Вы здесь
АВСАДЖАНОВЫ. ШТРИХИ К СЕМЕЙНОМУ ПОРТРЕТУ
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).АВСАДЖАНОВЫ. ШТРИХИ К СЕМЕЙНОМУ ПОРТРЕТУ
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА
Так называется новая выставка из цикла «Художники Ставрополья», которая открылась в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств в преддверии Дня знаний и новой памятной даты - Дня окончания Второй мировой войны. Здесь впервые в полном объеме можно познакомиться с творчеством четырех художников известной на Юге России семьи Авсаджановых.
Уже в фойе музея посетителей встречают выразительные полотна («Сионский храм XII века», «Снежные вершины», «Отара у ледника», «Горы Загедана») родоначальника художественной династии Георгия Дмитриевича Авсаджанова, судьба которого, по сути дела, является олицетворением судьбы поколения, чья юность пришлась на начало Великой Отечественной войны. Оставшись в раннем детстве сиротой, - мать умерла, когда будущему художнику было всего пять лет, а отец, создав другую семью, уехал, маленький Георгий до 12 лет воспитывался в семье тети в Воронеже. Потом же отец забирает его в Кисловодск, где мальчик знакомится с тремя подростками - братьями Болдыревыми и Ш. Байгильдиевым, у которых было общее увлечение - рисование. Так они и шли вместе по жизни - четверо будущих известных художников. В 15 лет Георгий поступает в Краснодарское художественное училище, но, не имея никакой материальной поддержки, круто меняет свой жизненный курс и в 1940 году поступает в Краснознаменное военное пехотное училище в городе Орджоникидзе. Уже в 1941 году Георгий Авсаджанов - командир стрелковой роты 262-й дивизии Южного фронта. Первое ранение, госпиталь, потом Сталинградский фронт, пять месяцев тяжелейших боев, а затем командир пулеметной роты освобождал Ростов-на-Дону. Новое ранение, опять госпиталь - и увольнение по инвалидности в запас. А Георгию в это время не было и двадцати лет. Надо было жить дальше, и он отправляется на родину отца - в Грузию. Там вспоминает об одном из увлечений детства и устраивается фотографом при военном комиссариате. Для будущего художника начинается пора удивительных путешествий по дорогам Закавказья. В 1949 году Авсаджанов приезжает в город Грозный, где работает мастером головных уборов в артели «Красный надомник». И вновь крутой поворот: Георгий встречает друга детства Бориса Болдырева и, узнав, что тот уже работает художником, решает восстановиться в Краснодарском художественном училище. На одном курсе с Авсаджановым в это время учатся К. Казанчан, Г. Киракозов, П. Горбань, В. Дибров - все бывшие фронтовики и будущие ведущие живописцы Ставрополья.
После окончания училища Георгий Авсаджанов по направлению уезжает в город Грозный, где знакомится со своей будущей женой Марией, тоже фронтовичкой, которая, окончив педагогическое училище, приехала работать в Чечено-Ингушетию. И начинается счастливая семейная и творческая полоса в жизни Авсаджановых. Георгий Дмитриевич преподает в средней школе, затем в Художественном фонде РСФСР, активно участвует в выставках, вступает в члены Союза художников СССР, избирается председателем правления Чечено-Ингушского отделения СХ, работает главным художником Введенского района. Здесь, в Грозном, в семье Авсаджановых родилось трое детей - Луарсаб, Николай и Наталья, ставшие впоследствии, как и отец, художниками. В 1968 году Авсаджановы переезжают в Ставрополь, где Георгий Дмитриевич, уже известный живописец, сразу принимает активное участие в подготовке зональной выставки «Советский юг», которая открылась в только что выстроенном Доме книги. В своем творчестве он в это время обращается к истории народов Кавказа, пишет горные пейзажи, портреты, тематические композиции, создает витражи и мозаичные панно.
Растут сыновья, оба оканчивают художественно-графический факультет Карачаево-Черкесского госуниверситета, работают в Художественном фонде. Два года семья живет в Майкопе, куда Георгию Дмитриевичу пришлось переехать по состоянию здоровья. Но там для художников Авсаджановых не нашлось работы, и в 1980 году они возвращаются в Ставрополь. У отца резко ухудшается здоровье, боль от старых ран уже привычна, а вот новая быстротекущая болезнь приводит к кончине. Ему было всего 56 лет, и из ставропольских художников-фронтовиков он ушел первым.
В фондах изомузея находится 11 работ живописца, поступивших в коллекцию при его жизни. В собственности СКМИИ находится и одно из самых значительных полотен Георгия Авсаджанова «Горцы». В нынешней экспозиции оно расположено на самом видном месте. А весь второй малый зал дает представление о любви художника к заповедным местам Кавказа. Его пейзажи «Лето в горах», «Вершина Мам-Куру», «Зимний вечер», «Осенний мотив», «Высокогорное озеро», «На опушке», «Осенние сумерки в горах» и другие отличаются особой цветовой насыщенностью и многообразием.
Вспоминая о родоначальнике династии Авсаджановых, очень многие, пришедшие на выставку, говорили о его удивительной доброте, щедрости, умении собирать вокруг себя родных, друзей, творческих единомышленников. Об этом вспоминали на открытии экспозиции замглавы администрации города Ольга Рецева, директор изомузея Зоя Белая, председатель Ставропольской организации Союза художников РФ Сергей Паршин. А дочь Георгия Дмитриевича Наталья Романова рассказала, что у отца было очень много увлечений: рыбалка, фотография, философия, классическая музыка. Самым же лучшим местом для встречи с друзьями была дача в Загедане, заповедном месте в горах Карачаево-Черкесии. Когда-то там был поселок лесорубов, затем домики стали распродавать, и первым открыл для ставропольцев Загедан писатель Владимир Гнеушев. Туда стали приезжать люди искусства - художники, архитекторы, писатели, поэты, но душой всей компании был всегда Георгий Авсаджанов. Купив у местных жителей барана, он готовил шашлык для всего поселка, а Наталья, которая на три месяца школьных каникул приезжала к отцу в горы, впитывала в себя и волшебный горный воздух, и рассказы чрезвычайно интересных людей. «Эта выставка, - обобщила свой рассказ Наталья Георгиевна, - конечно, дань памяти отцу и брату Луарсабу, который умер в 2008 году тоже в возрасте 56 лет». В экспозиции даны его живописные полотна «Разговор на ферме», «Портрет Гамзата», «Восточный натюрморт», «Вечерний Ставрополь» и другие. С одной стороны, это так, но ведь здесь представлены и работы самой Натальи, которая работает сейчас в городской художественной школе. Ее нежная пастель - серия «Монголия», где она прожила четыре года, и серия «Цветы» завораживают своей чистотой и искренностью.
А Николай Авсаджанов, который является душеприказчиком творческого наследия отца и старшего брата, вспомнил и такую деталь: «Отец был очень похож на индийского актера Раджа Капура, особенно в его самом знаменитом фильме «Бродяга». Николай Георгиевич совмещает преподавательскую деятельность (он доцент кафедры «Дизайн» Ставропольского института экономики и управления имени О. Казначеева) и творческую. В своем раннем периоде творчества он увлекался созданием офортов, работал в технике инкарель (гравюра на картоне), но в последние годы отдает предпочтение пейзажам и портретам, написанным в технике пастель. На выставке в изомузее можно увидеть его серии офортов «Зеленчукская обсерватория», «Жатва», «Памяти защитников Кавказа», «Старая Ладога», удивительные по выразительности пейзажи (пастель) «Осень в лесу», «Свежий ветер», «Серебристое утро», «Дорога в заповедник», серию гравюр на картоне «Архитектура памятников Северного Кавказа», яркие живописные полотна «Портрет Марии», «Салют Победы».
Ведущий вечера открытия выставки династии Авсаджановых заслуженный артист РФ Александр Ростов очень тепло рассказывал об удивительной семье художников, его рассказ переплетался с показом на большом экране фотографий из семейного архива, воспоминаниями родных, коллег и друзей. Представил Ростов многочисленным поклонникам творчества художников Авсаджановых и одного из потомков - внука Георгия Дмитриевича и сына Николая Георгиевича 10-летнего Захара. Его рисунки - пейзажи и диковинные ящеры тоже вошли в нынешнюю экспозицию. И, конечно, участники выставки, в том числе и Захар, благодарили тех, кто сотворил это чудо - разместил в изомузее около двухсот произведений династии Авсаджановых, сотрудников музея. «Работники музея, - сказала Наталья Романова, - это тоже составная часть изобразительного искусства». А директор краевого музея изобразительных искусств Зоя Белая, завершая вечер, отметила, что этот проект родился не сразу. «Но, чем больше ты рассматриваешь, перебираешь старые альбомы, тем больше понимаешь, насколько наша судьба переплетена с судьбами наших родных... А судьбу старшего поколения фронтовиков мы можем себе представить сейчас по полотнам Георгия Дмитриевича Авсаджанова. Николай и Наталья очень красивые люди, с ними было очень хорошо работать над выставкой. И я просто удивляюсь их внутренней и внешней красоте».
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru