Вы здесь
НЕ СПРАШИВАЙ, ДЛЯ КОГО СТРОЯТ ДОРОГУ. ЕЕ СТРОЯТ ДЛЯ ТЕБЯ
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).НЕ СПРАШИВАЙ, ДЛЯ КОГО СТРОЯТ ДОРОГУ. ЕЕ СТРОЯТ ДЛЯ ТЕБЯ
Вел интервью Александр Емцов
О дорогах у нас говорят так же часто, как о погоде. И это не случайно. Хорошие дороги - путь в цивилизацию. Плохие - назад, в варварство. Сказано давно и не нами. Но очень и очень верно. Особенно сейчас, когда все мы пересели «на колеса» и самым непосредственным образом ежедневно соприкасаемся с качеством дорог и дорожным сервисом.
Когда же мы, наконец, построим хорошие автомобильные дороги в Ставропольском крае? То есть когда сделаем самый решительный шаг в цивилизацию?
Об этом и многом другом главный редактор «Ставропольских губернских ведомостей» А. Емцов беседует с министром дорожного хозяйства Ставропольского края И. Васильевым.
- Игорь Александрович, в сравнении с другими субъектами Федерации ставропольские дороги не самые худшие. Стоит пересечь границу края, чтобы в этом убедиться. Я сам за рулем, езжу много, поэтому знаю это не понаслышке. И все же человек так устроен, что сравнивает все вокруг себя не с худшими, а с лучшими образцами. Например, европейскими. Дороги не исключение. Поэтому закономерный вопрос, ответа на который всегда ждут ставропольцы: когда мы, наконец, достигнем этих лучших европейских образцов?
- Оптимист на моем месте назвал бы только одно условие: как только на эти цели будет выделено достаточное количество миллиардов рублей. И техника имеется, и технологии отработаны, и подрядных организаций с хорошими специалистами достаточно. Только дай денег. Пессимист - что никогда, дорожное строительство - это в своем роде бесконечный процесс. Такой же безостановочный, как само развитие цивилизации. И приведет всего один красноречивый пример. Еще пятнадцать-двадцать лет назад дороги строили из расчета нагрузки на ось транспорта шесть тонн. А у современной крупнотоннажной техники нагрузка 10 - 15 и более тонн. К тому же интенсивность движения все время растет, и как следствие пропускная способность дорог падает. Так что все построенное два десятилетия назад приходится переделывать: и основание укреплять, и полосность трассы увеличивать. То есть проводить полномасштабную реконструкцию.
Так вот, где гарантия, что уже через следующие двадцать лет нагрузка транспорта на ось снова не вырастет? Или не прибавится в несколько раз техники, и она станет в пробках? Не появится какая-нибудь новая техническая или даже экологическая составляющая, которая радикально изменит требования к дорогам? Например, ввиду возрастающей интенсивности движения, нам не придется, как в некоторых странах, строить под дорогами специальные миграционные проходы для животных?
- В этой связи вы кто: оптимист или пессимист?
- Я министр, часть краевой исполнительной власти, и потому в большей степени оптимист, чем пессимист. Но очень рационально строящий и свою работу, и работу отрасли. Должность обязывает. Она в том и состоит, чтобы и увеличения выделения средств на дорожное строительство добиваться, и динамично, ускоренными темпами развивать его. Как и учитывать в перспективном планировании все потребности населения, технические, технологические, экологические новации.
- Обрисуйте, пожалуйста, Игорь Александрович, нашим читателям, чем занимается ваше министерство, каковы его главные функции и задачи?
- Министерство - центр формирования государственной политики в дорожной отрасли Ставропольского края. Это управление и регулирование в сфере дорожного хозяйства, определение приоритетных направлений его развития, инвестиционной политики, обеспечение транспортно-эксплуатационных свойств автомобильных дорог. Кроме того, за нами контроль сохранности дорог, планирование их развития, присвоение наименований и идентификационных номеров, выдача разрешений на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт, выдача специальных разрешений на перевозку тяжелых, опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов. Хочу подчеркнуть: мы отвечаем за дороги региональные, то есть краевого подчинения, и межмуниципальные. Дороги федерального значения и муниципальные имеют других собственников.
Но и наше хозяйство не маленькое. Дорожная система Ставрополья складывалась более двухсот лет. Она учитывала опыт предыдущих веков, строилась многими поколениями дорожников, имеет свои славные страницы и сегодня связывает между собой все населенные пункты края, обеспечивает надежную связь с соседними субъектами Федерации. Самое бурное строительство дорог краевого подчинения было в 60 - 80-е годы двадцатого века. Тогда мы имели резкий количественный рост, в том числе и проложили так называемое Большое Ставропольское кольцо - систему дорог по периметру края с радиальным сообщением с его центральными районами. Сейчас протяженность региональных дорог - 4314 километров. Это как до Урала и назад. Причем грунтовых из них - всего 27 километров. Остальные с твердым покрытием, большинство с усовершенствованным, то есть асфальтовым - 3817 километров. Так что в полном смысле слова плохих, то есть непроезжих в распутицу дорог, у нас не так уж и много. Другой вопрос, что не так много дорог отличных, то есть соответствующих европейским стандартам и по качеству покрытия, и по безопасности. А ведь передвигающийся по ним автотранспорт больше автомобили зарубежного производства. Поэтому пришло время переходить от количественного роста к качественному. Но это как раз то, чем нам и заниматься в будущем.
- В одной из газет недавно прочитал буквально следующее: «Дорожная отрасль на Ставрополье близка к коллапсу». Это действительно так? Прокомментируйте, пожалуйста.
- А что там приводится в качестве доказательств? Ничего? Совсем наоборот, дорожная отрасль края как никогда за последние годы работает эффективно, качественно, и уверенно смотрит вперед. В отличие от безосновательных критиканов, я предпочитаю оперировать цифрами. Так вот, если в 2007 году объем выполняемых дорожными предприятиями края работ за счет средств краевого бюджета составил 1 миллиард 244 миллиона рублей, то по итогам прошлого года - 1 миллиард 862 миллиона, а в этом году запланировано и уверенно выполняется 2 миллиарда 79 миллионов. Какой же «коллапс», когда за четыре года объемы почти удвоились? Говорить так, это значит оскорблять трудовые коллективы, рабочих, руками которых все делается. Покажите мне другую отрасль, где такое наблюдается? Тут, скорее, наоборот: мы видим выздоровление и ускоренное развитие отрасли! Или вот еще факт: пожалуй, впервые за последнее время по итогам прошлого года коллективы всех 12-ти дорожных ГУПов сработали рентабельно. Прибыль, как известно, самый надежный индикатор здоровья предприятий.
Какой «коллапс», когда у нас разработана и в прошлом году принята стратегия развития сети автомобильных дорог Ставропольского края на целых пятнадцать лет, до 2025-го года? На такой срок мы не планировали еще никогда. Значит, уверенно смотрим вперед.
- Если можно, расскажите подробнее об этой программе...
- У нее четыре главных цели. Прежде всего, это развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение движения товаров и грузов и снижение транспортных издержек в экономике. Во-вторых - повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения. В-третьих, повышение конкурентоспособности транспортной системы. И, наконец, в четвертых - повышение ее комплексной безопасности и устойчивости.
По этой программе намечено построить шесть обходов населенных пунктов, реконструировать десятки участков дорог, развить транспортный коридор, соединяющий порты Черного и Каспийского морей, получить необходимый объем пропуска транзита по международному транспортному коридору «Север - Юг», в полной мере построить и обустроить дорожную сеть Кавминводской туристско-рекреационной зоны и многое другое.
Уже началась конкретная работа по реализации программы. В ее русле в текущем году утверждена ведомственная целевая программа развития транспортной системы края до 2013 года, определены объемы и источники финансирования работ. Этот своеобразный трехлетний план предусматривает реконструкцию 21,6 километра дорог, строительство и реконструкцию 8 мостовых переходов, двух тоннелей под железной дорогой и трех путепроводов. И это я назвал только крупные объекты.
Вообще, трехлетнее планирование - это наше будущее. От него выигрывают прежде всего дорожные ремонтно-строительные коллективы. Да и для дорог лучше. Ведь при одногодичном планировании, пока конкурсы проведем, январь, а то и часть февраля потеряем. Не надо забывать, что содержание дорог убыточно само по себе. Трехлетка позволяет свести это к минимуму, а также добиться непрерывного обслуживания дорог, создать уверенность коллективов в будущем. Ведь подряд на три года - это и возможность обновить технику, укрепить свои основные фонды. Тут, кстати, и лизинговые компании сговорчивее, видя гарантированную загруженность предприятий подрядами, предлагают очень неплохие условия покупки техники.
Наступит тот день, когда мы будем ставить вопрос и о пятилетнем планировании. Я в этом уверен.
- Игорь Александрович, какие конкретные стройки развернутся на наших дорогах в самое ближайшее время?
- Мы в этом году приступили к реконструкции сложного и в некотором роде уникального для края объекта - участка автомобильной дороги Георгиевск - Новопавловск. К концу 2011 года планируется ввести в эксплуатацию два пусковых комплекса. Уникальность в том, что без прекращения движения по железной дороге под ней будут построены два тоннеля. Заключен и контракт на строительство первого пускового комплекса обхода Новоалександровска, работы уже разворачиваются. Сумма трех контрактов - почти на полтора миллиарда рублей. Начата реконструкция проблемного моста на дороге Урожайное - Турксад - Арзгир. К слову сказать, проблема мостов стоит у нас очень остро. Мы недавно провели их инвентаризацию. Нашли и бесхозяйные. Выяснилось даже, что некому ремонтировать мостовые переходы через каналы. Сейчас вместе с федеральными структурами находим пути решения этой проблемы.
Новое строительство - это хорошо, тут работа на перспективу. Но основная наша задача - ремонт и обслуживание действующих дорог. В текущем году, кстати, запланировано отремонтировать 164 километра, из них маршрутным и капитальным ремонтом - 41. Все, что намечено, выполняется.
Конечно, хотелось бы большего. Потребность края только на капитальный и текущий ремонт дорог составляет свыше 10 миллиардов рублей в год. Выделяется же чуть более одного миллиарда. Весь же бюджет министерства с учетом нового строительства на текущий год утвержден в сумме 2,08 миллиарда рублей. И тем не менее политика министерства состоит в том, чтобы наращивать объемы реконструкции и ремонта, с применением при этом более долговечных строительных материалов, новейших технологий, большим вкладом средств в безопасность дорожного движения.
- Два года назад много копий было сломано вокруг перестройки управления
отраслью. Дорожные предприятия в районах тогда лишили права юридического лица и влили в другие, в целях укрупнения и повышения эффективности. Было много обид, опасались и потери объемов работ, и сокращения рабочих мест. Оправдали ли себя эти меры? Можно ли сейчас с уверенностью сказать, что тогда все сделали правильно?
- Реорганизация проводилась до того, как я стал министром. Но те результаты, о которых мы только что говорили, свидетельствуют сами за себя. То был не каприз какого-то лица, как это порой подавалось, а веление времени. Объемы работ в отрасли растут, технические и качественные требования к их выполнению увеличиваются, и справиться с новыми задачами могли только крупные, технически хорошо оснащенные предприятия. После укрупнения они у нас появились. ДРСУ приобретают в большом количестве комбинированные дорожные машины, автогрейдеры, роторные косилки - все то, без чего современный дорожный ремонт и обслуживание невозможны.
Нельзя сказать, что в проведении реформы было все гладко. Крайавтомост, Ставрополькрайавтодорсервис, Кочубеевский карьер поначалу влили в ДЭСУ-2. Но жизнь показала, что его перегрузили, к тому же это было и неудобно, и неэффективно. Создалась опасность, что мы просто потеряем хороший, с богатыми традициями, ремонтно-строительный коллектив. Поэтому в прошлом году выделили все вышеназванные предприятия назад, в самостоятельные ГУПы.
Таким образом, сейчас под оперативным управлением министерства 12 ГУПов. Прекрасные, с богатыми трудовыми традициями, хорошо технически оснащенные коллективы. Сформирован боеспособный механизм, которому все задачи по плечу.
Хорошие перспективы перед коллективами открывает предложенный федеральным центром так называемый контракт жизненного цикла дороги. Предполагается, что первые двенадцать лет после строительства дорожного участка его обслуживание и текущий ремонт должен проводить тот, кто строил. Мы перейдем на эту форму, как только будет готова правовая база на федеральном уровне. На такой форме коллективы могут иметь гарантированные объемы работ, что, безусловно, положительно скажется на их экономическом благополучии и на состоянии автомобильных дорог регионального значения.
- Игорь Александрович, на строительство дорог в бюджетах всех уровней закладывается достаточно много средств. Миллиарды и миллиарды. Очень часто слышишь и о завышенной стоимости дорожного строительства, и о якобы разбазаривании средств. Мол, на пять сантиметров недокатали асфальт, и сразу столько сэкономили. Насколько такие разговоры имеют под собой почву?
- Где большие деньги, там и большие пересуды. Одна из функций министерства как раз и состоит в том, чтобы отработать систему, исключающую неэффективное использование средств. Все без исключения подряды у нас распределяются по конкурсу. При этом торги проводим не мы, а уполномоченное лицо - комитет Ставропольского края по госзаку. Это совсем не значит, что подряды уходят на сторону, вплоть до дорожных организаций из соседних субъектов. Или случайным лицам. Совсем нет. По конкурсам текущего года, например, сторонние организации выиграли работ всего на 28 миллионов рублей из двух миллиардов. Это значит, что наши ГУПы грамотно и ответственно подходят и к подготовке конкурсной документации, и к выполнению работ. Опять же я говорил, что у министерства функции контроля за качеством строительства. Мы их в полной мере применяем. Поверьте, на всех стадиях строительства и сдачи объектов достаточно рычагов, контролирующих и эффективное расходование средств, и качество работ.
Вообще, современное дорожное полотно - сложнейшее инженерное сооружение. В современной дорожной технике собраны чуть ли не все достижения передовой науки. К тому же при сооружении полотна приходится или передвигать, или заново прокладывать другие инженерные коммуникации, насыпать или, наоборот, отсыпать грунты, отводить грунтовые воды, укреплять оползневые участки. Порой приходится выкупать земельные участки, зеленые насаждения и даже жилые дома под снос. Поэтому не надо удивляться, что дороги дорого стоят. Зато - на века. При правильной эксплуатации.
- Очень часто бывает так, что люди десятилетиями просят построить обход вокруг населенного пункта, по которому проходит трасса. Например, наша газета писала о такой ситуации в станице Григорополисской Новоалександровского района. Большегрузы из соседнего карьера разбивают дорогу, от их прохождения трясутся и разрушаются дома, а проблема все не решается. То вроде не положено, то денег нет. Во всяком случае, в названную вами краевую программу обход не вошел. В этой ситуации, сколько бы мы ни рассказывали людям о громадье наших планов, они будут недовольны. Ведь их это не касается...
- Вообще-то необходимость строительства определяется, кроме пожеланий людей, еще и нормативами, тщательными расчетами. Тут не министр решает, а Его Величество Обоснование. Деньги ведь вкладываются огромные. К тому же средства бюджетные, то есть народные. В случае с Григорополисской мы в нормативы пока не вписываемся. Но мы в министерстве об этой проблеме помним. Придет время, обход будет сделан и там.
Ну а насчет «не касается»... В том-то и особенность дорожного строительства, что оно касается всех. Жизнь настолько активна, что любой из нас, а если не мы, то наши дети, хотя бы раз да проедет по той или иной дороге. Или по ней провезут груз для нас. Ведь дорога по природе своей сооружение интернациональное. Перефразируя известную фразу, можно сказать: «Не спрашивай, для кого строят дорогу. Ее строят для тебя».
- Будем надеяться, что мы еще прокатимся с ветерком по всем дорогам, запланированным в краевой программе. Спасибо за интервью.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru