Вы здесь

УЩЕРБНЫЕ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

УЩЕРБНЫЕ
Александр ЕМЦОВ

НЕ НАДО РАЯ, ДАЙТЕ ШКОЛУ-ИНТЕРНАТ
- Вы не поверите, но я мечтаю о том, чтобы мой сын или подрался с кем-нибудь, или разбил окно. Но он не сможет этого никогда сделать. Помните фильм «Человек дождя»? Мой сын из тех. Мы держали его в обычной школе. Ничего не получается. Сверстники его давят, и он еще больше отстает в развитии. В коррекционной школе ему лучше. Но теперь ее закрывают, детей переводят в обычную школу. Ничего, кроме горя детям и родителям, это не принесет.
Юрий Викторович, фамилию его я по понятным причинам назвать не могу, долго рассказывал о своей и не только своей беде. Он приехал в редакцию с письмом, на котором множество родительских подписей. В Пятигорской коррекционной школе-интернате VIII типа - так она официально называется, - сегодня 126 детей. Из них 42 - дети-инвалиды, 12 - сироты и опекаемые. Школа действует в особом психолого-педагогическом режиме, утвержденном медиками. Здесь обязательное шестиразовое питание, дневной сон, лечебная физкультура, логопедические занятия. В обучении установлен индивидуальный подход к каждому ребенку. Преподаватели имеют большой стаж работы с детьми, отстающими в интеллектуальном развитии. И вот теперь всего этого не будет. А будет самая обычная школа. Есть от чего родителям встревожиться.
В письме, скорее, изложено желаемое представление родителей о коррекционной школе, чем она в действительности есть. Это мы увидим позже. Посетитель принес ворох обращений во все возможные инстанции, публикации в кавминводских газетах с фотографиями пикетирующих городскую администрацию родителей. Ответы властей, из которых следует, что они не зло творят для детей, а благо, таковы: школу хоть и закрывают, но детей на улице не оставляют - переводят в другую, обычную школу №18, где открывают коррекционные классы. И что ущербным детям там будет не хуже, а может, даже и лучше, поскольку станут они развиваться вместе с нормальными детьми, и это пойдет им на пользу. Ответы родителей на ответы властей, что их детям такое благо совсем не нужно, им нужна именно специальная школа-интернат, где дети и учатся, и приучаются к труду, и живут... И где каждый ребенок постоянно под контролем воспитателя. А в обычной школе они, неспособные ни защитить себя, ни самоутвердиться, обречены на унижения из-за своей непохожести - дети ведь очень жестоки, - обречены на деградацию и еще большее отставание в развитии.
Обыкновенная, в общем-то, история непонимания между народом и властью. Власти убеждены, что им лучше знать, как жить простым гражданам, и они навязывают им свои, удобные властям, варианты. Граждане же почему-то сопротивляются, не хотят в организованный для них рай. История обычная, если не знать, что скандальная ситуация вокруг школы-интерната создана по инициативе власти, руками чиновников и в их интересах. Что детям, а больше их родителям, предложенная новация ничего, кроме неразрешимых проблем, не несет. И при ближайшем рассмотрении она - не рай совсем, а, скорее, ад.
НА ТЕБЕ, БОЖЕ, ЧТО НАМ НЕ ГОЖЕ
Но все по порядку. Первоначальной исходной точкой конфликта послужило разграничение полномочий между органами власти края и органами власти муниципального самоуправления. Напоминаем, что этот процесс начался в крае еще в 2005 году. Именно тогда все обычные школы передали из краевого подчинения в ведение муниципалитетов, в данном случае администрации Пятигорска, а все специализированные, в том числе и школу-интернат, должны были передать в ведение властей края. По закону воспитание и обучение детей-инвалидов является компетенцией субъектов федерации.
Так вот, обычные школы Пятигорску с баланса края передали, причем со всем имуществом. А школу-интернат на баланс края до сих пор не поставили. И только потому, что пятигорские власти начали мудрить, попытались сделать так, чтобы и от проблемного учебного заведения избавиться, и его имущество, в первую очередь земельный участок площадью два с половиной гектара в центре города, оставить муниципалитету.
Когда процесс, что называется, пошел, власти сделали все, чтобы собственно имущества у школы-интерната в пользовании не было. 6 декабря 2005 года распоряжением главы администрации Пятигорска №5188 имущество было изъято из оперативного управления школы. Запомним этот документ, с него все началось. Далее распоряжением №11 от 26.01.2006 года Управление имущественных отношений и бюджетно-налоговой политики администрации города изъяло ее из оперативного управления гороно и включило в муниципальную казну. Школа вроде еще была, но по документам ее как бы уже и не было, во всяком случае, она оказалась без имущественного комплекса. Понятное дело, краевые власти об этих телодвижениях городской власти не знали, или знали не все. Министерство образования края лишь торопило: оформляйте имущественный комплекс на школу и передавайте, как того требует закон. Пятигорчане не торопятся. Просто материализуют постановления главы. Сначала закрывают по причине якобы аварийности и забирают у интерната 3-х этажный учебный корпус, переносят парты в спальный корпус. Затем отбирают две мастерские, и это несмотря на то, что трудовое обучение является по понятным причинам профильным в школе. Потом настал черед спортплощадки, игрового городка с качелями, прогулочной зоны...
О том, во что превратилась школа-интернат под патронажем городских властей, дает представление официальный ответ заместителя министра образования края И.Кувалдиной на письмо группы родителей. В нем использовано заключение специальной комиссии, которую министерство направляло в Пятигорск для изучения вопроса. Цитирую: «Комиссией установлено, что школа интернат не укомплектована кадрами. Имеется отрицательное заключение на ведение образовательной деятельности, выданное федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Имеют место нарушения требований пожарной безопасности. Для дальнейшей эксплуатации здания необходимо выполнить мероприятия по усилению фундаментов. На недвижимое имущество не в полном объеме оформлены правоустанавливающие документы».
Только 30 октября 2008 года, когда от школы остались фактически рожки да ножки, и когда ее впору было закрывать как непригодную для занятий, дума Пятигорска принимает за подписью главы города Л.Травнева два решения. Первое, №120 - о передаче школы-интерната в собственность края, и второе, №121 - о передаче в безвозмездное пользование школе-интернату имущества. Три года назад забрали, а теперь возвращают? Не торопитесь с выводами. Вернули ту его небольшую часть, которая еще осталась - здания спального корпуса и столовой. О других объектах числом девять - двух мастерских, игровой и спортивной площадках, учебном корпусе, хоздворе, трех гаражах, старой котельной и новой миникотельной, входящих в имущественный комплекс и уже почти 50 лет (юбилей как раз в этом году) используемых школой-интернатом по прямому назначению, как бы забыли. Одновременно глава администрации города О.Бондаренко своим постановлением утверждает границы и площадь земельного участка под комплексом зданий. И тут та же забывчивость: утверждается не два с половиной гектара земли, которыми дети пользовались полвека, а всего лишь 38 соток. Земля только под спальным корпусом и столовой. Даже дорожка, по которой входят дети в школу, осталась за пределами утвержденного участка. Залетать они должны туда?
ПРОКУРОР ПОПИСЫВАЕТ, ГЛАВА ПОЧИТЫВАЕТ
Разумеется, для краевых властей этот финт не остался незамеченным. Министр образования края А.Золотухина сначала уговаривала пятигорские власти отдать имущественный комплекс школы. Когда же убедилась, что разговорами дело не стронешь, направила в августе 2009 года запрос первому заместителю прокурора края С.Васину. Где, рассказав о нарушении городскими властями прав и законных интересов детей-инвалидов, попросила оценить законность принятых думой Пятигорска решений о передаче школы-интерната без имущественного комплекса.
Прокуратура края перепоручила это дело прокуратуре Пятигорска. Судя по ответу первого заместителя прокурора города В.Косых, дума, да и администрация города нарушили все законы, какие только можно. А именно - Гражданский и Земельный Кодексы, федеральные законы «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об образовании». Общий вывод - учредитель образовательного учреждения, то есть, городская власть, не имел права отбирать имущество, находящееся на праве оперативного управления, у этого учреждения. Тем более, отбирать физкультурно-оздоровительную площадку, учебно-опытную, хозяйственную зону и зону отдыха фактически у больных детей.
Прокуратура внесла представление на имя руководителя администрации города О.Бондаренко с требованием отменить незаконное постановление №5188 от 6 декабря 2005 года - то самое, по которому первоначально имущество у школы-интерната забрали. Тот представление отклонил.
Меня вообще удивляет сегодняшняя пятигорская власть. Ладно, граждане ей не указ. Пишут жалобы, стоят в пикетах - ноль внимания на них. Но и на прокуроров глава со товарищи внимания не обращают! Такое ощущение, что Бога за бороду схватили. Товарищи прокуроры, в том, что на вас плюют, виноваты вы сами. Мотивацию отказа глава толком не сформулировал, но позиция пятигорской власти хорошо просматривается в ответах других должностных лиц на бесконечные жалобы родителей. Прямо скажем, чиновники проявляют в них поистине иезуитскую изворотливость. В одном из ответов заместитель главы города М.Вахова без всякой тени смущения прикрывается даже основным законом страны. Цитирую: «Конституция Российской Федерации предусматривает, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, право муниципальной собственности защищено законом, как и иные формы собственности». Так и хочется спросить: а разве права детей-инвалидов той же самой Конституцией не защищены? Еще как! Но не дочитала, видимо, Вахова основной закон до этой страницы. Далее она пишет: «Не один нормативно-правовой акт не предусматривает обязанности безвозмездной передачи муниципального имущества в государственную собственность без согласия собственника - муниципального образования...». Так дайте это согласие, за чем дело стало? Но самые циничные откровения Ваховой дальше: «Органы местного самоуправления Пятигорска выполнили необходимые действия, направленные на исполнение закона о передаче школы-интерната из муниципальной в государственную собственность края. При этом со стороны органов госвласти края соответствующих ответных действий не предпринималось...Следствием чего и является нарушение прав и законных интересов детей инвалидов».
То есть зам главы ничуть не стесняясь валит с больной головы на здоровую. О том, что школу-интернат перед передачей городская власть попросту обокрала и довела до ручки - ни слова. Весь гнев - на краевую власть, которая, вот уж неблагодарная, не принимает ощипанный подарок. И «нарушает» тем самым права и законные интересы детей-инвалидов. Читая такие с позволения сказать «официальные» документы, поневоле думаешь: да дети ли в этой истории ущербные? Может, не все в порядке именно с теми, кто у них забрал школу-интернат?
СУДА ЕЩЕ НЕ БЫЛО, НО РЕШЕНИЕ ПРИНЯТО
21 декабря прошлого года прокуратура Пятигорска направила протест в суд. Дело еще не рассматривалось. Не знаю, каким будет результат. На первый взгляд, позиция контрольного органа хорошо аргументирована. Но все, наверное, будет зависеть от того, насколько серьезно станет участвовать в процессе прокуратура. Для галочки, или поставит перед собой цель действительно помочь детям? Но даже если прокуратура и выиграет, и суд заставит городскую власть отменить незаконное постановление, вернуть школе имущественный комплекс, это не значит, что детей-инвалидов ждет налаженный учебно-оздоровительный процесс, да и вообще все блага.
В период сбора материала для данной статьи многие, в том числе и в стенах краевой прокуратуры, меня успокаивали. Мол, ничего страшного не произошло, перевод детей в 18-ю школу - всего лишь формальный организационный шаг. Дети как учились в здании интерната, так и останутся там, просто он войдет с ними в состав другой школы. Но как раз это и страшно. Это значит, что дети-инвалиды останутся в стенах, которые, по уже процитированному заключению комиссии министерства образования края, для их образования и воспитания попросту не пригодны. В стенах, где только парты и столовая, и где нет даже плохонькой рекреационной зоны, не говоря уже о зоне оздоровительной, спортивной или классе трудового воспитания. Дети-инвалиды останутся в руках той, а именно муниципальной, власти, которая все сделала, чтобы их учебное заведение опустилось, как говорится, ниже плинтуса, и которая фактически обокрала его. В руках чиновников, которым работа с детьми-инвалидами, судя по сложившейся ситуации, противопоказана, и которых и близко нельзя подпускать к ним.
Федеральная власть не зря законодательно определила, что коррекционные учебные заведения должны быть в ведении субъекта федерации. У которого и финансов больше, и учебно-методических возможностей. Да и мера ответственности чиновников, по идее, выше. Реально только краевой казне под силу восстановить то, что запущено донельзя и что называется «Пятигорская школа-интернат». Чтобы было на ее месте именно то идеальное учебное заведение, которое описано в обращении родителей в редакцию. Пойдет ли на это министерство образования края? Найдет ли деньги?
То, что оно уже согласилось, хотя и вынужденно, на перевод детей-инвалидов в 18-ю школу и создание там коррекционных классов - плохой признак. Плохой признак и в том, что министерство начинает предлагать родителям варианты. «В школах-интернатах, функционирующих на территории края, имеются свободные места. Кроме того, имеется возможность устройства детей-инвалидов в школы-интернаты п. Иноземцево
(г. Железноводск), с. Юца (Предгорный район). Поэтому по желанию родителей дети, проживающие за пределами Пятигорска, могут быть определены в коррекционные образовательные учреждения, функционирующие на территории края». Это выдержка из того же ответа заместителя министра Кувалдиной. Она фактически предлагает родителям забрать детей-инвалидов из Пятигорской школы и отправить в далекие сельские.
Такое ощущение, что консенсус между этими двумя сторонами - краевой и городской властями - найден. Третью же сторону конфликта, а именно детей с родителями, никто и не спросил.
«Человек дождя», как известно, оказался даже добрее и талантливее простого смертного. Но это - в кино, в мире вымышленном. В пятигорских коридорах власти о доброте и таланте, вполне возможно таящихся в ущербных на первый взгляд детях, похоже, никто даже не задумывается.
До сантиментов ли, когда на кону два с половиной гектара земли в центре города.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет