Вы здесь

БОЙ С ТЕНЬЮ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

БОЙ С ТЕНЬЮ
Александр Емцов

Как выиграть крупный аукцион, ничего не сделать и пытаться заработать на взыскании неустойки почти 10 миллионов рублей.
Это только в последний год в развитии Ставропольского аэропорта появилась перспектива превращения в крупный транспортный узел. Сам аэропорт передан в собственность края, разработана многообещающая, перспективная программа его развития. А в 2007 году наши воздушные ворота остряки называли не иначе, чем живой труп. Да и как по-другому, если в расписании порта стоял всего один рейс в день? Но именно в 2007 году, тогда еще черногоровское краевое правительство, задумало масштабную реконструкцию автодороги «Ставрополь - Аэропорт» с устройством четырехполосного движения с разделительным газоном, строительством двух мостов и путепровода. Только на первую очередь реконструкции выделялось полмиллиарда рублей. Видимо, по мысли губернатора А.Черногорова, в столицу «рая» на земле - Ставропольского края (его любимая игра слов) должна была вести райская дорога.
Аукцион на реконструкцию выиграло абсолютно никому в дорожной отрасли не известное ООО ПКФ «Стройтехнология». Сбросило в ходе торгов цену до 464 миллионов и вышло победителем. 29 октября контракт был подписан. Стройка, рассчитанная на два с лишним года, должна была начаться уже с момента подписания контракта. И уже до конца 2007 года подрядчик должен был выполнить огромный объем работ на 65, 6 миллиона рублей. Все же работы по контракту предполагалось закончить в 2009 году.
Увы, уже и 2010 год на исходе, а работы на объекте так и не начинались. Дорога как была двухполосной, так и осталась. Мало того, деньги переброшены на другой объект. И тут самое время рассказать увлекательную историю несбывшегося проекта. Или аферы, это кому как увидится. В которой есть разыгранные на аукционе сотни миллионов, намерения с обещаниями, попустительство одних и, наоборот, принципиальность других должностных лиц, претензии заказчика к подрядчику и подрядчика к заказчику, суды и пересуды, беспомощность судебной системы, а то и ее прямое потакание аферистам... Самое же главное - есть наглая попытка взыскать огромную неустойку за то, что сам ничего не делал.
БУМАЖНЫЙ СОЛДАТ
Когда весной 2008 года поменялось руководство края, новый министр дорожного хозяйства И.Васильев заинтересовался в первую очередь именно дорогой «Ставрополь - Аэропорт».
- Уж очень дорогостоящий объект, - рассказывает Игорь Александрович. - Да и деньги были как краевые, так и федеральные. Выяснилось, что средства 2007-го года не были освоены, чем оказалось сорвано выполнение и федеральных, и краевых бюджетных обязательств. Не осваивались и деньги 2008-го года.
По большому счету, срыв бюджетных обязательств - это ЧП. Со всеми вытекающими для чиновников последствиями - наказанием. Да и чисто по-житейски получалось некрасиво: кто же нас в Москве уважать станет, помогать нам будет, если мы не осваиваем выделяемые центром деньги? Реально на объекте почти ничего не было сделано. Подрядчик только чуть начал сооружение так называемого сосредоточенного резерва, проще - карьера с запасом инертных материалов. Причем, как потом показала строительно-техническая экспертиза, начал с бешеных приписок: вписал в акт приемки выполненных работ 9,4 тысячи кубометров заготовленного грунта, тогда как на самом деле заготовил 5,4 тысячи, показал 11,2 тысячи «кубов» срезанного и перемещенного грунта, а реально срезал и переместил - 8,6 тысячи. Мало того, при выезде на место оказалось, что ни техники, ни дорожных механизмов, ни рабочих на объекте попросту не было.
Проверили, что собой представляет победитель аукциона. А ничего не представляет. Ни производственной базы, ни коллектива, ни даже офисного помещения нет. Как же он намеревался справиться с такой огромной стройкой? У «предприятия» только 10 тысяч рублей уставного капитала да два с половиной года существования в чисто бумажном состоянии. Своего рода бумажный солдат. И ни одного реально построенного объекта за душой. Показательно, что потом, когда начались суды, подрядчик просил присылать повестки и прочие судебные бумаги не по своему зарегистрированному в налоговой инспекции юридическому адресу на улицу Серова, 4/1, там никогда никого не было, а на улицу Мира - по адресу обслуживающей его юридической фирмы.
«ЖЕЛЕЗНЫЙ» КОНТРАКТ
В поначалу мирных разборках со «Стройтехнологией», а больше в поисках «фирмы», прошла вся вторая половина 2008 года. И когда в министерстве окончательно убедились, что и фирма - пустышка, и сделать ничего она не в состоянии, то вышли в краевое правительство с предложением перебросить финансовые ресурсы на другие, более важные для края объекты. Что и было, хотя и с трудом, сделано. А затем подали в суд исковое заявление о расторжении государственного контракта. Случилось это только 17 января 2009 года.
И вот тут дорожников ждал сюрприз. Фирма, неспособная строить, представителей которой попросту нельзя было порой отыскать, оказалась способна добиваться своего в судебных инстанциях. Сначала министерству отказал Арбитражный суд СК, затем - Шестнадцатый апелляционный суд и Арбитражный суд Северо-Кавказского округа. Контракт оказался ну прямо-таки «железным»: хотя реально и не работает и денег под него уже давно нет, но должен действовать! Вопреки воле заказчика, наперекор интересам края, вопреки здравому смыслу, наконец.
Сейчас уже нет резона разбирать аргументы всех трех судебных инстанций в пользу его нерасторжимости. Потому что контракт сам собой умер: срок его действия закончился 31 декабря 2009 года. Хотя как в очередной раз не удивиться нашим судам? Их «принципиальности» и «справедливости». Которые на деле сводятся к потаканию аферистам. И приводят к упрямым их попыткам продолжать аферу: подрядчик, ободренный победой в судах, подал уже свой иск ...о продлении контракта!
НЕУСТОЙКА КАК КОНЕЧНАЯ ЦЕЛЬ
Как уже догадался читатель, иск министерства о расторжении контракта - не единственный в этой истории. Он только краешек огромной бумажной пирамиды, которая выросла из судебных споров между министерством и «Стройтехнологией». Кроме него, существует еще три арбитражных дела, и истцом в каждом из них нагло выступает подрядчик. Такое ощущение, что отказ судами министерству расценен им как сигнал к наступлению. Сбросил маску просящего и вечно ускользающего, и агрессивно стал требовать свое.
Оказывается, что еще в 2007 году, когда проходил аукцион по дороге «Ставрополь - Аэропорт», «Стройтехнология» выиграла и также 29 октября подписала с миндорхозом другой контракт - на строительство автопавильонов на дорогах края стоимостью около 7 миллионов рублей. Разумеется, сама ничего не строила - наняла субподрядчика, ДРСУ. Вроде расчеты задержали. Но как же упустить там, где можно? В 2009 году подает иск к министерству о взыскании неустойки в сумме 120 тысяч рублей. Проигрывает в первой и второй инстанциях. Но в кассационной в Краснодаре решение отменяется, и дело направляется на новое рассмотрение. Первая инстанция «Стройтехнологии» опять отказывает, вторая - взыскивает с миндорхоза 37 тысяч неустойки. Сейчас дело снова в Краснодаре. Второй иск - о взыскании задолженности в сумме 1,3 миллиона рублей за якобы выполненные работы на автодороге «Ставрополь - Аэропорт» и 159 тысяч рублей неустойки. Те самые «работы», где выявлены приписки. Их, кстати, также сделал не сам подрядчик, а кто-то нанятый. Министерство считает, что работ сделано только на 432 тысячи рублей. Неустойки же быть не может, ее надо наоборот взыскивать с подрядчика. Дело пока рассматривается в первой инстанции. «Стройтехнология» не соглашается с результатами экспертизы, назначает повторную и т.д. Иск третий - о продлении срока контракта на реконструкцию дороги «Ставрополь - Аэропорт» и взыскании неустойки в размере 7,6 миллиона рублей. В первой и второй инстанции истцу отказали, миндорхоз выиграл. Но дело сейчас на кассации в Краснодаре. А там - непредсказуемо.
Во всех этих делах «Стройтехнология» устами своих представителей без всякой тени смущения переводит стрелки: доказывает, что она хочет и может выполнить контракты, а такое-сякое министерство ей этого сделать не дает. То подрядчик заявляет, что он подписанный контракт получил только в конце декабря 2007 года и потому работы не могли быть начаты. То заказчик, мол, предоставил один экземпляр проектной документации, хотя должен был дать два экземпляра. То не вся документация прошла корректировку, не все технические условия были согласованы. Потому «законные основания для осуществления строительных работ отсутствовали». Выполненные же работы не сдавались по акту якобы потому, что министерство «не определило заказчика-застройщика».
Для человека, более-менее представляющего, что такое строительство, все это звучит полным бредом. Что мешало подрядчику зайти в министерство и самому взять контракт, раз он был подписан? Или что мешает самому сделать еще одну копию документации, начинать хотя бы подготовительные работы, не дожидаясь окончательной корректировки проекта? Тем более что никаких проблем, как считают в министерстве, и не было. Подрядчик просто придумывает их на ходу. И контракт вовремя был подписан и предоставлен победителю торгов еще 29 октября 2007 года, и с документацией все обстояло в порядке. Бывший директор В.Бухтояров получил и контракт, и согласованную в установленном порядке документацию. Он даже расписался в получении! Надо ли говорить, что и заказчик-застройщик давно определен - ГУП «Дирекция строящихся автомобильных дорог». Тот самый, специалисты которого ноги сбили, пытаясь проводить совещания по организации работ на объекте и отыскать хоть какие-то следы «Стройтехнологии» вдоль дороги.
Самое забавное, что судебных дел подрядчик инициировал аж три. А объектов ни одного даже не начал. И не собирается начинать. Будто не о его состоятельности как профессионала речь, а о защите каких-то абстрактных категорий. Будто и не строительная это вовсе фирма, а юридическая контора.
По большому счету, мне, например, здесь все понятно. Не дорогу строить собиралась «Стройтехнология». А неустойку, придравшись к формальностям, сорвать хочет. Ведь если суммировать все ее претензии, то получается почти десять миллионов рублей - кругленькая сумма! Пусть даже десятую ее часть потратит на адвокатов - все равно неплохой куш останется. Как раз тот случай, когда большие деньги делаются буквально из воздуха. Тут даже ловкости рук не надо. Только холодный, безжалостный расчет. Бюджетные, то есть народные, деньги? Люди дорогу ждут? Плевать. Тут надо себе урвать. Выиграть торги, потянуть время, найти адвокатов. А уж они, сутяжное семя, свои деньги отработают.
ТЕПЕРЬ ОН ВЫШЕЛ ИЗ ТЕНИ
Именно в этом - делать деньги из воздуха, и состоит истинный смысл и содержание «деятельности» «Стройтехнологии». А точнее - ее вдохновителя и организатора. А совсем не в строительстве или там реконструкции дорог, путепроводов и мостов.
Самое интересное в следующем. У подрядчика мало что имущества или там механизмов с коллективом не было. Не было даже... директора. Не с кем было особенно разбираться. Генеральный директор В. Бухтояров, который подписал контракт, чуть ли не сразу уволился, другого, Н. Гюлева, никто ни разу не видел. От имени подрядчика неформально выступал некто В. Криулин. Он ходил по министерским кабинетам, пытался то акты несуществующих «работ» подписать, то «договориться». В министерстве же ждали и требовали результата. Но - тщетно. Да и как с него спросишь, когда нет официальных полномочий? Так, тень.
Материализоваться тени помог случай. По искам министерства о расторжении контракта представители «Стройтехнологии» участвовали в судебных заседаниях по доверенностям за подписью Гюлева. Министерские юристы в конце концов случайно нашли его. Оказалось, что он работает дорожным мастером в одном из ДРСУ, и слыхом не слыхивал о своем директорстве. Повезли в окружной суд, где рассматривалась кассация министерства. «Директор» возмущенно отказался от своих подписей под доверенностями - «не мои, подделаны», собственноручно написал соответствующее заявление. Да и не являюсь, мол, я давно уже директором. Вы думаете, краснодарские судьи возмущались, что их и всю систему правосудия нагло обманывают? Или дали ход уголовному преследованию, например, за мошенничество, или хотя бы за использование заведомо подложных документов? Есть такая статья, 327 ч.3 в Уголовном кодексе РФ, предусматривает, по меньшей мере, приличный штраф, а по большей - заключение в колонии. Не тут-то было, судьи... объявили перерыв для приведения ответчиком документов в надлежащий вид.
В этом довольно некрасивом для суда инциденте есть одна положительная сторона. В очередное заседание пришел уже ...сам Криулин. Да-да, тот самый, который и огинался в министерских коридорах в интересах «Стройтехнологии». Надо полагать, не успел найти очередного подсадного директора, и сам засветился. Зарегистрировался руководителем, а потом, как это стало понятно из выписки предприятия, и единственным участником ООО. То есть стал реальным его хозяином.
И это руководство миндорхоза радует. Во всяком случае, теперь противник виден. А раз так, то с ним и легче будет бороться.
Хотя, обретение плоти еще не значит избавление от повадок тени.
РЕЖИССЕРА НА СЦЕНУ!
У этой истории нет конца совсем не потому, что еще не закончены арбитражные процессы. Криулин способен продолжать их до бесконечности. Конца не будет до тех пор, пока не будут наказаны сами вдохновители и организаторы распила бюджетных средств.
Понес ли кто-нибудь наказание за срыв бюджетных обязательств 2007-го, да и фактически 2008-го года? Мы имеем в виду чиновников того, еще черногоровского, миндорхоза, новый состав министерства как раз все сделал, чтобы навести здесь порядок. Нет и еще раз нет. Хотя есть основания подозревать, что вся эта история с великой стройкой в мерт¬вый аэропорт затевалась не ради дороги, а ради именно «распила» бюджета. Потому и аукцион выиграл соответствующий «подрядчик». Смена кабинета помешала довести проект до логического конца. Фактически своим бездействием должностные лица того миндорхоза подтверждают эту версию. Иначе почему потворствовали ничегонеделанию подрядчика, почему в упор не видели, что он «бумажный»? Не случайно против министра И.Чиркова заведено уголовное дело, правда, по другому эпизоду. Это на заметку тем, кто сегодня ностальгирует по «эпохе» Черногорова в руководстве краем. Не о чем жалеть. Подобных провалов в работе его кабинета - пруд пруди.
Вопрос номер два. Заинтересовались ли те, кому положено это по должности, деятельностью Криулина и его ролью в срыве выполнения контракта? Ведь ежу понятно, что здесь не просто спор хозяйствующих субъектов. Он только по форме. А по содержанию сквозь спор проглядывает матерая уголовщина. И опять же - нет. Никому он не интересен. Чем и пользуется. И продолжает разыгрывать действо, смысл которого выиграть аукцион, ничего не сделать и пытаться заработать на этом десять миллионов рублей.
А все мы присутствуем при этом действе. Одни в роли ротозеев, другие - в роли учеников. Третьи - в роли соучаст¬ников или даже режиссеров.
Хотелось бы думать, что это не судьи с милиционерами и прокурорами.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет