Вы здесь

У КОГО ОТНЯТЬ МИЛЛИАРД?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

У КОГО ОТНЯТЬ МИЛЛИАРД?
Галина Сергушина

Объявленный на недавних публичных слушаниях сбалансированным проект краевого бюджета-2010 неожиданно обнаружил «недостачу» аж в миллиард с лишним рублей. Этим были неприятно поражены собравшиеся на обсуждение главного финансового документа будущего года члены депутатского комитета Государственной Думы края по бюджету, налогам и финансово-кредитной политике.
Денег катастрофически не хватает
Законопроект на заседании бюджетного комитета представлял первый заместитель председателя правительства края министр финансов Владимир Шаповалов. В 2010 году запланированные доходы краевого бюджета должны составить 49,5 миллиарда рублей. Эта же сумма значится и в главе «расходы». Теоретически все сбалансировано.
Напомню, что сбалансированным первоначально был и утвержденный бюджет 2009 года. Сумма доходов и расходов в нем составляла 53 миллиарда 149 миллионов рублей. Однако в июле текущего года кризис потребовал корректировки бюджета. В результате цифра доходов была уменьшена до 47 миллиардов 607 миллионов рублей, а цифра расходов... выросла почти на 800 миллионов по сравнению с первоначальной.
В целом дефицит бюджета текущего года «зашкалил» за 6 миллиардов. Тогда, в середине июля, в ходе корректировки расходы краевой казны были сокращены по многим направлениям: на капитальные вложения и капремонты, на строительство и реконструкцию автомобильных дорог муниципального значения, на реализацию мероприятий краевых целевых и ведомственных программ, на содержание органов государственной власти.
Бюджет 2010 года планируется на 2 миллиарда больше по доходам и расходам, чем сокращенный бюджет 2009-го, но этот прирост не обеспечивает всех нужд края. Более того, финансирование по многим направлениям вообще не предусматривается. Кошелек краевой казны более чем что-либо иное говорит о том, что кризис продолжает являть свой грозный лик.
Удельный вес собственных доходных источников в структуре доходов краевого бюджета в 2010 году составляет 60,8 процента. Остальное - безвозмездная помощь с федерального уровня, в том числе из государственной корпорации Фонд содействия реформированию ЖКХ. Собственные доходы складываются из налогов - 26,4 миллиарда рублей (87,6 процента) и неналоговых поступлений в сумме 3,7 миллиарда рублей (12,4 процента).
Формирование расходов краевого бюджета на очередной финансовый год произведено с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики края на 2010 год и прогноза социально-экономического развития до 2012 года. При этом структура расходов определялась с учетом ряда условий. В первую очередь это исполнение в полном объеме социальных обязательств перед населением в части получения социальной поддержки (имеются в виду пособия различным категориям). Второе - обеспечение условий софинансирования по федеральным программам, потому что один краевой рубль привлекает на нужды края четыре рубля федеральных.
Однако в связи с ограниченными возможностями доходной части бюджета по многим направлениям финансирование или совсем не запланировано, или резко сокращено по сравнению с докризисными годами. К примеру, субсидия Ставрополю на осуществление функций административного центра запланирована в сумме 150 миллионов рублей, что ниже уровня 2009 года на 126, 2 миллиона, т.е. без малого вдвое.
Предлагается приостановить действие 20 законов
Учитывая дефицит финансов, правительство решило пойти на беспрецедентные и крайне непопулярные меры. В Государственную Думу края в преддверии обсуждения депутатами проекта бюджета-2010 поступил и подготовленный правительством законопроект о приостановлении действия полностью или частично 20 ранее принятых краевых законов, на исполнение которых нет денег. По оценке минфина края, на реализацию их в 2010 году потребовалось бы около двух с половиной миллиардов рублей. В числе этих законов - 8 социальных, действие которых предлагается приостановить до 1 января 2011 года.
На чем еще правительство предлагает сэкономить? Судя по сопроводительной к бюджетному законопроекту таблице, из 35 главных распорядителей средств краевой казны (это министерства и ведомства) под «нож» попали 32.
Расходы на содержание Государственной Думы планируется сократить почти на 34 миллиона рублей, администрации Кавминвод - более чем на 6, министерству дорожного хозяйства «недодадут» около 300 миллионов, министерству образования - более полумиллиарда, а министерству здравоохранения - около миллиарда.
Предлагается «заморозить» до 1 января 2011 года государственную поддержку сельского хозяйства за исключением тех расходов, которые позволят привлечь средства федерального бюджета. Речь идет о 437 миллионах рублей, необходимых не на содержание аппарата минсельхоза, а на исполнение краевых законов, направленных на развитие аграрного сектора Ставрополья. Это приостановка выдачи субсидий на возмещение части процентных ставок по привлеченным кредитам (на срок до одного года) на пополнение оборотных средств, а также на возмещение части процентных ставок по среднесрочным кредитам (до трех лет) на приобретение сельхозтехники и оборудования и ряд других ограничений. Эти «карательные» меры не коснутся сельскохозяйственных потребительских кооперативов и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
Государственной поддержки в виде ряда субсидий лишатся и фермеры. Предлагается приостановить действие ряда пунктов краевого закона о плодородии земель. Это касается возмещения части затрат на внесение в почву удобрений и на работы, связанные с созданием лесозащитных насаждений и уходом за ними. Также предлагается приостановить действие закона «О государственной поддержке финансово-неустойчивых сельскохозяйственных организаций в Ставропольском крае».
Госслужащих и ветеранов не позволит обидеть прокуратура
Достаточно болезненная мера, непосредственно касающаяся конкретных людей, это приостановление действия 8 социальных законов. Часть из них законы, касающиеся государственной и муниципальной службы. Так, предлагается не индексировать размеры окладов денежного содержания чиновников, в результате не будут индексироваться и размеры пенсий, получаемых за выслугу лет теми, кто трудился на государственной службе. Также предлагается в связи с нехваткой государственных средств приостановить действие положений краевого закона об оплате государственным и муниципальным служащим (тем категориям, кому это прописано краевыми законодателями) стоимости санаторных путевок, как самим, так и супругам чиновников. Также на 2010 год предлагается приостановить действие гарантии на предоставление единовременной субсидии на приобретение жилья госслужащими.
«Социальное обрезание» по предложению правительства должно коснуться и менее защищенных категорий населения. Так, предлагается не индексировать пособия ветеранам труда (1200 рублей в этом году), пострадавшим от политических репрессий, студентам, многодетным и приемным семьям, а также ряду других категорий населения.
Однако все эти социально ограничительные инициативы минфина и правительства не состыковываются с федеральным законодательством. Присутствовавшая на заседании бюджетного комитета представитель краевой прокуратуры Нелли Капарулина заявила, что сохранить меры соцподдержки без индексации невозможно и прокуратура будет возражать.
Как уже отмечалось, по законопроекту, представленному правительством края, из 35 главных распорядителей средств краевой казны в «минусе» - 32. В плюсах только само правительство, его московское представительство при правительстве Российской Федерации и краевой комитет по жилищно-коммунальному хозяйству. Им относительно к уточненному, т.е. урезанному в июле бюджету-2009 года на 2010 год добавлено соответственно: правительству 11 миллионов, московскому представительству 6 миллионов, комитету по ЖКХ более миллиарда. Что касается ЖКХ, тут понятно: реформа, износ сетей, техперевооружение и т.д. А вот «добавочные порции денег» краевому правительству и его московскому представительству вызвали недоумение депутатов. Это недоумение не преминул высказать председатель комитета краевой Думы по бюджету, налогам и финансово-кредитной политике Игорь Епринцев.
Чем недовольны депутаты?
Министр финансов Владимир Шаповалов успокоил народных избранников тем, что увеличение финансирования правительству продиктовано не желанием последнего пожировать в период кризиса, а сокращением объема и числа федеральных субсидий на исполнение полномочий субъекта Федерации. Но, судя по реакции депутатов, им все равно было обидно, ведь самому-то краевому парламенту правительство предлагает финансирование сократить. И это не единственный момент, который вызвал вопросы и напряжение у народных избранников в ходе обсуждения проекта бюджета-2010.
Депутат Михаил Кузьмин заявив, что депутатский корпус солидарен с правительством в необходимости подтянуть пояса, выразил озабоченность намерением краевой исполнительной власти оставить практически без денег минприроды. По словам депутата, запланированных «копеек» не хватит даже на содержание лесополос, а они уже и сегодня нуждаются в уходе, в том числе вдоль трассы на Кавминводы. «Инвесторы в грязный дом не поедут», - гневно высказался М. Кузьмин.
Депутат Евгений Болховитин озаботился проблемами недостаточного, на его взгляд, финансирования противопожарной службы и милиции общественной безопасности.
Депутат двух созывов, известный эксперт в вопросах аграрного сектора Александр Шиянов с большой тревогой говорил о сокращении господдержки сельскому хозяйству края. Его активно поддержал депутат-аграрник Виктор Дубина. Их озабоченность понятна: сегодня краевая исполнительная власть на всех уровнях подчеркивает, что удалось не допустить в крае резкого падения результатов в аграрной отрасли. Очевидно, что свою роль в этом играет и господдержка. Не получится ли, что хозяйства, лишившись ее, утратят завоеванные позиции?
Хотя, если честно говорить, мне, например, непонятно, почему нужно бюджетными деньгами поддерживать сельхозпредприятия, которые давно уже являются коммерческими структурами, может быть, за исключением одного-двух вроде колхоза «Терновский», где председателем коммунист Иван Богачев? Конечно, тружеников сельского хозяйства жалко: цены на сельхозсырье в период кризиса упали, но цены на продовольствие-то при этом поднялись. Получается, что дотации идут за счет налогоплательщиков, а жиреют на этом переработчики и торговля. Вот тоже проблема, с которой никак не справятся или не желают справляться ни власть, ни аграрное парламентское лобби. В первую очередь на федеральном уровне.
Вообще, как всегда при обсуждении законопроектов по бюджету, каждый депутат лоббирует свое. Раньше, когда они избирались как одномандатники, это были проблемы родного округа, сейчас бывает трудно определить, почему именно проблемы какой-то отрасли или структуры так болезненно задевают конкретного депутата. Возможно, у некоторых это связано с коммерческими интересами «родственных фирм»? Хочется надеяться, что у большинства оно все-таки продиктовано заботой об интересах избирателей.
Все выступавшие просили денег. Министр финансов Владимир Шаповалов поставил вопрос ребром: скажите, у кого отнять? Сказать никто не решился. Судя по законопроекту, и так отняли все, что можно, и у всех, у кого можно. При этом превышение расходов над доходами по сравнению с запланированной ранее сбалансированностью составило свыше миллиарда рублей. Этот миллиард «набежал» по разным статьям. Как его сократить, придется решать согласительной комиссии правительства и Думы. Она должна начать работать в ноябре. До того обсуждение проекта бюджета должно пройти во всех депутатских комитетах краевого парламента. Судя по всему, копий будет сломано еще немало.
Очевидно одно: как ни натягивай бюджетное одеяло, всех не прикроешь. В 2010 году правительство решило не брать дополнительные кредиты в банках и платить только проценты за пользование ранее взятыми кредитами, а основной долг перенести на 2011 год. Надеяться на помощь федерального центра тоже особо не приходится, так как число получателей федеральных дотаций выросло. Ведь наибольшее падение экономики произошло в промышленных регионах, которые раньше были донорами, а теперь сами нуждаются в поддержке. Ставрополье же, как было дотационным, так и осталось. Поэтому ни на какое особое отношение федерального центра в связи с финансовым кризисом нам рассчитывать не приходится. Как потопаем, так и полопаем. Т.е. что заработаем, то и потратим.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет