Вы здесь
Кот в мешке
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Кот в мешке
Галина Сергушина
Презентованная недавно в администрации краевого центра стратегия социально-экономического развития Ставрополя до 2020 года вызвала шквал противоречивых, в том числе негативных оценок со стороны ряда ученых, представителей бизнес - сообщества и самих потенциальных реализаторов стратегии городских чиновников.
Судьбоносный документ представил руководитель группы разработчиков, генеральный директор Международного центра развития регионов Игорь Меламед. После его 40-минутного доклада первый же выступающий заявил, что сложно опуститься на землю после замечательной картины, нарисованной в проекте.
По словам Меламеда, разработчики стратегии исходили из того, что Ставрополь - нестандартная столица региона. Другие столицы имеют на своих территориях половину промышленного потенциала и половину населения своих субъектов Федерации. Наш город по числу жителей невелик: сегодня около 364 тысяч, к 2020 году прогнозируется прирост до 402 тысяч. Лидерство в регионе город держит лишь по строительству жилья и обороту розничной торговли. Одной из особенностей Ставрополя является самая высокая в Российской Федерации плотность студентов на тысячу жителей. Она вдвое больше, чем в Москве и Санкт-Петербурге, на 30 процентов выше, чем в Ростове и Краснодаре. Однако говорить об избытке молодых рабочих рук не приходится, потому что значительная часть молодежи (примерно треть от общего числа) в основном приезжие из соседних северо-кавказских республик, которые после окончания вузов возвращаются в свои родные пенаты. Т.е. дополнительную нагрузку на инфраструктуру города этот контингент дает, но поступлений в муниципальный бюджет не прибавляет. А задача стратегии предполагает не в последнюю очередь ответ на вопрос, как и где городу зарабатывать деньги на свое развитие?
Разработчики проанализировали 10 стратегических альтернатив. В их числе развитие Ставрополя как промышленного центра, как наукограда, как транспортно-логистического центра, как Мекки для туристов и т.д. Наибольшие споры на рабочих группах вызвали две альтернативы: наукоград и промышленный центр. Что касается наукограда, его предлагалось создавать в плане развития агломерации Ставрополь-Михайловск. В Михайловске два крупных научных учреждения аграрного профиля, и разработчики полагали, что усилить местную научную составляющую можно перерегистрацией в Михайловск части научных и образовательных учреждений Ставрополя, а промышленные предприятия Михайловска, которые не вписываются в профиль наукограда, перерегистрировать в Ставрополь. Эта достаточно экзотическая идея встретила активное неприятие у властей Шпаковского района, которые свою стратегию уже публично обсудили с населением и вообще мечтают не о наукограде, а об особой экономической зоне. Присутствовавший на обсуждении стратегии Ставрополя один из руководителей Шпаковского района прямо заявил о некорректности разработчиков, посягнувших на суверенные права соседнего со Ставрополем района.
Привычной для всех стратегической альтернативой могла бы стать перспектива развития города как промышленного центра. В середине прошлого века именно бурное развитие промышленности (оборонной) позволило заштатному Ставрополю превратиться в заметный индустриальный центр Северного Кавказа. Но реальных перспектив после сворачивания оборонных предприятий реанимировать себя как промышленный центр и развиваться в этом направлении дальше у сегодняшнего Ставрополя нет. Большая промышленность, а из нее в крае осталась только большая химия, развивается в Невинномысске и Буденновске. Даже для того, чтобы создать в Ставрополе какое-либо сборочное производство, и то нет возможностей. В первую очередь это проблема рабочих рук. Студентов с отвертками за конвейер не посадишь, а пригласить квалифицированные трудовые резервы из других регионов можно только под гарантии обеспечения их жильем, детсадами, школами, поликлиниками и больницами. Жилье есть: десятки новостроек «украшают» город многометровыми объявлениями о продаже квартир, но кто их будет покупать, если ставропольские цены едва ли не самые высокие в Южном федеральном округе?
Проанализировав 10 стратегических альтернатив, разработчики в качестве целевой предложили развитие Ставрополя как сервисной базы для края и Северного Кавказа и одновременно как промышленно-инновационного центра. При этом было отмечено, что город «выпал» из всех федеральных целевых программ и даже среди столиц республик Северного Кавказа, не говоря о центрах славянских регионов ЮФО, имеет далеко не лучший имидж в плане удобств для развития бизнеса. Одна из немаловажных причин - отсутствие четкого генерального плана города, который до сих пор не принят.
И тем не менее, именно вариант развития Ставрополя как сервисной базы для края и Северного Кавказа и инновационно-промышленного центра признан разработчиками максимально привлекательным. По их мнению, он характеризуется высокой вероятностью успешной реализации и сулит увеличение выпуска товаров и услуг, повышение инвестиционной привлекательности, активности малого и среднего бизнеса. По мнению разработчиков стратегии, этот вариант развития обеспечит максимальный уровень занятости населения и максимальную производительность труда, высокий средне-душевой доход и доходы бюджета.
Сервисная база Северного Кавказа - это значит город для бизнеса, т.е. имеющий развитую инфраструктуру бизнеса. Предполагается, что крупный бизнес облюбует из всех городов Северного Кавказа именно Ставрополь. И крупный бизнес породит большой шлейф предприятий, обслуживающих его. Эти предприятия предложат рабочие места в сфере высокоинтеллектуального обслуживания, т.е. обеспечат занятость «белых воротничков», которых сегодня в избытке готовят местные вузы. Развитие бизнеса повлечет развитие инфраструктуры сервиса: общепитовского, досугового, гостиничного и т.д.
А миссию Ставрополя разработчики стратегии увидели в статусе геостратегического центра Юга России, обеспечивающего экономическое и социальное развитие Ставропольского края и Северного Кавказа и статуса города, в котором комфортно жить и работать. Наверное, с точки зрения теории развития городов предложенная стратегия не хуже других, но насколько применима она к нашему конкретному городу? Похоже, этот вопрос после окончания доклада Игоря Меламеда возник у многих. Спустить руководителя группы разработчиков с небес на грешную землю попытался мэр Ставрополя Николай Пальцев, задав вопрос, как на той базе, которая есть, двинуться вперед? Ответ конкретики не добавил, если не считать конкретикой совет создать еще одну управленческую чиновничью структуру, которая занималась бы стратегическими вопросами. Дипломатичный Пальцев заметил, что в разработке стратегии сделан лишь первый шаг и есть материал к обсуждению.
Обсуждение не оставило камня на камне. Разработчиков обвиняли в том, что они выбрали очень затратную стратегию позиций, а не стратегию использования имеющихся возможностей.
- Зачем биться на уже занятом поле? недоумевал директор некоммерческого партнерства «Управленческий консалтинг» Борис Жогин. - Статус бизнес-центров региона по всем рейтингам уже захватили Краснодар и Ростов. Нужно искать свою нишу. Разработчики стратегии предлагают разместить в Ставрополе офисы крупных компаний, но известно, что крупный бизнес сбежал из края и платит налоги в других регионах. Каким калачом вновь заманить его в Ставрополь? Развивать новый бизнес с нуля? Но какой инвестор станет вкладываться в нулевой цикл? В предложенной стратегии нет образа будущего Ставрополя, - подытожил Жогин.
И хотя после его выступления доктор экономических наук Петр Акинин призывал «подняться над шариком» и оценить предложенный вариант стратегии с научных и экономических позиций, представителей делового и ученого мира это не убедило. Разгромная критика продолжалась.
Генеральный директор ООО «Пульс+» Людмила Кузякова подчеркнула, что не проработано даже то преимущество, что Ставрополь молодежный город. Кандидат экономических наук Наталья Яковенко заявила, что разработчиками стратегии неправильно поставлены цели и не прописаны пути их достижения. Сомнение у нее вызвали и отмеченные в перечне конкурентных преимуществ Ставрополя якобы развитая сеть транспортных коммуникаций и якобы имеющийся у города резерв земли. По мнению Яковенко, эти утверждения голословны и неоправданны.
- Если примем эту стратегию, нам грозит инерционный путь развития, - заявила Яковенко. В ходе обсуждения в адрес разработчиков звучали упреки, что не проанализирован имеющийся промышленный потенциал, что нет конкретных проработок, какую индустрию дальше развивать в городе.
Спасибо авторам стратегии, но, судя по всему, только из вежливости, сказал лишь вице-мэр Ставрополя Игорь Бестужий, заметив, что претензии нужно предъявлять не к разработчикам, а к себе, и задав риторический вопрос, смысл которого в том, что неужели полгода работы впустую? Это выступление Игоря Александровича показалось более чем странным, если учесть, что в списке участников презентации стратегии он обозначен как председатель координационного совета. Мэр Ставрополя предложил отдать документ на доработку, а затем устроить публичное обсуждение его с жителями Ставрополя. Пока что проект стратегии - это нечто вроде кота в мешке. А время торопит. Один за другим свои стратегии принимают районы края. На днях публичные слушания по проекту стратегии развития города прошли в Пятигорске.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru