Вы здесь

РЕЙТИНГ СТАБИЛЬНОСТИ, ИЛИ КАК ПО ОДЕЖКЕ ПРОТЯГИВАТЬ НОЖКИ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

РЕЙТИНГ СТАБИЛЬНОСТИ, ИЛИ КАК ПО ОДЕЖКЕ ПРОТЯГИВАТЬ НОЖКИ
Галина СТЕПАНОВА

Экономическое развитие Ставрополья отличается стабильностью. К такому выводу пришли эксперты ведущего международного рейтингового агентства Standard & Poor`s. И хотя с начала этого года темпы роста во всех отраслях региональной экономики замедлились, принимаемые правительством края антикризисные меры позволяют противостоять негативным тенденциям.
Резкий спад промышленного производства в первом квартале сменился оживлением во втором. По итогам первого полугодия индекс промышленного производства на Ставрополье составил 96,6 процента к соответствующему периоду прошлого года (для сравнения: в Краснодарском крае - 86,1 процента, в Ростовской области - 83,8, в Волгоградской области - 80,8, в Астраханской - 81 процент).
Что касается аграрного сектора, то объем продукции сельского хозяйства края на 0,9 процента превысил уровень первого полугодия прошлого года, а продуктивность скота и птицы - на 9,3 процента. Продолжается рост инвестиций в основной капитал, что дает существенный задел на будущее. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года рост на 20,2 процента. Среднедушевые денежные доходы населения края за пять месяцев этого года в реальном выражении подросли всего на 0,9 процента, но тем не менее сохраняющаяся платежеспособность населения края пока обеспечивает устойчивость потребительского рынка.
В июле утверждена стратегия социально-экономического развития края до 2020 года. И в июле же Ставрополье посетили эксперты Standard & Poor`s с целью определения и присвоения кредитного рейтинга краю по международной и российской шкале. Этот рейтинг в определенной степени характеризует способность и готовность субъекта своевременно и в полном объеме выполнять свои финансовые обязательства. Прогноз - «стабильный» основан на ожидании умеренного или нулевого спада в экономике края в текущем году.
По оценке министерства экономического развития края, состояние региональной экономики обеспечит доходную часть консолидированного бюджета в части налоговых и неналоговых поступлений на 102,6 процента к уровню 2008 года. Уже известны примерные характеристики проекта краевого бюджета на 2010 год. Прогнозный объем его расходной части не превышает 38 миллиардов рублей, что примерно на три миллиарда меньше, чем в 2009 году. В то же время на сегодняшний день из бюджета края потрачено на 3,7 миллиарда рублей больше, чем в соответствующий период прошлого года, а доходов при этом получено на один миллиард меньше.
Снижению расходного бремени в новом году должна способствовать инициированная в крае реорганизация сети государственных и ведомственных учреждений. В то же время, федеральное министерство финансов намерено жестче контролировать бюджетные расходы регионов. Такое предложение содержится в концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах и муниципальных образованиях до 2013 года. До конца этого года Минфин России планирует подготовить изменения в Бюджетный кодекс. Все регионы предлагается разбить на три группы по уровню управления своими бюджетами. За основу, судя по всему, будет взята доля бюджетных расходов, ориентированных на результат. При этом «передовикам» бюджетного управления обещают поощрение. Ужесточится и подход к регионам, накопившим долги или бюджетные обязательства.
Уже по действующему законодательству при превышении в субъекте Федерации порога задолженности в 30 процентов от собственных доходов может вводиться временная финансовая администрация. По новым правилам контрольная планка понижается до 20 процентов (если задолженность не падает в течение 90 дней) и даже до 10 процентов, если регион не выполняет план по восстановлению собственной платежеспособности. Кстати, будучи с визитом в Кисловодске, премьер российского правительства В. Путин уже посоветовал регионам быть крайне осторожными с займами.
Кроме того, Минфин России сократит поддержку регионов с непомерно большими расходами на содержание государственного аппарата. В 2009 году на федеральном уровне расходы на содержание госаппарата сократились на 30 процентов, а в 2010 сократятся еще на 15. В то же время в ряде регионов эти расходы не только не сократились, но и выросли. Это Адыгея, Новгородская область, Мурманская, Брянская, Магаданская, а также Москва и Ингушетия. По этому поводу на совещании по межбюджетным отношениям вполне определенно высказался заместитель председателя правительства РФ С. Иванов: «Правительство РФ не пытается диктовать регионам, как им выполнять свои функции и какие приоритеты в развитии выбирать. Но мы вправе сравнивать объемы выделяемых средств и результаты деятельности региональных властей. Помимо ресурсов мы владеем и рычагами воздействия на регионы».
Ставропольский край в перечень транжир бюджетных денег не попал. Надо полагать, что с точки зрения российского Минфина все бюджетные траты у нас обснованны. Федеральная финансовая помощь на снижение остроты проблемы безработицы способствовала тому, что число официально зарегистрированных безработных в крае только за неделю сократилось почти на тысячу человек. Сегодня на учете в центрах занятости края состоит более 30 тысяч человек. А вакансий всего 13 тысяч, и 80 процентов из них по «рабочим» специальностям. Но желающих влиться в ряды рабочего класса - единицы. Особенно это касается молодежи.
Для молодых и «продвинутых» будет создаваться региональный технопарк. Минэкономразвития края планирует заключить соглашения с вузами о совместной работе в этой области. Технопарк станет важной частью инновационной системы региона. Концентрация на его территории малых инновационных предприятий должна способствовать развитию высокотехнологичных отраслей производства на территории края. На первом этапе элементы технопарка планируется создать в Ставрополе, Пятигорске, Невинномысске. Организационно технопарк будет состоять из инновационно-технологического бизнес-центра, центров коллективного пользования высокотехнологичным оборудованием, центра высоких технологий, инновационно-технологических центров и бизнес-инкубаторов на базе вузов и промышленных площадок предприятий.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет