Вы здесь
О раритетах, паритете и не только об этом
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).О раритетах, паритете и не только об этом
В 90-е годы ХХ века в краевой газете прошла информация о том, что в городе Буденновске намерены производить ветродвигатели. Подумалось: молодцы - нашли золотую жилу! Однако, как это у нас часто бывает, «весь пар ушел в свисток». А жаль. В Ставропольской губернии энергетические проблемы долгое время решались именно за счет неисчерпаемых природных ресурсов. Вот свидетельства из книги Антона Твалчрелидзе «Ставропольская губерния в статистическом, географическом, историческом и сельскохозяйственном отношениях» (1897): «Мельниц ветряных - 12 и водяная - 1» (о селе Казинском), «12 водяных мельниц, 6 - ветряных» (о селе Петровском). От места к месту цифры разные, но в целом по губернии число мельниц поражает воображение. В сёлах и станицах, основанных у степных рек и ручьёв, сооружались водяные мельницы. На севере края, в селе Манычском, можно и сейчас увидеть диковину - ветряную мельницу, построенную в 1889 году. Мельницу предпринимателя И.А. Платонова селяне берегут, как раритет, в назидание потомкам. Это одна из 33 (!) ветряных мельниц этого степного села.
В 30-е годы прошлого века в городе Ставрополе автору довелось видеть огромное колесо водяной мельницы. Поражали размеры плиц-лопастей этой диковины. Мельница у Сипягина пруда уже тогда работала на двигателе внутреннего сгорания, отравлявшего округу сизым дымом. Как-то незаметно исчезли колесо, плотина и здание мельницы, сохранились только фотографии. А ведь в Ставрополе на реке Ташле до революции работала не одна водяная мельница! Оставим в стороне тему использования энергии движущейся воды. В крае всё же получают электричество на нескольких ГЭС, возводят новые. Вернёмся к энергии ветра. Ветряные мельницы работали в губернии повсюду: Ставрополье - край ветров. «Строители социализма», расправившись с «эксплуататорами», к коим причислили хозяев мельниц, быстро довели до ручки сооружения, требовавшие повседневных забот.
В наши дни на экранах телевизоров часто мелькают трехлопастные монстры, которых на балтийском побережье - не счесть. По недоразумению их величают «ветряными мельницами». Они не мелют - преобразуют энергию ветра в электричество, которое и используется в хозяйстве у голландцев, немцев, французов. Там на фермах, используя дешевую электроэнергию, производят овощи, мясо, молоко и другую продукцию. На телеэкранах как-то показали странный корабль с огромной трубой. Эта «труба» - лопасти ветряного двигателя на вертикальной оси. Вингротор (wing - c английского - крыло) - так именуют такой двигатель. Его огромные «крылья» улавливают малейшее дуновение воздуха и не нуждаются в ориентации к направлению ветра. Через приводы вращаются винты и электрогенераторы научно-исследовательского корабля. Только в полный штиль на нём работает резервный двигатель, потребляющий горючее.
А почему бы в наши дни с помощью ветродвигателей не качать воду из скважин и колодцев, получать электроэнергию для доильных аппаратов, освещения-отопления? Ан нет, нерадивые хозяева (имеются в виду не только фермеры, но и власть предержащие) продолжают стенать по поводу дороговизны бензина, керосина, газа. Заметим, кстати, что это - исчерпаемые невозобновимые источники энергии. Учёные краевых вузов, совместно с армией инженеров машиностроительных заводов, смогли бы наладить производство ветродвигателей для сельского хозяйства края.
Лозунг «экономика должна быть экономной» много лет кочевал по страницам периодической печати, красовался на плакатах в пресловутую эпоху «развитого социализма». Теперь мы живём вроде бы при капитализме, а извращённое представление о стоимости товаров и услуг у многих граждан России осталось. «Ограничение цен», «справедливые цены», и даже «паритет цен» - эти словосочетания в ходу у политиков-популистов, а с их подачи - и у значительной части населения. Нелепость словосочетания - «паритет цен» очевидна. Напомним содержание обоих слов. Начнём с первого. Есть два толкования слова «паритет»: 1/ - равенство, равноправие сторон и 2/ - соотношение между денежными единицами по количеству представленного ими золота или по их покупательной силе. В энциклопедическом словаре (БЭС, 2001) слову «паритет» посвящены три статьи. Отдельно - о юридическом, военно-стратегическом и валютном паритетах. Нет ни слова о «паритете» цен. Само слово «паритет» буквально переводится с латинского языка как «равенство». Второе ключевое слово - «цена» - означает «денежное возмещение стоимости товара». «Равенство цен» - глупость, которую нарочно не придумаешь.
В рыночной экономике конкретные цены складываются в зависимости от спроса и предложения, а также других факторов конъюнктуры. «Паритет цен» - это заклинание тех, кто привык действовать, не считаясь с законами экономики. У нас это словосочетание используется для того, чтобы оправдать бесхозяйственность при производстве сельскохозяйственной продукции. Дискуссии о «паритете цен» не ведут машиностроители с металлургами, хотя цена машин зависит от стоимости металла. Нефтяники и химики не говорят о не менее тяжком труде геологоразведчиков, стоимости трубопроводов, заводов по переработке сырья в готовую продукцию и т.п. Производители электричества не разглагольствуют о своих трудностях.
Нефть создана природой, но добыть её и превратить в солярку и керосин-бензин - труднейшее дело. Электроэнергия, в представлении маргиналов, сама откуда-то приходит по проводам. А земледельцы и животноводы, дескать, тяжко работают - сеют, ухаживают за посевами и посадками, убирают урожай, выращивают животных. Рост цен на горючее для тракторов и комбайнов - неизбежное явление в связи с тем, что они используют невозобновимые природные ресурсы.
Искусственные спутники Земли каждое лето фиксируют над Ставропольем очаги раскалённого воздуха. Это на полях сжигают стерню - нижнюю часть стеблей зерновых культур, оставшуюся на поле после уборки урожая. У Твалчрелидзе приводятся данные о применении «паровых молотилок» - локомобилей, в которых в качестве топлива использовались отходы земледелия, в том числе и солома, которую нынче сжигают на полях. Солома, как и дрова, относится к категории возобновимых природных ресурсов. Производство локомобилей почему-то было прекращено у нас в 60-е годы ХХ века.
Конкурировать с зарубежной сельскохозяйственной продукцией нашим крестьянам трудно. «За бугром» система поощрения и поддержки фермеров сложилась давно. Это налоговые льготы, субсидии, и т.п. Средства на это «там» берут не из воздуха, а из разных звеньев хозяйства. Вот бы и руководителям аграрного сектора хозяйства края проявить инициативу, дать команду на производство больших и малых ветродвигателей для удовлетворения энергетических потребностей малых хозяйств. Для этого есть в крае материальная и научная база. Если фермеры перестанут покупать дорогую электроэнергию, получаемую от тепловых электростанций, уменьшится расход исчерпаемых энергетических ресурсов, воздух станет чище, а главное - снизится себестоимость продукции сельского хозяйства.
Владимир ИВАНОВСКИЙ.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru