Вы здесь

Крестоград против Сенгилея

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Крестоград против Сенгилея

Детские походы на Сенгилеевское озеро оставили в памяти яркие воспоминания. Главное – жажда. От палящего солнца спасались под старенькими одеялами, натянутыми на жерди, принесенные из пригородного леса. Примитивные «палатки» спасали от прямых солнечных лучей, но не от жары. Вода, в которую входили по скользкой глине, была горько-солёной. Пересказывались фантазии о том, что озеро – остаток древнего моря. Их довелось слышать и в студенческие годы из уст маститого краеведа. Питьевую воду запасали в родничке у Волчьих ворот, на краю Ставропольской горы, откуда озеро было как на ладони. Но попытка сбежать к нему кончалась плачевно - путь ещё был долгим.

Теперь на месте соленого озера - огромное хранилище пресной кубанской воды. Вокруг водоема - водоохранная зона. И это водохранилище хотят погубить ставропольские градостроители, планируя рост города в эту сторону. О порочном плане в прессе и по телевидению прошла информация от «компетентных лиц». Кавычки здесь к месту - компетентность их вызывает сомнения. Сейчас, когда определяется стратегия развития Ставрополя в рамках нового Генерального плана, надо отвергнуть идею приращения городских кварталов в западном направлении. Но сначала о главном аргументе.
То, что по Северному Кавказу проходит участок Главного водораздела Земли, знают даже школьники. «Наша» часть этого водораздела протянулась извилистой линией по территории края с севера через Ставропольские высоты и Сычевы горы к Эльбрусу. К слову, авторы Энциклопедического словаря Ставропольского края эту линию провели через гору Бештау, удивив нелепостью этого утверждения. Однако причем здесь проблемы развития Ставрополя? А вот причем. От «нашего», «Ставропольского водораздела», который проходит по Промышленному району Ставрополя, дождевые, талые снеговые и подземные воды растекаются в разные стороны. Устремившиеся через город на восток речки Ташла, Желобовка, Мутнянка и Мамайка уже превратились в сточные канавы.Теперь такую же участь градостроители уготовили и речке Грушевой вместе с другими, не названными постоянными и временными водотоками, текущими в сторону водохранилища. Только туда могут направляться самотеком и сточные воды от новостроек, планируемых в западной части города. Придется сооружать очистные сооружения в бассейне Сенгилеевского водохранилища. Неважно, на каком удалении от него. Но ведь это может привидеться лишь в дурном сне! А как быть с подземными водами, которые тоже «обогащаются» через дефекты канализационной системы? Городские родники (Серафима Саровского, Холодный и др.) славились своей водой в те времена, когда они находились за городом. Теперь, когда город обложил их со всех сторон, площадь их питания - это городские кварталы. Верить в чудесное очищение воды, просачивающейся в водоносный слой от мусорных ящиков и залитых чем-то подвалов могут лишь наивные люди. Или фанатики. Фраза известного богослова «верую потому, что нелепо» - это прямиком к чистоте и даже святости воды городских источников. Дожди и талые снеговые воды по пути к упомянутым и другим выходам воды на территории города насыщаются многими химическими элементами, микроорганизмами. С застройкой территорий, расположенных к западу от водораздела, такая участь ждет и источники, питающие ручьи, впадающие в Сенгилеевское водохранилище.
О некомпетентности наших градостроителей свидетельствует и то, что не учитываются и климатические факторы. Жители Ставрополя знают: если в западной, верхней части города стелется туман, в восточной, нижней части города его нет. Где жить комфортнее? Внизу к тому же всегда теплее. Об этом свидетельствуют данные метеорологических наблюдений. Зимой многолетняя средняя температура декабря в западной части города, у парка Победы, составляет минус 2,3 градуса по Цельсию. А там, где застраивается 204 квартал города, она составляет всего 1,6 градуса ниже нуля. А летом? Средняя июньская температура в нижней части города составляет 18,2 градуса, в то время как в районе парка Победы она не превышает 16,7 градусов. Этим объясняется более раннее цветение садов в нижней части города. И ветры в западной части города круглый год дуют сильнее.
Градостроители пренебрегают тем, что в западной части Ставрополя находится лесопарковая зона, включающая Ботанический сад и парк Победы (бывший лес «Кругленький»). Вопреки здравому смыслу от этих зеленых островков отторгают участки для новостроек строители - временщики. Вместо того, чтобы озеленять безлесные участки в черте города на оползневых склонах, строители с ведома городских архитекторов вырубают лес для постройки многоэтажных монстров. Именно так пытаются создать «город-сад», который и именуют на чужой лад – Гарден-сити.
Еще не поздно остановиться на варианте расширения города в сторону села Надежда, микрорайонов Демино и Ташла. Городская канализация будет направлена на восток от водораздела. Если это закрепить в Генеральном плане, то Сенгилеевское водохранилище будет спасено. А упомянутые микрорайоны плотнее привяжутся к историческому центру города. Село с многообещающим названием Надежда станет восточным микрорайоном Крестограда. Микрорайон Надежда – это здорово!

Владимир ИВАНОВСКИЙ.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет