулисы вбегает молодой парень и начинает меня благодарить. Оказалось, что он моряк-подводник, а я очень похоже сыграл (не подозревая об этом) его друга - тоже капитана-лейтенанта.
- Обычно артисты очень ревностно относятся к работам своих коллег. А у вас есть любимые советские или российские актеры?
- Конечно, есть. К примеру, Валентин Гафт, сыгравший того же Гусева. Регимантас Адомайтис, который играл в свое время Эдмонда Глосстера в «Короле Лире». Этот спектакль шел в 1968 году в Ставропольском театре драмы и у меня тоже была эта роль. Эммануил Виторган (наш земляк). Мир тесен и Виторган, как оказалось, живя в Ставрополе, дружил с сыном артистов Кочетковых Юрием. Тот тоже стал артистом, сейчас он председатель Астраханского областного отделения Союза театральных деятелей. И надо же было такому случиться, что в октябре 2006 года на съезде СТД в Москве мы жили в одном номере в гостинице. Он позвонил Виторгану, и тот приехал в гостиницу с нами повидаться. Ну, а из молодых российских актеров мне очень нравится Алексей Серебряков, игравший в сериале «Перегон». Сейчас на экраны страны вышел кинофильм «Консервы», в котором он тоже играет.
- Если можно, Владимир Мнацаканович, вернемся еще раз к скрипке. В каких спектаклях, помимо недавней «Соловьиной ночи» Ежова, где вы играли профессора-лингвиста, - вы выходили с этим музыкальным инструментом и играли на нем?
- В «Коварстве и любви» Шиллера (Миллер) и в пьесе Неруды «Звезда и смерть Хоакино Мурьетты», где я играл на скрипке, гитаре, мандолине и на духовой гармонике.
АКТЕРСКОГО СОЮЗА ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
- В моем представлении, Владимир Мнацаканович, вы - вечный кабальеро, рыцарь без страха и упрека. Никогда не унывающий и всегда приходящий на помощь. Однако ведь все это происходит не только на сцене, но и в повседневной жизни: как к председателю Ставропольского отделения СТД, к вам приходят за поддержкой и помощью. Какой, конкретно?
- Помогаем как ветеранам, так и творческой молодежи. В Ставропольском отделении СТД 140 членов. Мы поддерживаем не только профессиональные коллективы края - драмтеатр, театр кукол, оперетту, но и народные театры. Добиваемся надбавки к пенсиям членам СТД, учреждение актерской премии имени народного артиста СССР Михаила Кузнецова - тоже заслуга краевого отделения СТД. Наши молодые артисты ездят на фестивали, творческие встречи, бенефисы в Ростов и Краснодар. Приглашаем ведущих педагогов и актеров из Москвы, они проводят у нас мастер-классы. Год назад, впервые в стране создали при СТД трехмесячную «Школу ораторского искусства». Россия всегда славилась своими ораторами, вспомним по истории, какими прекрасными ораторами были Троцкий, Плеханов, да и Ленин. Это настоящее искусство, и его надо возрождать. Наша деятельность не осталась незамеченной, к 125-летию Союза театральных деятелей Ставропольское отделение было награждено Серебряной медалью.
- Да, таким признанием можно гордиться. Я вообще считаю, что ваше имя вполне уже достойно Книги рекордов Гиннесса. Полвека - на одной сцене, да еще и 19-й год работаете председателем Ставропольского отделения СТД. Когда в марте прошлого года вас уже в пятый раз (!) переизбрали на эту должность, председатель СТД, народный артист России Александр Калягин написал: «Это свидетельство того, что ваша деятельность оценена по достоинству, что люди вам доверяют, что весь ваш труд не был напрасным...» Все это абсолютно верно, хочу еще добавить, что вот уже 13 лет вместе с вами - и дома, и на работе - ваша супруга и верная помощница Любовь Николаевна Заводнова. Ей достается вся самая ответственная работа с документацией и не только с ней. А как вы проводите свое свободное время?
- Мы с женой, как только появляется (очень редко) свободное время, посвящаем его родственникам. У нас на двоих три дочери, три зятя и пятеро внуков (от полугода до 19 лет). Всех же надо увидеть, со всеми пообщаться.
- И наверняка - передать им свой неистребимый оптимизм... А я от имени всех ваших ставропольских поклонников желаю вам, Владимир Мнацаканович, творческого долголетия. И чтобы мы почаще видели вас на сцене родного для вас и нас театра драмы.

Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет