Вы здесь

В ШКОЛУ - ЗА ДЕНЬГИ?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В ШКОЛУ - ЗА ДЕНЬГИ?
Ольга ТЫШЛЯР

Полпред президента на Северном Кавказе Александр Хлопонин на днях в разговоре с представителями прессы заметил, что снизить напряженность в регионе возможно лишь повышением уровня образованности и культуры молодежи. Трудно с этим не согласиться. Однако вслед за всей Россией общественность Ставрополя захлестнула волна недоумения по поводу готовящегося перехода на платное образование в школах. Родители учеников готовы верить слухам, что с первого января 2011 г. за большинство уроков придется платить из собственного кармана, называют даже точные цифры - 500 рублей в месяц за каждую дисциплину, кроме так называемого «образовательного минимума».
Как пояснили нам в министерстве образования Ставропольского края, в России уже несколько лет идет реформа образования, в соответствии с которой улучшается материальное обеспечение школ, делается акцент на развитии талантливых учеников. Переход же на платное образование не только невозможен, но и противоречит Конституции РФ. Закон гарантирует право на общедоступное и бесплатное образование. В соответствии с этим каждый ребенок может рассчитывать на получение знаний в рамках федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Пока урезать перечень входящих в него предметов не собираются. Более того, на сегодняшний день образовательный стандарт включает и внеурочную деятельность, а это различные секции, кружки, олимпиады, экскурсии.
Действительно ощутимые изменения намечаются в переводе государственных учреждений на новую форму финансирования. Касается это не только школ, но всей сферы бюджетных организаций. Возможно, именно не до конца разобравшись в сути данного нововведения, родители учеников подняли шум. Закон о реформировании сети бюджетных учреждений дает большую самостоятельность организациям в распоряжении средствами. Что это будет значить для ставропольских школьников и учителей, нам пояснили в управлении образования.
«Переход к автономии не будет резким и всеобщим, - рассказал руководитель Управления образования администрации г. Ставрополя Владимир Зубков. - С первого января автономными образовательными учреждениями станут лишь несколько школ, детских садов и учреждений дополнительного образования. Это лицей №17, школа №18, детский сад №68, лагерь «Лесная поляна», Октябрьский дом детского творчества. Мы специально выбрали различные типы учреждений, чтобы отработать новую модель».
Подготовка к реформированию школы шла в течение всего года. Специалисты управления образования выезжали в регионы, где уже существуют учреждения автономного типа, знакомились с опытом коллег из Ростова, Волгодонска. Поэтому никаких неожиданных проблем возникнуть не должно.
Школы Ставрополя, которые получат большую самостоятельность, сами изъявили желания поучаствовать в эксперименте. Принуждения со стороны властей никакого не было. Как пояснил Владимир Зубков, критериев отбора школ для апробации новой формы финансирования было два: «это принцип добровольности и подготовленности. Под последним подразумевается, что сам руководитель должен быть экономически и юридически компетентен в данной сфере, быть знаком с определенным перечнем документов».
Основная идея реформы - предоставить учреждению более широкую финансовую самостоятельность. Полномочия школы по управлению получаемыми средствами расширятся, упростятся многие финансовые процедуры. При этом размер средств, отпущенных на учебно-воспитательную работу, останется неизменым. Каждое учреждение будет получать от государства задание, заключать соглашение на оказание образоватеных услуг и получать финансирование. «Существующие ФГОС не изменятся, - заверил руководитель управления образования г. Ставрополя, - ученики разницы не почувствуют. Ни в коем случае реформа не отразится на количестве и качестве предоставляемых услуг».
Плюсы для самих школ очевидны: имея во главе хорошего управленца, можно не только рационально расходовать средства, на чем-то экономить, но и зарабатывать. Деньги должны приносить дополнительные услуги, не входящие в образовательный стандарт. Кружки, секции, внеурочные занятия, предшкольные подготовительные курсы - широкая сфера для получения дохода школой. Решение же о трате заработанных средств принимается советом школы.
Именно это «самостоятельное зарабатывание денег школой» вызывает наибольшее число разногласий в общественной среде. Позиций две: уже давно пора легализовать взымание школой оплаты за различные кружки, проводящиеся на ее базе. Вторая точка зрения представлена теми родителями, чьи дети имеют возможность дополнительно заниматься в школе бесплатно. Речь идет не только о нежелании доплачивать из собственного кармана за то, что сейчас предоставляется на бесплатной основе. Сегодня поднимается вопрос об усилении социального неравенства среди учеников, не каждый из которых будет иметь финансовую возможность посещать секции наравне с одноклассниками.
Среди директоров школ также нет однозначного мнения о реформирования образовательной системы. Директор школы №29 Любовь Назаренко отмечает, что изменения в школе на протяжении последних лет достаточно заметны и носят положительный характер: «Улучшается материально-техническая база. В прошлом году мы получили оборудование для столовой стоимостью более чем один миллион рублей, постоянно выделяются деньги на покупку компьютеров, ростовой мебели, оборудуется медицинский кабинет. Недавно была установлена система видеонаблюдения. Ощущаем мы плюсы и от ЕГЭ». Педагоги отмечают положительные моменты и в возрождении патриотического воспитания. Во многих школах создан отряд для поста №1. В школе №29 действует ряд бесплатных секций, группа продленого дня. Старшеклассники, определившиеся с выбором будущей профессии, по субботам посещают специальные занятия в аграрном университете на безвозмездной основе. «Очень важно, что впервые за многие годы, - замечает Л.Назаренко, - мы чувствуем внимание со стороны государства, ощущаем положительную динамику. Все изменения идут постепенно, нет резкого скачка. Что касается перехода на новую систему финансирования, мы готовимся к переменам. Но в нашей школе пока ничего не изменится. На мой взгляд, если мы хотим видеть высококультурных воспитанных людей, очень важно оставить максимум бесплатных занятий, направленных на развитие личности. Будем думать, как сохранить лучшее, что есть сейчас в школе».
В лицее №17, напротив, переменам рады. «В рамках полномочий, предоставленных нам нашим учредителем управлением образования, - рассказывает директор школы Сергей Ледович, - с нового года мы становимся автономным образовательным учреждением. При этом ни для педагогов, ни для учащихся не изменится ничего. Мы будем получать тот же объем средств, что и прежде. Так же останемся государственной школой».
Изменения коснутся механизмов финансирования. Если раньше деньги переводились через казначейство, то с 2011 года у школы будет свой расчетный счет в банке. Контроль за расходованием средств будет осуществлять родительский комитет, общественые организации. Руководство школы сможет тратить деньги более рационально. «Например, - поясняет Сергей Александрович, - сегодня, согласно Федеральныому закону №94, для проведения закупок мы обязаны участвовать в торгах и выбирать поставщиков товаров и услуг, предлагающих минимальную цену. Зачастую от этого страдает качество. Теперь мы будем независимы в выборе». Школа сможет самостоятельно принимать решения, на что в первую очередь потратить выделяемые средства.
С официальных позиций все выглядит, действительно, перспективно.
Пугает лишь чем все обернется в действительности. Выбранный для проведения эксперимента лицей № 17 оснащен по последнему слову техники, не требует ремонта. Соответственно, дополнительных финансовых вложений этой школе не потребуется, не будет необходимости зарабатывать за счет родителей учеников. К сожалению, не все образовательные учреждения Ставрополя могут похвастаться идеальным состоянием.
Окончательно определиться со статусом учреждения необходимо будет к лету 2012 года. Много ли школ к этому времени будут материально готовы вести независимое существование? Ведь государство собирается пустить «в автономку» учреждения, база которых - здания, постороенные в прошлом веке, устаревшие кабинеты для специальных дисциплин, обшарпанные спортивные залы. Такие школы будут вынуждены собирать деньги на ремонты, вводя плату за дополнительные занятия, секции.
Результаты реформирования мы увидим уже через несколько лет, но ощущать их будем всю жизнь - дети, вышедшие из новой школы, будут строить нашу страну, наше будущее.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет