Вы здесь
Генплан – как средство от коррупции
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Генплан – как средство от коррупции
В Ставрополе прошли публичные слушания по проекту корректировки генерального плана развития краевого центра.
Долгожданного события ждали год и три месяца. Еще в конце 2007-го разработчики из ФГУП «Российский государственный институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» представили проект в мэрию. Нынешнее весеннее оживление по его корректировке вызвано тем, что по Градостроительному кодексу РФ с 1 января 2010 года без принятия таких документов выделение земельных участков под строительство будет невозможно. На этом особо акцентировал внимание выступавший на публичных слушаниях глава Ставрополя Николай Пальцев. «Для того, чтобы правильно распоряжаться землей, иметь возможность резервировать ее под социальные объекты, изымать для муниципальных нужд и переводить из одной категории в другую, город должен иметь утвержденные документы территориального планирования».
Теоретически генплан должен стать радикальным средством от коррупции, в первую очередь в вопросах выделения земельных участков. Но Градостроительный кодекс РФ дает право местным депутатам, в нашем случае городской Думе Ставрополя, вносить коррективы в генплан. Поэтому, если депутаты большинством голосов не станут лоббировать чьи-то конкретные интересы, генплан станет лекарством от коррупции.
ГЛАВНОЕ
Проектировщики разделили город на пять планировочных районов. Самая массовая застройка будет вестись в Юго-Западном. Здесь предполагается ввести 34 процента от общего объема жилья. Центральная часть города определена под реконструкцию. В ходе ее должен идти процесс переселения граждан из ветхого жилья. В освобожденных от жилой застройки оползневых зонах предлагается разбить скверы, они будут способствовать торможению оползней и благотворно повлияют на состояние малых речек.
Главный инженер «Гипрогора» Нина Глазырина, говоря о перспективах развития жилищного строительства, отметила, что обеспеченность жильем в Ставрополе, если исходить из среднестатистических показателей, очень высокая в сравнении с другими городами (понастроили столько, что продавать некому - ред. ), но малоэтажный жилой фонд – без канализации. Было подчеркнуто, что все сети: канализационные, водопроводные в городе в плачевном состоянии, и эту проблему администрации надо решать поэтапно.
Другой представитель «Гипрогора» Александр Васюк занимался разработкой «транспортного раздела» генплана. Из интересных предложений – использование железнодорожной ветки Пелагиада – Ставрополь для движения общественного транспорта типа пригородных электричек, которые могли бы возить людей на дачи. От первоначально предложенных трамваев город отказался, оставив приоритет за автобусами и троллейбусами. Предлагается построить вантовую дорогу над улицей Кавалерийской, чтобы разгрузить пассажиропоток из Северо-Западного района в центр, проложить туннель под улицей Гражданской, построить новые транспортные развязки на проспекте Кулакова, улицах Октябрьская, Ленина, Доваторцев, Шпаковская. Для разгрузки транспортного потока проектировщики также считают необходимым проложить новые объездные автомагистрали, дублирующие уже имеющиеся. Также предложено продлить улицу Лермонтова до Объездной дороги с выходом на село Надежда.
Особый акцент в этом разделе генплана сделан на улично-дорожной сети. Речь идет о развитии одностороннего движения, реконструкции центральных магистралей с расширением их перед перекрестками, устройстве «карманов», оборудовании парковок. Все эти предложения более чем актуальны для замученного «пробками» Ставрополя. Но возникает резонный вопрос: как расширять центральные магистрали перед перекрестками, как обустраивать «карманы», если во многих оживленных местах город застроен почти по «красной линии»? Предыдущий генплан принимался в 1968 году, корректировался в 1998. После той корректировки пышным цветом расцвел волюнтаризм в застройке.
Нынешний генплан рассчитан до 2030 года и на численность горожан в 450 тысяч человек. Кстати, на такую же численность был рассчитан и откорректированный план 1998 года. Первым этапом реализации генплана-2009 определен период до 2017 года. Но что будет сделано на первом этапе? Об этом на слушаниях речи не было. Понятно одно: денег потребуются миллиарды. Которых нет. И когда будут, учитывая нарастающий экономический кризис, неизвестно. Очевидно одно: принятие нового генплана позволит разработать под него нормативные документы о распоряжении городскими землями, объявить вне закона «точечную» застройку, захват участков под коттеджи в лесопарковых зонах и всяческий другой самострой.
ДЕТАЛИ
Власть и проектировщики говорили о главном. А выступавшие горожане – о деталях. Но эти детали тоже можно отнести в разряд главного, тем более что от лица горожан выступали известные в городе люди, в том числе, заслуженные архитекторы, экологи, т.е. отнюдь не дилетанты.
Итак, мнения и предложения горожан. В генплане не отражены перспективы развития градостроительных предприятий. Промзоны «закреплены» в существующих границах. Но производство на действующих заводах сокращается и начало сокращаться не сегодня, а когда многие из них лишились заказов военно-промышленного комплекса. Где будут работать горожане завтра? На строительстве торговых и финансовых офисов? Не случайно известный в России ставропольский архитектор Виктор Маркелов с недоумением заявил с трибуны: «За счет чего живет город – для меня загадка, но участки под застройку востребованы» и предложил, что, может быть, строить в Ставрополе предприятия переработки? От них меньше вреда экологии.
Неоднозначную реакцию горожан вызвало предложение московских проектировщиков создать зону отдыха на Сенгилее – единственном источнике водоснабжения краевого центра (это из генплана было изъято). Разногласия возникли по вопросу о лесах. Высказывалось предложение сделать Русский лес заповедным, а остальные превратить в лесопарки. Протестное мнение по этому поводу высказал заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Борис Кабельчук: «Можно превратить в лесопарки, но, к примеру, в парк Победы мы приходим развлекаться, а иногда хочется просто подышать». Продолжая тему охраны лесов, Б. Кабельчук выразил недоумение по поводу предполагающегося в Мамайском лесу строительства очистных сооружений, за что получил из президиума реплику, что регламент его выступления истек. Но поскольку на самом деле регламент не истек, замминистра успел высказаться еще и в защиту заказника «Ставропольский чернозем», где предлагалось сделать просто павильон чернозема. Видимо, кому-то показалась избыточной земля под заказником?
Выступавший Николай Наумов, когда-то принимавший генплан 1968 года, вернулся к «безводной» проблеме Ставрополя, предложил сделать каскады водоемов на Мамайке и Ташле, взяв в бетон их берега. Его же предложение - вместо вантовой дороги построить канатную. Кстати, это одна из любимых идей экс-мэра Ставрополя Михаила Кузьмина.
Экологическую тему продолжил депутат городской Думы, член фракции КПРФ Александр Кравченко, выразив недоумение поспешностью, с которой ведется вырубка деревьев на улицах Лермонтова и Васильева. По его мнению, генеральный план Ставрополя – дело не только городской, но и краевой власти. «Вокруг города есть неиспользуемые поля, а вырубаем леса, нужно изменить границу Ставрополя в сторону полей». (Недавно краевая Дума приняла закон об изменении границ, когда понадобилось «узаконить» строительство жилого комплекса «Олимпийский», расположившегося на сельских землях Шпаковского района и переведенных решением краевого парламента в городские – ред.).
О необходимости сохранения «зеленого пояса» города говорили многие выступающие. А сидевшие рядом со мной две горожанки подали в президиум обращение жителей нескольких улиц, требующих прекратить выделение земельных участков под застройку, в аренду и под приватизацию в районе заповедной Бибертовой дачи. Записок в президиум было подано много, но они не оглашались. Было обещано, что все получат ответ через городскую газету. Собственно, от простых-то горожан дали выступить только председателю совета микрорайона 27 Юго -Западного района Анне Марынич. Она говорила не о градостроительных фантазиях, не о дорогостоящих проектах, на реализацию которых нужны баснословные суммы, а о том, до чего у властей никак не доходят руки сегодня. Это проблема пешеходных переходов, отсутствие светофоров, парковки во дворах и на детских площадках. Жители говорят об этом постоянно, но власть не слышит. Председатель совета микрорайона озвучила жалобы многих. Не так уж часто у горожан (если не считать выборных кампаний) появляется возможность напрямую высказать власти свои пожелания и претензии.
И если продолжать говорить об инфраструктуре города, то по словам бывшего главного архитектора Ставрополя Петра Маркатуна, при увеличившихся темпах жилищного строительства более, чем в два раза по сравнению с планировавшимся, инфраструктура отстала на 10-15 лет при незащищенности общественности (горожан) от давления инвесторов.
Будет ли эта защищенность после принятия генплана? Все зависит от городских властей. Но и от горожан тоже. На публичных слушаниях звучали вполне разумные и не боязливые высказывания. Жителям обещана прозрачность в решении вопросов застройки. Теперь новый генеральный план развития краевого центра предстоит утвердить депутатам Ставропольской городской Думы.
Галина СЕРГУШИНА.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru