Вы здесь
Это не ошибка, а государственное преступление...
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Это не ошибка, а государственное преступление...
В газете «Неделя/версия (№13 (188) 06 - 12.04.2009) в рубрике «Терские казаки будут поддерживать порядок в Чечне?» атаман Терского казачьего войска, депутат ГДСК Василий Бондарев утверждает, что задача поддержания порядка казачеству будет вполне по силам на Северном Кавказе: «С отменой режима контртеррористической операции наступит ещё большее спокойствие и мир, в Чечню сможет приехать каждый, кто захочет. Но, тем не менее, ситуацию мы будем держать под контролем, чтобы была обеспечена безопасность»....
«Казаки-ставропольцы принимали участие в чеченской военной кампании, правительственными наградами были отмечены 98 ермоловцев, орден Мужества получили 25 казаков. Не обошлось и без потерь: в Чечне погибло 45 казаков и 262 получили ранения, - заявил атаман Ставропольского казачьего округа ТКВ Александр Фалько, - так поддерживать порядок нам не впервой. Казаки дисциплинированы, и, я уверен, с ними будет меньше проблем, чем даже с представителями регулярных федеральных войск». Будто бы в ТКВ уже объявлен набор добровольцев для несения в Чечне службы по поддержанию порядка.
Одно только непонятно, почему эти атаманы дали интервью газете, которую на Ставрополье читают единицы. Если это пиар-ход, то он попросту глуп. Такая идея могла возникнуть у людей, не представляющих последствий задуманного ими. В наведении порядка на территории Чечни, скажем, в Шатоейвском, Ножай-Юртовском, Веденском, Ачхой-Мартановском, Урус-Мартановском и ряде других районов, без оружия не обойтись. А где применяется оружие, то возникает и противодействие, также с оружием. Последствия этой выдумки можно с уверенностью предсказать. Это опять война. Вряд ли это положительно скажется на имидже казачества. Да и нет уверенности в том, что казаки ринутся в Чечню наводить порядок.
2 сентября 1997 года у автора этих строк был разговор с министром МВД РФ А. Куликовым в Пятигорске, когда там проходило совещание по вопросу наведения общественного порядка на Северном Кавказе. Я спросил: «Анатолий Сергеевич! Как вы расцениваете ситуацию, когда казаки участвовали в наведении общественного порядка?». Он, не задумываясь, ответил: «Я против этого, у нас (милиции - авт.) вполне достаточно сил и средств, чтобы справиться с такими задачами».
Прошло почти 12 лет - и вдруг такая метаморфоза. Несмотря на увеличение количества милиционеров, к выполнению их функций хотят привлекать ещёе и казаков. Это, несомненно, является большой ошибкой. Казаки во все времена, как только вошли в состав Московского государства, расширяли и охраняли его границы, за исключением 1905 года. Да и слово «казак» в переводе с тюркского языка означает «страж границы».
Замечательный русский писатель Александр Куприн на вопросы о прошлом, настоящем и будущем казачества ответил в 1927 году так: «Пусть мои глаза и не увидят чаемого счастья Родины, но так же, как непоколебимо верую я в грядущее оздоровление и обновление Великой России, верю я и в будущую неразрывную связь казачества с нею. За это говорят века общей истории, общих войн, общей религии, общих интересов, общего языка...
Для наших потомков будут заветны казачьи вольности. Справедливость требует сказать, что с ними не особенно бережно считалось правительство дореволюционных времёен, ещеё помнившее смуты и тревожные годы....
Вот потому-то не только ошибкою, но и государственным преступлением было посылать казаков усмирять внутренние уличные беспорядки. Это развращает одних, возбуждает других и родит взаимное неуважение. На такие дела есть хорошо оплачиваемая, хорошо вооруженная полиция.... Казака в моральном отношении надо беречь пуще глаза.
Казак драгоценный союзник в охране государства.... Он прирождеённый воин: со времеён седой древности он стоял на рубежах Земли Российской, на передовых ее постах, как страж и разведчик, всегда готовый к первому наступлению и к первой обороне. Где в мире есть подобный незаменимый род войска?»....
На Первом казачьем Кругу казаков Ставрополья в сентябре 1990 года была принята Программа, в которой определено четыре основных направления возрождения казачества. Это:
1. Традиционное казачье самоуправление.
2. Традиционное казачье общинное землевладение и землепользование.
3. Традиционная воинская казачья служба.
4. Традиционное духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Что же мы имеем сейчас, почти 20 лет спустя?
По традиционному казачьему самоуправлению Первой Государственной Думой Ставропольского края под председательством В. Зеренкова были разработаны и приняты документы. По ним в станице Воровсколесской Андроповского района самоуправление было введено в августе 1994 года. Однако местной администрации это не понравилось, и с одобрения новой власти края казачье самоуправление (кстати, единственное в России) было упразднено в конце 1998 года. Сейчас же его вряд ли возможно восстановить, так как вступил в силу новый закон о местном самоуправлении, который не дает таких возможностей. Хотя при умелой и грамотной настойчивости казачества через своих депутатов можно добиться желаемого.
О традиционном казачьем общинном землевладении и землепользовании и говорить не приходиться. После выхода Указа Президента РФ в декабре 1992 г. о разделе земель колхозов и совхозов на паи, казачество выступило с инициативой, чтобы при наделении жителей станиц, сел, хуторов края земельными паями закрепить их с правом пожизненного пользования, а не с правом наследования. Казаки знали, что если земля будет отдана в частную собственность, то это принесеёт больше вреда, чем пользы для сельских жителей, особенно для подрастающего поколения. Молодёежь, которая вступает на самостоятельный жизненный путь, не будет иметь земельных паев, работы, жилья, и вынуждена покидать свои родные места, уезжать в города в поисках лучшей жизни. Но и на новых местах для многих не складывались хорошие условия. Молодежь затем возвращалась домой и ждала, когда их предки уйдут в мир иной, а они могут стать наследниками земельных паев. При этом, если в семье много детей, то наследовать приходится очень мало земли, которая вряд ли может их прокормить. В результате земля стала продаваться.
К сожалению, ни депутаты, ни представители краевых властей не прислушались к голосу казачества. В результате получили то, о чем сожалеют даже те, кто был не согласен с его предложением. Следует отметить, что в крае действует несколько успешных казачьих фермерских хозяйств. Но это уже совсем другое. Это не традиционное общинное казачье землевладение и землепользование. О нем остаётся только мечтать.
Традиционная казачья воинская служба во все времена у казаков была основана на законах, положениях, высочайших постановлениях государя императора. Казаки служили России, а за это получали бесплатно землю, не платили налогов и т.д.
Правда, служба казачья была нелёегкой и длилась в разные годы от пожизненной до 15 -25 лет, вместе со льготой. К воинской службе казачат готовили с детства. Ееё несли станицей, отделом, офицерами были также свои станичники. В казачьи воинские части нередко наведывались атаманы и всегда оставались довольными тем, как исправно несли службу их казаки.
В 1993 году по инициативе Союза казаков некоторым воинским частям присвоены наименования казачьих. Но это осталось лишь на бумаге. В действительности в этих казачьих частях служит очень мало казаков. Вдобавок ко всему никто и нигде к этой службе, как было раньше, не готовит. А вот если бы деньги, которые направляются на поддержание казаками общественного порядка, направить на создание кадетских школ и других казачьих учебных заведений, то это было бы гораздо выгоднее.
Следует отметить, что в апреле 1996 года Президентом РФ Б.Н. Ельциным были выделены деньги на строительство в г. Ставрополе казачьего кадетского корпуса, и строительство в октябре того года начато. Но вскоре оно прежней губернаторской властью тихо было прекращено, а всеё построенное разворовано. В настоящее время ежегодно проводятся детские казачьи игры в п. Иноземцево, «Казачьему роду - нет переводу» в г. Новопавловске, создано несколько кадетских учебных заведений, неплохо работает кадетская школа им. генерала А.П. Ермолова в г. Ставрополе и др.
Но давайте согласимся с тем, что всёе то, что проделано в последнее время, это очень малая часть того, что следовало бы выполнить. Проводимые мероприятия носят разовый характер (нередко и показушный), которые ни в коем случае не отвечают требованиям, предъявляемым к воспитанию казачат в преданности традициям, культуре, обычаям казачества.
Подводя итог по всем отмеченным направлениям, которые казачество определило для себя в 1990 году, их можно определить так: где-то, что-то, как-то делается. Однако серьезной, вдумчивой, планомерной работы нет. Да и как она может быть, если руководство казачеством осуществляют люди далекие от элементарного понимания казачьих традиций, поэтому они стараются втолковать в мозги казаков упрощенные их формы.
А по-другому и не может быть, так как атаманы всех категорий избираются на три-четыре и более сроков. Их больше интересует личное благополучие. Ранее атаманы избирались не более чем на два срока подряд, их возраст не превышал 60 лет. Те атаманы, которые не подготовили себе замены в свой срок, уходили в отставку без почеёта и уважения.
Многие знают о значительном вкладе, который внес в советскую и российскую армию Герой России генерал-полковник Г.Н. Трошев, советник Президента РФ по вопросам казачества. Но то, что он сказал в последний год своей жизни в Казани, заставляет потомственных казаков серьёзно задуматься.
В газете «Станица» № 2 (51) за июль 2008 года на стр. 10 помещено одно его высказывание, которое получило большой резонанс: «Казачество - такое, какое оно есть сегодня, государство, т.е. власть, не устраивает.... В 21-м веке казачество с его «навозным» патриотизмом - анахронизм; общины, традиции - средневековое мракобесие. «Упертое казачество» современному государству европейского уровня просто вредно. Мы создадим новое казачество - из чего угодно, без так называемых казачьих потомков, тянущих нас к феодализму».
Казачество, зародившись в Диком поле, приносило много неприятностей не только соседям, но постоянному врагу России туркам, которые неоднократно обращались к московским царям за помощью об усмирении казаков. В ответ цари писали, что казаки это не наш народ и живеёт он по своим самобытным традициям. Да, это действительно было так. Свои традиции казаки создавали и сохраняли в течение многих веков. Войдя в состав Московского государства в 16 веке, казаки никогда не отказывались от стремления к своей независимости. Неоднократно случались восстания. Вряд ли они были по душе царской власти. Однако значительная численность, прекрасная воинская подготовленность казаков, малые расходы на содержание воинских казачьих частей делали их государственную востребованность превыше всего. При этом казаки стали неотъемлемой частью населения Российской империи, самыми верными еёе патриотами и защитниками. Они жили в дружбе и согласии со всеми народами, своими соседями, становясь им хорошими кунаками, нередко и родственниками.
Властям России и края следовало бы обратить именно на эти качества казаков - восстанавливать и развивать их, а не привлекать их «к усмирению уличных беспорядков».
Если же так, то необходимо придумать имя «новым казакам»: то ли казакомилиционеры, то ли милиционероказаки.
PS. Кстати, попытки создания казачества по указам императоров в российской истории были, но ничего хорошего из такой затеи не получалось.
Пётр ФЕДОСОВ - кандидат исторических наук, доцент СФ МГГУ
им. М.А. Шолохова, председатель Ставропольской краевой общественной
организации по изучению истории, культуры, традиций, обычаев кавказского линейного казачества «Станица».
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru