Вы здесь
Смертный приговор парку «Центральный»
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Смертный приговор парку «Центральный»
«Продаётся здание в парке «Центральный» (бывший ресторан «Колос) площадью 770 кв.м. + земельный участок 33 сотки» - это из объявления в одной из газет Ставрополя. Весть о продаже земли в «памятнике садово-паркового искусства» (статус парка) не опровергнута. Расположенные на «охраняемой государством территории» объекты продаются «в розницу». Есть в городе прецеденты - «Гарден-сити» и «Александровский парк» возведены в парке Победы и Рассадке (лесонасаждение, которое невежи окрестили «Александровским парком»). А теперь выносится смертный приговор и парку «Центральный». Может быть, застройка этой территории является частью «Генерального плана развития города»? Напомним, о чём идёт речь.
Островок леса в центре города первоначально именовался Бабиной, затем (с 1851 года) Воронцовской рощей, которую позже стали называть Воронцовским парком. Роща - участок леса, а парк - это уже сад с аллеями, цветниками, искусственными водоёмами. В 1870 году стараниями ставропольского архитектора Г.Ф. Прокопца пруд на речке Желобовка приобрёл современный вид. Позже его продлили на запад, а ажурную кованую ограду на мосту и по берегам водоёма заменили невзрачной решеткой. В парке функционировали Коммерческий клуб (здесь возвели «Колос») и Летний театр (эта территория отторгнута и отгорожена решеткой).
Пешеходные зоны парка посыпались кирпичной крошкой. Красные аллеи, зелёные кроны деревьев, цветы на клумбах - красота неописуемая. Сохранились черно-белые фотографии клумб: «Крейсер «Варяг», «Паровоз». Последний - в ознаменование завершения строительства Туапсинской железной дороги. Это место сейчас занято пивной под шатром. Позже, значительную часть территории парка засфальтировали, что губительно отзывается на деревьях. Роща и парк и сейчас сосуществуют. Дубы, клёны, ясени, - островки леса, а между ними - декоративные. Прежде выращивались и плодовые деревья. Те и другие были доставлены сюда из графского имения в Крыму англофилом, царским наместником на Кавказе, генералом М.С. Воронцовым. Может быть, по этой причине нижнюю часть рощи ещё в 30-е годы ХХ века именовали Английским парком.
В детстве мы удочками ловили в пруду пескарей. Пометив нос «химическим» карандашом, бросали рыбку в воду. Радовались, когда ловился «меченый» пескарь или, подхваченный за клешню, рак. У ручья, питавшего пруд, водились несколько видов лягушек, ужи. Пойманных ежей, поиграв с ними, отпускали. Смотреть в наши дни на пруд больно: чёрная мертвая вода и, влачащие жалкое существование, лебеди. Вытеснил человек и птичье царство - нет зябликов, синиц, щеглов. Только вездесущие голуби клянчат корм у посетителей парка, да грачи зимой на ночь стаями устраиваются на вершинах деревьев.
Зимой мы катались в парке на лыжах, коньках и санках. Озябшие, отогревались в оранжереях: отец приятелей, братьев Соловьевых, был директором парка. Двускатная кровля одного парника мало возвышались над поверхностью земли, ящики с рассадой и цветами тянулись по обе стороны горизонтального дымохода. Другая, высокая оранжерея с односкатным верхом, скорее зимний сад, возвышалась рядом с флигельком - домом директора. Вход в неё был посередине и выглядел в виде башни. Здесь в комнатке наверху позже оборудовали радиоузел - в парке звучала музыка. Эту часть парка сейчас занимает галерея портретов и газон (на нём до конца ХХ века красовалась бетонная фигура «вождя мирового пролетариата» Ленина).
Напомним читателю о переименованиях улиц, площадей, что делалось для того, чтобы вытравить из памяти людей славные имена. Названная в честь умиротворителя Кавказа генерала Барятинского, улица его имени с 1935 года стала Комсомольской, а окаймляющая парк с запада улица Воронцовская стала Пролетарской. Уже тогда Воронцовская роща номинально прекратила своё существование: стала Парком культуры и отдыха имени Первого мая, вход в который стал платным. В 1932 году парк получил имя А.М. Горького. Напоминает об этом скульптура обласканного советской властью «пролетарского писателя». Поскольку в названии слово «культура» стояло на первом месте, появлялись и исчезали аляповатые скульптуры: бетонного оленя (почему-то на постаменте), упитанной женщины с веслом (среди деревьев!). Им не везло: оленю отламывали рога, а у физкультурницы - весло. Бетонная женская фигура на полусогнутых ногах, готовая к прыжку, стоявшая там, где сейчас возведён павильон общепита, недолго «ныряла» в пруд - исчезла во время немецкой оккупации. В годы войны нижнюю часть парка благоустраивали пленные немцы. Их руками, на месте воронок от разрывов немецких бомб, были созданы спортивные площадки. Именно тогда исчезли последние фруктовые деревья, а также сосны, ели, туя и другие декоративные деревья и кустарники. Сейчас здесь аттракционы для детей и взрослых.
Было время, когда вокруг фигур женщины с ребёнком, установленных на островке в середине пруда, лодочник за умеренную плату катал детишек. Однако нагие натуры, видимо, шокировали партийных моралистов и скоро исчезли. Кстати, о морали. «Комсомольские патрули» выдворяли с танцплощадок «стиляг» - длинноволосых любителей то узких, то широких брюк и девушек в юбках до колен. Даже танцы подвергались дискриминации - внедрялись бальные, в противовес «буржуазным» фокстротам и танго. Это - на выщербленном цементе танцплощадки, в тесноте и давке.
Благоустраивался парк в соответствии с очередными задачами советской власти. Соорудили стрелковый тир, чтобы крепить оборону страны. С целью антирелигиозной пропаганды был построен планетарий. Недалеко от него соорудили лекторий (ряд деревянных скамеек), в котором читались лекции о строительстве социализма в Камбодже и Лаосе и на другие, столь же злободневные темы. Вспомнив, что Горький резко критиковал Ленина за курс на революцию, парку дали новое имя - Ленинского комсомола. А после самороспуска этой подручной организации большевиков, в 1991 году, он стал именоваться парком Центральным.
В наши дни парк Центральный стал походить на большую «шашлычную», которую возлюбили личности, озабоченные проблемой «выпить-закусить». Для тех, кто по-привычке приходит сюда подышать свежим воздухом, не остаётся ничего другого, как довольствоваться дымом жаровен и шашлычным ароматом и сквернословием любителей «сообразить на троих». Однако до сего дня парк остаётся единственным пристанищем в центре города для пенсионеров и родителей с детьми. Детские паровозики на рельсах и резиновых шинах, другие аттракционы доставляют радость подрастающему поколению. Интернет-клуб призван свидетельствовать, что культура в парке шагает в ногу со временем.
Не верьте Энциклопедическому словарю Ставропольского края 2006 года издания, где утверждается, что парк Центральный занимает площадь 4,132 га. От «охраняемого государством памятника» уже «отхватили» не один «лакомый кусочек». Зооэкзотариум «внедрился» с Комсомольской улицы на заповедную территорию. Часть парка вдоль улицы Коста Хетагурова отгорожена глухим забором. Ещё не поздно остановить варварство - распродажу зелёного острова в центре города. И предотвратить его превращение в общегородскую забегаловку. Но для этого надо употребить власть. И заодно вернуть зелёному оазису в центре Ставрополя историческое название - Воронцовский парк. Это обойдётся очень дёшево, но будет дорогого стоить. Здесь уместно напомнить слова А.С. Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности».
Владимир ИВАНОВСКИЙ.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru