Вы здесь

Нелли не ходит, Нелли летает

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Нелли не ходит, Нелли летает

Кто-то прекрасно шьет, вяжет, вышивает. Кто-то создает удивительные изделия из бисера, дерева, металла, керамики, теста. А ставропольчанка Нелли Котельникова («женщина-солнце», как ее зовут знакомые и друзья) всю жизнь увлечена поэзией Есенина, любит стихи Асадова, Симонова, Рождественского, Дементьева, замечательно их читает. Врач по профессии, организатор по призванию, она уже 16 лет руководит ставропольским «Клубом любителей поэзии Сергея Есенина».

О ЕСЕНИНЦАХ
Поводом для встречи с Нелли Ивановной послужил 20-летний юбилей Есенинского клуба, прошедший во Дворце культуры и спорта. Есенинцы, как называют себя члены клуба, считают ДКиС вторым домом, хотя своего помещения у них тут нет. Встречаются раз в месяц человек 60-80 и проводят свои заседания в фойе или даже на лестнице. Вот потому-то и превратилась небольшая квартира Котельниковой на улице Пушкина в своеобразный есенинский музей. К слову, музеев Есенина - государственных и частных - в стране сейчас около двадцати, а вот есенинский клуб - единственный, только у нас, в Ставрополе.
Общаться с Нелли Ивановной Котельниковой - одно удовольствие. У нее настоящий талант человеческого общения. Она показывает нам огромный архив (Котельникова кропотливо ведет летопись клуба), где можно увидеть сборники стихов, изданные на средства самих есенинцев, книги, подаренные авторами - многочисленными друзьями клуба, переписку, которую ведет Нелли Ивановна с членами международного есенинского общества «Радуница», работниками музеев, учеными-есениноведами. На стенах комнаты, на пианино, на книжных полках множество изображений Есенина - фотопортретов, живописных портретов, поэт в бронзе, дереве. Попутно Котельникова рассказывает историю клуба, читает наизусть стихи Сережи (как она ласково называет Есенина). А о жизненных коллизиях членов своего клуба может говорить бесконечно. Причем находит такие теплые слова, что начинаешь по-доброму завидовать тем людям, кто общается с этой женщиной, дружит с ней, разделяет ее увлечения.
Как Нелли Ивановна говорит о своих единомышленниках - это отдельная песня. Только несколько примеров. Почетный председатель есенинского клуба Анастас Савельевич Стефаниди буквально начинен энергетикой поэзии Есенина, каждый год ездит на родину поэта в село Константиново, «ас» в моторах. Бывший директор ДКиСП Дмитрий Афанасьевич Будянский. С его легкой руки и благодаря стараниям журналиста-есениноведа А.П. Крылова и офицера Советской Армии А.В. Бобылева был создан клуб. На первое заседание - 25 ноября 1987 года пришло 20 человек. С тех пор этих заседаний было уже 243. И ни одного из них не пропустила Нелли Ивановна Котельникова. Двенадцать лет переписывается она с Юрием Александровичем Трубчаниновым из Челябинской области, который написал о Есенине 1500 стихов. Уже несколько лет - с Зинаидой Ивановной Никифоровой. Эта слепая женщина тоже была членом клуба, у нее вышла книга стихов «Бабье лето», а сейчас она с семьей живет с Новосибирске. Но связи со ставропольскими есенинцами не теряет. «Серебряный голос» клуба - педагог Раиса Ивановна Сухарева. Бард и технический редактор Игорь Николаевич Еремеев. «Душа клуба» - полковник в отставке, создатель гимна клуба, мастер стихотворных шуток и анекдотов, мгновенно сочиняющий четверостишия-посвящения членам и гостям клуба, - Владимир Семенович Авдеев. Ветеран войны и клуба - художник и поэт Яков Георгиевич Асберг. Бывший инженер-химик, бард, художник, автор двух книг Галина Васильевна Тимошенко.
Сколько же в есенинском клубе талантов! А еще Надежда Георгиевна Шинкаренко - «мозговой центр» клуба, учитель, отличник просвещения РФ, поэт. Александр Николаевич Тананаев - инженер-программист, поэт. Много лет он помогал еще одному члену клуба - Василию Тихоновичу Съедину, майору в отставке, который из-за травмы позвоночника был прикован к постели. Но безумно любил поэзию Есенина, и сам писал теплую лирику...
Пытаемся мягко прервать монолог Нелли Ивановны о есенинцах и расспросить о ней самой. Что-то не очень получается. Котельникова опять «сбивается» на рассказ о тех людях, с которым ее сводила судьба. А уж судьба у этой увлеченной, обаятельной и чрезвычайно коммуникабельной женщины была, по рассказам ее близких знакомых, очень непростой.
СУДЬБА
Родилась Нелли в Ростове, в хорошей, дружной семье. Беззаботное детство беленькой, голубоглазой девочки прервала война. Отец ушел на фронт, мама работала сутками. В дом, где жила Нелли, попала бомба, к городу уже подходили фашисты, - пришлось семье эвакуироваться. Нелли, нынче Ивановне, тогда было всего два с половиной года, но она четко помнит, как ехали в кабине полуторки две молодые женщины с детьми на руках. А потом рев мессершмиттов, крик водителя: «Вылезайте, быстро!» Мама Нелли и ее сестра скатились в какую-то яму, накрыли собой детей. Спаслись. А машину и шофера накрыло взрывом. И пошли они пешком и прошли - ни много ни мало - 300 километров. Добрались каким-то чудом до станицы Новомарьевской, где их и приютили дед Мирон да бабушка Матрена. Было у них 11 детей, 10 из них не вернулись с фронта...
С тех самых пор помнит Котельникова доброту этих пожилых людей, а потом и многих других, встречавшихся ей в жизни, и сама старается помочь окружающим, чем только может. Шло время. Мама и тетя устроились на работу в село Грачевку, приходили домой один раз в неделю, а дети были на попечении хозяев. А через год на отца пришла похоронка. Еще одно страшное эхо войны. Мама Нелли вышла замуж за хорошего человека, ставшего не отчимом, а настоящим отцом для Нелли и ее брата. Через некоторое же время выяснилось, что родной ее отец не погиб, а попал в плен и остался жив... Потом женился, родились в новой семье двое сыновей. Нелли Ивановна и сейчас общается со своими сводными братьями. Несколько лет назад они приезжали из Ростова на ее 65-летний юбилей.
А тогда, в 1944 году, семья поселилась в Ставрополе, на улице Пушкина. В школе, сначала в 25-й, потом во 2-й, Нелли успевала все: и хорошо учиться, и заниматься спортом (диск, ядро, копье), была и председателем учкома. Со школьными друзьями общается до сих пор. Поступила в мединститут, получила третий разряд по легкой атлетике. Ездила даже в Москву, на спартакиаду медвузов РСФСР, защищая честь института. Была заядлой туристкой. Из Архыза, в числе наиболее подготовленных студентов, прошла с рюкзаком через Клухорский перевал до Адлера. Тогда это был первый такой сложный поход студентов-туристов.
С горами и спортом связано и знакомство Нелли с ее будущим мужем - Владимиром Котельниковым. В 1960 году она вышла замуж. И началось уже другое путешествие - по стране и за ее пределами, так как супруг выбрал стезю военного хирурга. Но перед этим Нелли успела поработать акушером-гинекологом в участковой больнице села Надежда. Со своими надеждинскими коллегами она тоже дружит до сих пор.
У Котельниковых уже был сын - тоже Володя, когда они уехали по месту службы Владимира-старшего в Германию. Жили и работали в госпитале батальона группы советских войск в Германии. В Европе в это время было неспокойно. Как раз тогда произошли известные чешские события. Батальон (и супруга Нелли вместе с ним) срочно отправили в Чехословакию. А Нелли осталась в Потсдаме, в госпитале которого и родила второго сына - Сашу. Потом был Дальний Восток, гарнизон в поселке Лазо Приморского края. И... Даманские события. В госпиталь гарнизона поступало тогда много раненых советских солдат. Помогала, спасала... В дальневосточной газете «Красное знамя» вышла даже статья о Нелли Котельниковой, которая так и называлась: «Помощь окажет всегда». Там, в Приморском крае, родилась дочка Лида. А муж уехал учиться в Москву и назад к семье уже не вернулся.
Трое детей, работа в госпитале на полторы ставки. Врач, иногда единственный на несколько близлежащих поселков, ведь не может отказать в экстренном случае. А эти экстренные случаи иногда происходили сутки, а то и двое напролет. «Спасибо людям, - говорит Нелли Ивановна, - помогали мне во всем. Сидели с детьми, когда я принимала роды, оперировала. Я была нужна людям, а быть нужной - это так важно». Но о том, что Нелли осталась одна с тремя детьми узнали родители, и отец тут же сел на самолет и прилетел на Дальний Восток. Так они вернулись в Ставрополь. Однако работы здесь для акушера-гинеколога не было, и Нелли в конце концов устроилась в медсанчасть Ставропольской ГРЭС (г. Солнечнодольск). И пять лет - работа на износ, на 50 коек гинекологического отделения было всего два врача акушера-гинеколога. Опять бесконечные роды и операции.
Тяжело заболел отец Нелли Ивановны. Пришлось совершить тройной обмен на Ставрополь. Пошла работать доверенным врачом Крайсовпрофа. Бесконечные командировки. Затем перешла на педагогическую работу в Ставропольский базовый медицинский колледж. И за 18 лет работы там выпустила (вместе с коллегами) более двух тысяч студентов. «Старалась научить своих студентов не только профессии, но и доброму отношению к человеку, милосердию». Интересно, что, читая лекции, Нелли Ивановна всегда подбирала стихи по теме, хотела, чтобы молодежь знала и любила настоящую поэзию. Вот об этом поподробнее.
ОСОБЫЙ ДАР
Как говорят ее друзья, у Нелли Ивановны Котельниковой немало талантов. Она прекрасно шьет - научила в 8 лет мама, написавшая и опубликовавшая книгу по кройке и шитью. Помимо своей врачебной деятельности и в Германии, и на Дальнем Востоке, и в Ставропольском медколледже, - она всегда была в центре любых творческих задумок: писала сценарии праздников, конкурсов, фестивалей. И сама их организовывала. У Котельниковой дар человеческого общения. Недаром ей посвящено столько стихов. Вот только две поэтические строчки из 24-х, которые ей написала к юбилею Надежда Шинкаренко:
- Нелли не ходит, Нелли летает!
Но все равно ее всем не хватает...
Она замечательная мать и бабушка уже пятерых внуков. Нелли Ивановна отлично готовит: есенинцы обожают ее кексы, соленья, варенья.
Но особый ее дар, тот, который она пронесла через всю свою очень нелегкую жизнь, - это любовь к поэзии. Потому-то 20 лет подряд Котельникова отдает все силы и всю душу Ставропольскому клубу любителей поэзии С. Есенина. С 94-го года есенинцы семь раз ездили по есенинским местам: село Константиново - село Спас-Клепики - город Рязань, город Москва - Ваганьковское кладбище. Потому-то есть в ее архиве большой альбом, где собраны автографы многих знаменитых людей, которые считают за честь общаться с удивительным, увлеченным человеком - Нелли Ивановной Котельниковой. Когда на 100-летнем юбилее Есенина в библиотеке имени великого русского поэта (в Москве) с Котельниковой познакомился есениновед из США Эдуард Штейн, то он очень удивился, узнав, что члены клуба из Ставрополя везде ездят за свой счет. Точно так же удивлялись и ученые из Европы, приехавшие в 2005 году в Москву на Международную научную конференцию, посвященную 110-летию со дня рождения Сергея Есенина. Недаром на 20-летии клуба очень многие отмечали, что он, клуб, держится на организаторских способностях, энтузиазме, любви к поэзии Есенина (и не только Есенина), да и вообще любви к людям неугомонного руководителя есенинцев - Нелли Ивановны Котельниковой. Как ей пожелала та же Шинкаренко:
- Долго живи еще,
Наша ты «Мать»!
Надо тебя бы Терезою звать!

Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)