Вы здесь

ПОМЯНИ НАС, РОССИЯ!

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ПОМЯНИ НАС, РОССИЯ!

10 апреля прошлого года в столице России проходил митинг в память о жертвах «карательной акции» в Самашках весной 1995 года. И что самое обидное, участвовали в нем люди, которые только благодаря жертвам русского воинства могут теперь свободно кричать о демократии, и не висят на крестах вдоль Рублевского шоссе.
Кажется, бесполезно теперь говорить, что в селе шел бой, в ходе которого части внутренних войск понесли потери. Уж не мирные ли жители расстреливали на центральной улице колонну бронетехники из гранатометов? Заманили войска внутрь села и хладнокровно расстреляли. Потому что пока генерал Анатолий Романов, прижатый Москвой, вел переговоры со старейшинами, боевики готовились к обороне.
Сегодня бывшие боевики получают звезды героев и руководящие должности, собирают личные гвардии, строят мечети. На все Божья воля, война когда-нибудь должна заканчиваться. Но почему воевавшие по приказу Родины солдаты теперь оказываются оккупантами в собственной стране?

Я никогда не понимал этого. Откуда у нашего народа такая ненависть и пренебрежение к собственной армии? К собственным сыновьям, которые несмотря ни на что, уходят из родного дома, чтобы защитить его. Терпят лишения, голодают, льют кровь и умирают со словами «Слава России!». Они все теперь стали будто низшей кастой, неудачниками, нахлебниками. Служба в Вооруженных силах, несмотря на активную пропаганду последних лет, считается уделом обреченных, а уж честная служба тем паче. Теперь в моде не выполнение долга, а умелое избегание его.
И это притом, что наша страна воюет уже тридцать лет. В 1979 начался Афганистан. Потом полыхнуло Закавказье. Потом Таджикистан, Чечня, вот теперь - Южная Осетия. В самые трудные годы, когда казалось, что Россия должна сгинуть в крови и безверии, простые солдаты и офицеры ценой собственной жизни спасали честь страны, кровью своей питали ее, и теперь русский народ жив только молитвами погибших за него ратников.
Пока советская кухонная интеллигенция разглагольствовала о правах человека и демократии, дети рабочих и крестьян спасали свою страну от исламского экстремизма и афганского героина. Пока рассуждали о правах народов на самоопределение, в Баку и Сумгаите вооруженные одними штыками-ножами солдаты срочники сдерживали гнев разъяренной толпы, а женщины с проклятиями выцарапывали им глаза. Зато после «Ночи саперных лопаток» в Тбилиси праздное общество сразу нашло виноватых - это вчерашние школьники, оказавшиеся посреди стихии сумасшествия. Не знаю, убивали ли эти ребята беременных женщин, но если на то пошло, что там было делать беременным?
Только теперь, спустя двадцать лет, народ начинает понимать, что не будь солдат в Карабахе и Тбилиси, жертв бы было намного больше. А тогда сорвавшаяся с цепи пресса винила во всем армию. А почему не виноваты те, что семьдесят лет исподтишка писали свои статейки, из-за границы поливали грязью собственную Родину и вообще делали все для развала страны? Теперь у нас, куда не плюнь, везде одни тайные диссиденты. Комсомольские секретари по совместительству.
Самое тяжелое испытание, выпавшее на долю Российской армии, незаживающая рана в душах миллионов, Чеченская война - самый яркий пример предательства. Армию предали и государство, и народ. Она оказалась никому не нужной и воевала на задворках империи, будто сама за себя. Те, кто сумел выжить в той войне, кто видел смерть друзей и собственную кровь, пожалели, что вернулись. Ни славы, ни уважения, ни будущего. Только больная память, надгробья друзей, да знаменитое «Мы вас туда не посылали!». Вот все, что получили они в благодарность за тяжелые сны, ранения и контузии, о которых даже не имели права рассказывать.
Но это все было потом, в мирной жизни, которую многие не вынесли. А тогда, под дождем, грязные, полуголодные, но злые солдаты, не раздумывая, шли на смерть. И на вопрос «За что?» отвечали: «За Родину». Россия разваливалась, гибла в войне всех против всех, и никого, кроме этих, маленьких и злых, у нее не было. Большие и добрые кончали академии и рассуждали о том, что и Родины теперь нет, есть только свобода. Но ведь в Грозном умирали за Родину!
А когда солдаты вернулись, когда начали выхаркивать копоть из легких, оказалось, что воевали они за Ельцина и Березовского, за Путина и Кадырова. А мы тут как бы вообще ни причем! Мы их туда не посылали. Но мне спросить хочется: неужели Женя Родионов о Березовском думал, когда под угрозой усекновения головы отказался снять нательный крест? Неужели за Путина стояли насмерть десантники 6-й роты? А бойцы 131-й бригады и 81-го полка, которые больше двух суток держались на железнодорожном вокзале Грозного? Можно перечислить сотни имен сыновей России, отдавших свою жизнь в непонятной и далекой для ночных клубов войне.
Но о них никто не помнит. Помнят только о мародерах, предателях, насильниках. И уже кричат разные Ковалевы и Политковские, посасывая пиво перед телевизором с плоским экраном: вот они такие-сякие вояки! Только и знают, что мародерничать! А ведь если на то пошло, солдатам больше ничего не остается. Их бросили и забыли. С экранов их поливают грязью, Родина стреляет в затылок, смерть дышит в лицо. А он ночью примерзает к броне, питается травой, пьет грязь из луж. И уже нет Родины. Есть только холод, голод и смерть. Есть враг, которого нужно убить.
В ночном бою не до премудростей большой политики. Люди ненавидят друг друга, а значит это - война. Она все спишет. И, в конце концов, воевали не за далекую трехцветную абстракцию, а за тех, кто рядом, кто хлебом поделится, кто завтра весь твоей кровью перемажется. Солдаты воевали друг за друга, за свое представление о справедливости, за свою честь и память.
И пока там, за хребтом, громыхала эта непонятная война, мы здесь умыли руки. Ведь ясно же, что воюют не за меня лично, а потому что московские банки деньги отмывают, и блюститель Конституции совсем из ума выжил. Быстро усвоив истину о причинах войны, мы как будто сняли с себя моральную ответственность за судьбы этих ребят. Не мы их туда послали, не нам и плакать!
Долго можно спорить, за что гибли те ребята, только вместо них мог быть мой брат или друг, а может, и я сам. Война все равно возьмет свое. И мы должны быть благодарны тем, кто пошел на смерть вместо нас, а не вешать на них ярлыки и судить со своей колокольни. Неизвестно, какими бы мы там были!
15 февраля все, кто помнит и гордится, кто сам воевал в «мирное» время, отметили День памяти воинов-интернационалистов, 20-летие вывода войск из Афганистана. После долгих лет молчания, об этом стали говорить открыто. Советские солдаты защищали Родину.
На телеканале «Россия» наконец показали большой концерт. С экрана звучали дорогие с детства «Зорька», «Кукушка», «Песня разведчика», «Виват», «Мы уходим»... Я сидел один в квартире с кружкой остывшего чая и плакал навзрыд. Плакал от гордости. Плакал от радости. И от горя плакал. Сколько за эти двадцать лет ребят сгинуло! Только потому, что их туда никто не посылал. А теперь, когда вчерашние солдаты уже научились жить без Родины, она вдруг о них вспомнила! И никто даже прощения не попросил. Даже теперь, спустя двадцать лет, никто не покаялся перед матерями и сиротами. Мы только гордимся живыми. Дескать, смотрите, какие у нас хлопцы! Это так приятно - гордиться чужими подвигами! А как же те, кого в горящих машинах в пропасть сталкивали, чтобы колонна не погибла? А как же те, кто сталкивал? О них лучше не знать? Что это за избирательный патриотизм и вечное переписывание истории? Не пора ли научиться любить свою страну такой, какая она есть, и делать все, чтобы любить хотелось?
Если ветераны Афганистана ушли с чужой земли с чувством выполненного долга и дома имели хоть какой-то статус, то «чеченцам» никто так ничего и не объяснил. Их просто использовали и выбросили. Они никто и звать их никак. Просто очередные участники очередной «операции».
Их больше миллиона по всей стране. Забытые отчизной, солдаты сами выживают как могут. Кто-то выбирается, кто-то гибнет в одиночестве, кто-то продолжает искать дорогу домой, принося горе близким. 11 декабря они соберутся, чтобы отметить пятнадцатилетие войны. Кто в ресторане, кто в дворовой беседке. Вспомнят свою проданную, но святую молодость, вспомнят всех, кого за эти годы не стало... Этот день - не праздник и не траур. Это наша память. Какая есть...
Прошло уже пятнадцать лет. Скольких солдат мы должны еще похоронить, прежде чем сказать остальным спасибо?
Покажите мне мою Родину, я ей в глаза посмотреть хочу!

Александр Логинов, студент 2 курса ФФЖ

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет