Вы здесь
Забытое имя в центре Крестограда
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Забытое имя в центре Крестограда
В 1847 году, сто шестьдесят лет тому назад, закончилось строительство Казанского кафедрального собора и Парадной каменной лестницы, проложенной к храму от главной улицы города. Эта Парадная лестница начиналась почти с того места, где берет начало современная южная Каскадная лестница на Крепостную гору. Сохранились дореволюционные открытки, на которых изображена ажурная кованая арка между двумя высокими каменными столбами, увенчанными крестами. В верхних частях столбов, в специальных нишах, располагались выполненные на деревянной основе, без окладов, иконы. Лестница вела к храму через разбитый здесь парк. Двадцать шестого августа 1856 года царским наместником на Кавказе стал Алексей Иванович Барятинский, фигура первой величины в истории нашей малой родины. Это он пленил имама Шамиля, что приблизило окончание многолетней Кавказской войны. Князь, в ответ на ходатайство горожан, милостиво согласился присвоить его имя парку, недавно разбитому на Крепостной горе. Барятинский парк разрастался, благоустраивался. Это был один из первых парков Ставрополя.
Почти мистическая история произошла с иконами на столбах. В двадцатых годах прошлого столетия по городу поползли слухи о «чуде» - просветлении этих икон. Началось паломничество к ним горожан, что встревожило власть, которая уже начинала активную борьбу с православием. Организованное властью дежурство у икон подтвердило факт - они просветвлялись. Была создана комиссия по установлению причин явлениях. В нее вошли авторитетные люди, в том числе и известный в городе учитель химии. В одном из номером газеты «Власть Советов» тех лет были опубликованы результаты работы комиссии, из которых следовало, что «обновление» икон имеет материальную основу. В том числе отслоение верхнего слоя тусклой росписи, окислительно-восстановительные процессы. Об этом писал в своих воспоминаниях со слов отца сын настоятеля Варваринской церкви, состоявшего в той комиссии, Глеб Иоанникиевич Петров.
История с иконами активизировала деятельность воинствующих атеистов - в тридцатые годы был разрушен храм на горе, исчезли столбы с иконами вместе с аркой у входа на лестницу. Разобрали ограду вокруг храмового комплекса, исчезла стена, ограждавшая Барятинский парк. Остатки каменной стены, окаймлявшей парк с севера, автору довелось видеть в тридцатых годах, когда наша семья жила на Соборной площади. Маленькому мальчику со стороны заброшенного парка остатки стены представлялась высокими, тогда как со стороны площади они почти сравнялись с поверхностью земли. Запустение Парадной лестницы к тому времени дошло до того, что люди предпочитали спускаться с горы в центр города по тропинкам, которые вились, и по частично разобранным ступеням лестницы.
Наверняка не помнили князя Барятинского голодные люди в 1933, обрывая съедобные соцветия белой акации, ставшей к тому времени привычным деревом для Ставрополя. Мало кто из горожан задумывался над тем, как изменилась растительность Ставрополя со дня его основания. Дерево белая акация (робиния) - выходец из Нового Света - стало обычным для Ставрополья после того, как стараниями садоводов появилось в парках, в том числе и в Барятинском, как декоративное дерево. Это потом оно распространилось по всему Северному Кавказу, найдя здесь вторую родину.
Оказалось, что ничего не знают о парке имени царского генерала Барятинского и юнармейцы, вышагивающие парадным шагом при смене караула у мемориала «Вечный огонь». А советского генерала И.Р. Апанасенко, чей мавзолей возведен на месте храма на горе, они знают. И где находится парк Победы, тоже знают. Удивительно, но прохожие разного возраста в ответ на вопрос, где находится парк, носящий имя генерала Барятинского, только пожимают плечами. Женщина весьма преклонных лет вспомнила, что одну из улиц около Центрального парка когда-то называли Барятинской. А ведь вопросы задавались в самом парке, носящем имя князя Барятинского. Автор не оговорился: это место в городе и сейчас называется Барятинским парком, так как никто при советской власти не догадался официально переименовать парк, созданный в позапрошлом веке на южном склоне Крепостной горы, который украсила и в начале июня ежегодно наполняет пряным ароматом «чужестранка» - цветущая белая акация.
Думается, что не случайно памятные места в Ставрополе, связанные с именем Барятинского, в советские годы были названы в честь организации, которая активно способствовала «разрушению старого мира». Парк Барятинского стал частью Комсомольской горки, а Барятинская улица стала Комсомольской. Так стерли из памяти людской имя прославленного генерала. Еще в 1991 году самораспустился Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи, который «посчитал исчерпанной политическую роль ВЛКСМ как федерации коммунистических союзов молодежи». Всем известна роль этой организации во многих преступлениях большевиков. Теперь вроде бы самое время вернуть название улице, а в парке имени Барятинского установить памятник прославленному генералу. Есть для этого удобные места на Восточной и Южной Каскадных лестницах, ведущих к возрождаемому храму. Хорошо бы попросить скульптора изобразить Барятинского в компании с имамом Шамилем. Этот великодушный жест был бы намного действеннее пустой болтовни об «интернациональном воспитании многонационального населения» Северного Кавказа. Но для этого нужны новые люди у власти в крае, не связанные с руководящей деятельностью в комсомоле, и политическая воля.
Владимир ИВАНОВСКИЙ.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru