Вы здесь

ВОЛК НЫРНУЛ ПОД ПАХ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ВОЛК НЫРНУЛ ПОД ПАХ
Александр Емцов

Вот уже две недели село Овощи Туркменского района гудит, как растревоженный улей. Двадцать четыре часа в сутки контору СПК племзавода «Путь Ленина» охраняют крепкие добровольцы. Проходят митинги, собрания коллектива. Во все концы летят телеграммы. Делегация из села осаждает краевое правительство. Ситуация накалилась настолько, что в прошлую пятницу губернатор края В.Гаевский отложил все дела и встречался с сельчанами и председателем, сам разбирался в сложившейся ситуации.
Опять, как и два года назад, коллектив защищается от рейдеров, цель которых прежняя - захватить успевающее хозяйство. Но, странное дело, сельчане называют в этот раз рейдерами не каких-то заезжих лихоимцев, а местных судью и судебных приставов. Причем называют пофамильно.

«ЭТО НЕ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЭТО ОРГАНИЗОВАННЫЙ НАКАТ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СТРУКТУР»
Рейдеры положили глаз на хозяйство еще три года назад. Тут есть чем поживиться: кооператив крепкий, фактически лучший в округе, добра, если хорошо посчитать, не меньше чем на 800 миллионов рублей. Отъем кооперативного имущества, нажитого трудом нескольких поколений колхозников, стал идти по накатанному, прописанному в книгах о рейдерстве воровскому сценарию: раскол и обман коллектива, отстранение руководства с помощью силовых структур. Но если первое почти не удалось - местная «пятая колонна» во главе с бывшим агрономом Н. Глушенок насчитывала всего несколько человек, то второе очень даже вышло. Буквально на пустом месте были сфабрикованы уголовные дела, арестован и отсидел две недели за решеткой председатель кооператива Л. Геращенко.
Но тогда горой встал на защиту председателя и хозяйства коллектив - проводил собрания и пикеты, писал во все инстанции, вплоть до президента страны, тревожные письма. Подключилась пресса, одна только наша газета несколько раз выступала в поддержку Геращенко. (Статьи «Волки», «Волки-2» и др.) Наконец решительно вмешался новый губернатор, обратив внимание высшего руководства милиции и следственных органов на недопустимость выполнения их подчиненными подобных заказов. Последнюю, как тогда казалось, точку в пользу коллектива поставил суд: судья Туркменского районного суда А. Яроцкий вынес решение, которым отказал Глушенок и компании в иске об отмене решения общего собрания уполномоченных кооператива, почти единогласно избравших 3 марта 2009 года Геращенко вновь руководителем хозяйства. (За Глушенок тогда проголосовало всего лишь пять человек, влепив ему, по сути, пощечину). Коллегия краевого суда поддержала это решение, и оно вступило в законную силу. Рассыпалось и само уголовное дело против Геращенко.
С тех пор вроде все затихло. Казалось, рейдеры смирились и отступили. Кооператив благополучно работал. Этим летом, несмотря на жесточайшую засуху, собрал неплохой урожай. Но в начале сентября село облетела худая новость: к нам едут судебные приставы забирать хозяйство. Оказывается, Туркменский суд опять вернулся к делу, отстранил, даже не выслушав, председателя и все правление от своих обязанностей и обязал их немедленно передать дела и ключи от конторы А. Шершневу - одному из участников той самой пятой колонны. Судья даже не разобрался, что Шершнев - уже год как не полноправный член кооператива, переведен в ассоциированные члены. А это значит, что по уставу хозяйства он не может входить в руководящие органы. Этой же группировке Глушенок - Шершнев поручено провести внеочередное собрание, где выбрать и правление, и председателя, и наблюдательный совет.
Получается, что рано расслабились. Волк, как в песне Высоцкого, нырнул под пах. Неожиданно и коварно. Понятное дело, сельчане возмутились, бросились на защиту своего имущества. Потому что знали: Глушенок - это конец кооперативу. Ни опыта, ни знаний, ни авторитета на селе. Одни амбиции и смутные личности за спиной. Превратят они хозяйство в лучшем случае в цех по производству зерна с сотней работающих. Остальных - на улицу. В худшем случае - вообще разграбят. Тогда прощай рабочие места, прощай более-менее сносная жизнь. Таких примеров по округе вон сколько. Члены кооператива мгновенно организовали круглосуточную охрану конторы и не пустили в нее судебных приставов. А через несколько дней провели новое, уже общеколхозное, собрание, которым вновь подтвердили полномочия правления и Геращенко. Против Геращенко высказались всего 17 членов кооператива, и это из 350 голосовавших. 18 воздержались. Остальные 315 - «за». С нотариально заверенным протоколом собрания направились в налоговую инспекцию - регистрировать изменения в госреестре. Без этого председатель не может распоряжаться ни расчетным счетом, ни имуществом, ни платить налоги и т.п.
Но не тут-то было. Межрайонная налоговая инспекция №2 ответила 23 сентября отказом. Подписал его сам начальник В. Теребин. Хотя по Закону «О сельхозкооперации» руководитель тот, кого избирает общее собрание, а не тот, кого регистрирует госорган.
- Такое впечатление, что все действуют по единому сценарию, - делится мнением Л. Геращенко. - И суд тихой сапой принимает решение к немедленному исполнению, и судебные приставы сразу бросаются его выполнять, и налоговая инспекция им подыгрывает. Будто в борьбу за хозяйство вмешался кто-то другой, несравненно более сильный. Это уже не самодеятельность на уровне следователя. Здесь слаженные действия федеральных структур, организованный и стремительный накат.
ПАСЬЯНС НА СУДЕБНОМ СТОЛЕ
Так откуда ветер дует?
Решение федерального судьи И. Мелихова, положившее начало бунту в Овощах, вынесено по тому самому заявлению Глушенок, которое рассматривал судья Яроцкий и отказал. Отказала, как я уже говорил, и коллегия по гражданским делам краевого суда. Но его отменила надзорная инстанция в лице президиума краевого суда. Дело возвращается снова в кассационную инстанцию. И та... вдруг отменяет решение полностью и направляет в тот же суд. Его должен рассматривать новый состав суда.
На свете, разумеется, есть много необычного и интересного. Но чтобы по одному и тому же делу два диаметрально противоположных определения кассационной инстанции одного и того же краевого суда? Это, вроде, уже слишком. Но из песни слово не выкинешь, так и есть. Первое определение, докладчик судья
О. Шетогубова, четко гласит: «судебная коллегия соглашается с выводами суда», «нарушений положений норм закона «О кооперации» допущено не было», «изложенные выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, оснований для отмены решения не имеется». Определение второе, докладчик судья М. Гедыгушев, на каждой странице говорит о нарушениях судом Закона «О кооперации» и считает решение подлежащим отмене. Разделяет определения полгода. За это время как будто ветер подул в другую сторону.
Тем более странно, что президиум краевого суда отменил решение Яроцкого не по существу спора, а по формальным признакам - Глушенок по болезни не участвовал в заседании коллегии, и значит, не было обеспечено его право на защиту. Вроде не подкопаешься. Но почему кассация развернулась на 180 градусов именно в существе спора?
Дело к повторному рассмотрению принимает Мелихов, он же - председатель райсуда. Вроде тоже все логично: раз в крае отменили, то должен рассматривать самый грамотный в районе судья, которым, безусловно, является председатель. Но вот что интересно. Тот тоже особенно не копался в сути спора. Как можно установить истину, выслушав одну сторону? Ведь в решении, если внимательно проанализировать текст, ни слова нет о позиции ответчика! Не изложены его возражения, не опрошены его свидетели. А ведь судебный процесс - это состязательность двух сторон. Потому и впечатление, что перед нами не судебное решение, а какой-то приказ или распоряжение директора.
И это действительно так: стороны ответчика даже не было в зале заседаний! На суд Геращенко, как и Глушенок в кассацию, тоже не явился, дал телеграмму, что болен и просил перенести заседание. Но это не помешало Мелихову вынести решение. Хотя и заочное. Не побоялся, что оно так же будет отменено из-за нереализованного законного права на защиту! Или был уверен, что не отменят? Неужели опытный судья не знает азбуки гражданского права, прописанной в ГПК? Что заочные решения выносятся только в случае систематической неявки, а это значит хотя бы не менее двух раз, надлежаще уведомленного ответчика. Будто кто-то толкал судью в шею! Заставлял вынести абсолютно одностороннее решение.
Решение Мелихова обращено к немедленному исполнению. Тоже крайне редкий в судебной практике случай. Судья удовлетворяет ходатайство в этом истца и мотивирует прямо смехотворными, а на самом деле саморазоблачительными доводами. Мол, на 5 октября, это истец прочитал в районной газете, намечено внеочередное собрание уполномоченных членов кооператива, на повестке дня избрание в том числе правления и председателя. Глушенок кандидатом не значится. Ну и что, какой же здесь мотив? Какая связь с необходимостью немедленного исполнения решения? Только одна: надо выгнать Геращенко уже сейчас и дать Глушенок со товарищи месяц на разграбление хозяйства! Так, разумеется, не написано, но явно читается между строк. Второй довод вообще смехотворный: «производство указанных выборов потребует значительных затрат». Во-первых, выборы в хозяйствах никогда не требовали средств, это всегда делается на общественных началах. Во-вторых, все равно же выборы в решении Мелихова назначены, только теперь их будут проводить Шершнев - Глушенок.
Почему же так торопится, делая ошибку за ошибкой, Мелихов?
Информация к размышлению. Полномочия председателя суда у Мелихова истекли, и он сейчас находится на переутверждении. А продлевать или нет - решают в крае. Это как раз тот случай, когда он на коротком поводке: если хочет остаться начальником, вынесет по звонку из края любое решение.
Мы совсем не утверждаем, что звонок Мелихову из краевого суда на продолжение линии второй кассации был. Тем более не утверждаем, что Мелихов телефонному праву подчинился. Мы лишь исследуем обстоятельства, смотрим, как карта легла. А карта, если еще знать, что именно в это время председатель краевого суда
А. Корчагин был в отпуске, легла для Глушенок и тех, кто за ним стоит, просто прекрасно. Если же еще поверить рассказам сторонников Геращенко, что Глушенок и его дорогостоящие адвокаты, нанятые, кстати, аж в Ставрополе, были с судьей на «ты» и порой до восьми часов вечера не вылезали из его служебного кабинета, что сам Мелихов при встрече краснеет, прячет глаза и вообще производит сейчас впечатление человека виноватого и зашуганного, то очертания пасьянса становятся более чем подозрительными.
ПЕРЕЧЕНЬ ТОГО, ЧТО ПЛОХО ЛЕЖИТ, - В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ЛИСТЕ
Еще на большие подозрения в заинтересованности судьи наводят его действия уже после вынесения решения по делу. Это даже не действия судьи, это движения и поступки прямого соучастника тех, кто надумал прибрать хозяйство к своим липким рукам.
Вот резолютивная часть вынесенного Мелиховым решения:
«Признать недействительным решения общего собрания уполномоченных от 3 марта 2009 года в части избрания счетной комиссии, председателя СПК, правления СПК, наблюдательного совета СПК. Восстановить в правах наблюдательный совет СПК, действовавший на основании собрания от 24 февраля 2004 года. Обязать наблюдательный совет до решения собрания приостановить полномочия членов правления, принять на себя полномочия членов правления и в течение 30 дней провести собрание уполномоченных для избрания председателя кооператива из числа кандидатов Геращенко и Глушенок, а также членов правления и наблюдательного совета СПК».
И все. Больше там ничего нет.
А вот исполнительный лист, выданный Мелиховым Глушенок 13 сентября - через неделю после судебного заседания и вынесения решения по делу. В нем есть все три вышеприведенных пункта из решения. Но не только. Читаем дальше: «Обязать Геращенко до принятия решения общим собранием... передать Шершневу все учредительные документы СПК, протоколы общих собраний, решения правления, списки членов кооператива, приказы руководства, личные дела работников, свидетельства о постановке на учет в налоговые органы, информационные письма Госстата о постановке на учет, бухгалтерскую документацию, в том числе в электронном виде, всю материальную отчетность, документы по всем гражданско-правовым сделкам, правоустанавливающие и правоподтверждающие документы на движимое и недвижимое имущество и иные документы, касающиеся деятельности СПК».
Но ведь это азбука исполнительного производства, что содержание исполнительного листа должно соответствовать изложенному в резолютивной части судебного решения. Как видим, в нашем случае не соответствует. Значительно расширяет границы решения в пользу одной стороны - истца. Судья, похоже, до того вошел в роль, что взял на себя функции наблюдательного совета, а то и общего собрания. Будто составил подробный перечень того, что надо в хозяйстве утащить в первую очередь! Впечатление было бы полным, если бы вписал и десятки тысяч тонн зерна, собранных в этом году в хозяйстве, и за которые, судя по всему, и весь сыр-бор.
А может, особо не задумываясь, только подмахнул и утвердил печатью то, что написали адвокаты истца? Не зря же они просиживали вечерами в его кабинете!
Когда представители команды Геращенко указали на эту судейскую глупость судебным приставам, немедленно примчавшимся исполнять это решение (какая завидная оперативность, ее бы - да на исполнение других судебных актов, например по взысканию алиментов с нерадивых папаш!), те побежали к Мелихову с заявлением о разъяснениях. Судья спохватился, исправился. Определением от 16 сентября признал исполнительный лист недействительным и отозвал его из производства. Тут же выдал новый, уже соответствующий резолютивной части решения. Но опять же сделал это без приглашения в заседание представителей как истца, так и ответчика, чем нарушил ГПК.
Прямо не судья, а стажер из студентов юрфака! Ни законов не знает, ни процедурой не владеет. А носит звание федерального судьи, да еще и председателя. Если лучшие такие, то какие же тогда у нас рядовые судьи? Я далек от мысли взывать к судейской коллегии, чтобы она призвала своего коллегу к ответу, дала оценку его действиям. Не призовет и не даст. Потому что знает кошка, чье мясо съела.
КАК ВОРЫ В НОЧИ
Но вернемся к отказу руководителя межрайонной налоговой инспекции №2 В. Теребина регистрировать изменения по итогам нового собрания в «Путь Ленина». Сделал он его якобы на основании официального разъяснения судьи. Цитируем его: «На ваш устный запрос сообщаю, что решение Туркменского районного суда от 7 сентября 2010 года является основанием для признания записи ГРМ №2092642001967 от 20.03.2009 года недействительной. Судья И.В. Мелихов». Но мы уже цитировали судебное решение, там ни слова о признании записи в госреестр недействительной. Значит, судья опять в нарушение ГПК вылез за пределы решения! Уже не в исполнительном листе, а в письме в налоговую. С другой стороны, при чем здесь запись в реестре годичной давности? В огороде бузина, а в Киеве дядька. Коллектив провел новое собрание и просит налоговую инспекцию внести его результаты в реестр. Его итоги никем не опротестованы, а значит - законны. Будьте добры, зарегистрируйте. Сомневаетесь - посмотрите в закон и сделайте, как он того требует. Не делают, а вместо этого звонят (!) судье.
Более того, одновременно налоговая инспекция принимает заявление от каких-то неизвестных лиц, которых будто бы назначил руководить хозяйством наблюдательный совет под руководством Шершнева. Без решения собрания коллектива, даже без всякого совета с ним. Тайно, как вор в ночи. И 24 сентября инспекция производит запись в госреестр! Но кого и что она туда записала до сих пор сторонникам Геращенко, а это подавляющее число членов кооператива, не известно.
А теперь доказывайте мне, что и налоговая инспекция не в теме, что она не участвует в захвате хозяйства.
В понедельник эти неизвестные опять попытались с помощью судебных приставов проникнуть в контору хозяйства. Не вышло. Не пустила охрана из добровольцев. Народ борется с федеральными властными структурами которые, по идее, должны защищать его интересы. Грустная, а точнее гнусная, реальность нашего времени.
На 5 октября, как мы уже говорили выше, назначено новое собрание уполномоченных сельхозкооператива «Путь Ленина». К сожалению, единственным противоядием против рейдеров, отнимающих с помощью судов имущество, является именно новое собрание и перевыборы руководства, выбитого из седла судьями ли, следователями... Это проверенный и пока эффективный путь борьбы.
Только разве бороться должны те, главное предназначение которых - пахать землю и сеять?
Так мы очень скоро всех земледельцев переделаем в революционеров.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет