Вы здесь

ПИВНАЯ ПЕРЕМЕНА

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ПИВНАЯ ПЕРЕМЕНА
Марина Кандрашкина

Оказывается, в Ставрополе не действует общероссийское правило: продавать спиртное не ближе ста метров от школ.
Риторический вопрос из рекламного ролика «Кто идет за «Клинским»?» для учеников первой школы города Ставрополя и не вопрос вовсе. Их ответ: пойдем все вместе! Благо, ходить далеко не надо, до ближайшей точки - рукой подать. Вышел из образовательного учреждения, обогнул родную альма-матер, нырнул сквозь решетчатый забор, метров десять прогулочным шагом и - вот он, пивной рай, магазин «Продукты» в переулке Зеленом, 4.
ПИВО-ВОДОЧНЫЕ РЕКИ У ШКОЛЬНЫХ БЕРЕГОВ
«Клинское», «Невское», «Балтика»... Учитывая, что пивной алкоголизм в России набирает обороты и средний возраст почитателей пенного напитка начинается с 13-14 лет, не удивительно, что родители забили тревогу и обратились к нам в редакцию. Хотя сама хозяйка торговой точки родительского беспокойства не разделяет:
- А что сразу ко мне пришли? - возмутилась Мария Серова. - Можно подумать, вблизи других магазинов нет. У меня же ни водки, ни вина, даже коктейля не купишь. Максимальная крепость напитков ниже девяти градусов! С лицензией тоже все в порядке.
Действительно, что касается закона, все нормативно-правовые акты бизнес-леди учтены, лицензия весит на стенде, как и брошюра с описанием прав и обязанностей потребителей, сигарет в продаже нет, зато есть вывеска «лицам до 16 пиво не продаем». И чего это мы всполошились?! Подумаешь, что достаточно выпить 4-5 бутылок той же самой «Балтики 9», имеющейся в наличии, как уровень алкоголя в крови будет соответствовать бутылке водки. При этом человек, пьющий пиво, не осознает, что он становится алкоголиком. Ему кажется, что даже крепкое пиво все равно остается пивом, а значит, никакой опасности для его здоровья нет. Подумаешь, что с медицинской точки зрения пивной синдром гораздо тяжелее для организма и хуже проходит, чем водочное похмелье. Да и, в конце концов, какая разница, что чрезмерное (а другого обычно у нас не бывает) употребление пива ведет к снижению потенции, к ослаблению сердца, к ожирению?
Но, если малый бизнес моральные аспекты подобного предпринимательства не интересуют (да и работник торговли всегда может сослаться на то, что он НИКОГДА не продает слабоалкогольные напитки подросткам), то администрация общеобразовательного учреждения такому соседству отнюдь не рада. По словам директора МОУ СОШ №1 г. Ставрополя Александра Ивановича Онищенко, школа не единожды пыталась бороться со спиртным засильем. Специально созданной комиссией дважды составлялись акты, отправлялись письма в администрацию города о наличии на прилегающей к школе территории торговых точек, реализующих алкогольную и слабоалкогольную продукцию в радиусе ста метров. Но ни в августе 2009 года, ни в 2010 году ответа и каких-либо решительных действий члены родительского комитета не дождались. То ли письма до адресата не доходят, то ли ответы до адресантов.
Хорошо хоть телефонная связь ныне обходится без сбоев. Предпочтя словесный диалог бумажной переписке, мы позвонили в Комитет экономического развития администрации г. Ставрополя. Позвонили, чтобы узнать, куда же смотрит всевидящее и вроде как недремлющее око власти.
- Девушка, вы абсолютно некомпетентны в этой теме, - отчитывал меня раздраженный мужской голос в телефонной трубке после того, как я описала ситуацию. - Прежде чем браться за проблемный материал, не мешало бы внимательно почитать законодательные акты. Какие сто метров? Есть только федеральный закон, запрещающий розничную продажу ТАБАЧНЫХ изделий в организациях здравоохранения, культуры, физкультурно-спортивных организациях и на территориях и в помещениях образовательных организаций, а также на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий образовательных организаций.
Что же касается пива, со слов моего телефонного собеседника, получалось, что этой стометровой безалкогольной зоны в Ставрополе нет. Зато есть ФЗ
№ 11 «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» от 7 марта 2005 года, где черным по белому написано: «Не допускается розничная продажа пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в детских, образовательных и медицинских организациях; на всех видах общественного транспорта; в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях». То есть не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, хоть отдельного пункта, запрещающего продажу на территории нет, все равно, НЕЛЬЗЯ продавать пиво в учреждениях образования.
Впрочем, усиленный поиск в недрах Интернета и на порталах краевых органов власти выдал еще один весьма познавательный Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Может, пресловутая стометровка закралась туда?
- А это здесь при чем? Пиво - слабоалкогольный напиток, закон касается куда более серьезных градусов, где содержание этилового спирта превышает 15%, - возмутится какой-нибудь продвинутый читатель.
Так-то оно так. Но, думаете, наши дети не употребляют водку, коньяк или вино? Хорошо, если так. Особенно, когда отказ от «ста граммов» подростком делается осознанно, когда он понимает, что «крутым челом» пагубное пристрастие никого не сделает, а вот последующую жизнь испортит запросто. Но не все школьники могут похвастаться здравомыслием, поэтому неплох и тот вариант, когда на питейный выбор влияет отсутствие более крепких соблазнов поблизости.
Для учеников МОУ №1 вариант «с глаз долой - из сердца вон» не прокатит. Помимо пивных рек, возле берегов храма знаний текут еще и вино-водочные. Причем начинают они свой маршрут из двухэтажного магазинчика на ул. Лермонтова, 103. Который опять же находится вблизи первой школы. Более того, если до «Продуктов» подросткам нужно добежать метров 70, то сюда спуститься еще быстрее. Опять же, вышел из здания, пролез через забор, спустился вниз, и ты у цели. Да и название у торговой точки весьма симпатичное и располагающее к покупкам... «Антошка»! Хотя, как следует из слов сотрудника торговли, алкоголь подросткам здесь не продают, только булочки, продукты, шоколадные батончики. А выпивка? Ну, как же! Магазин находится в глубине жилых домов, чай, клиентура и найдется.
Не знаю, как вам, читатель, а мне верится с трудом. Но, даже допуская тот факт, это ЭТОТ продавец водку детям не даст, где гарантия, что на его месте в будущем не окажется другой, менее сознательный? Хотя даже в этом случае ничего не произойдет. Отделается хозяйка магазина большим штрафом, поругают ее, погрозят пальчиком, мол, так больше не делай. А дальше?
СТОМЕТРОВКА ЧИНОВНИЧЬЕГО РАЗЛАДА
Ссылаясь на того же представителя администрации, выходит, что и здесь-то стометровой границы нет. Может, когда-то шестнадцатая статья 171 ФЗ звучала, как «Не допускается розничная продажа алкогольной продукции: в детских, образовательных и медицинских организациях и на прилегающих к ним территориях; на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения; в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях; несовершеннолетним». Но сейчас этого «на прилегающих к ним территориях» нет, следовательно, опять же торговля ведется по закону.
- Вы поймите, мы ничего сделать не можем, - продолжал сердитый голос в трубке. - Если само государство ввело эту меру. У нас нет оснований для запрета торговли, если у юридического лица есть лицензия.
Получается, что с лицензией не поспоришь? Но как тогда объяснить тот факт, что подобная стометровка действует в Москве, Петербурге, Волгограде? Неужели тамошние чиновники, в отличие от наших, нагло нарушают букву закона и плевать хотели на инструкции, когда дело касается здоровья детей?
Здраво рассудив, что где - где, а в краевой прокуратуре наверняка все законы известны, мы обратились туда за разъяснением сложившейся ситуации.
- Что касается пива, то здесь, действительно, эта стометровка не действует, и контролирующие органы используют в работе иные законодательные акты, - заметил начальник отдела по надзору за исполнением законодательства Вячеслав Кострицкий. - Но для иных спиртосодержащих напитков ограничительная зона предусмотрена. Эта касается тех лиц, кто только собирается получать лицензию. У кого же она находится в действии, никто отменять не будет. Но после завершения срока ее действия с дальнейшим продлением возникнут проблемы.
Получив такие противоречивые сведения и запутавшись в них окончательно, звоним в комитет Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию, за консультацией к юристу.
- Можем ли мы отказать в лицензии юридическому лицу, реализующему алкогольные напитки, если нет стометровой зоны безопасности? Нет, не можем. Такая норма не предусмотрена краевым законодательством. Есть только КЗ № 70 от 11 октября 2006 года, который гласит: «В соответствии с Федеральным законом не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан, местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе в аэропортах, на вокзалах, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин и в других, не приспособленных для продажи данной продукции местах. Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления поселений Ставропольского края в порядке, установленном Правительством Ставропольского края».
- А разве школа не место массового скопления граждан? - поинтересовалась я.
- Как вы уже слышали, это определяют органы местного самоуправления. В Ставропольском крае есть районы, где школа входит в этот перечень, в самом же Ставрополе этого нет, - заметила юрист.
После полученной консультации в памяти всплыл последний отрывок разговора с сотрудником городской администрации. Кстати, он тоже касался общественных мест, и чиновник жаловался, что город пытался приравнять парки «Победы» и «Центральный» к таковым, дабы запретить там продажу если не пива, то хотя бы водки. Но после многочисленных судебных разбирательств суд вынес решение, что администрация превысила свои полномочия. В общем, не виноватые мы...
Но интересно здесь другое, почему, когда речь зашла о местах массового скопления граждан, чиновники принялись прежде всего за парки. Ведь, как ни крути, а пиво там пьют в основном взрослые дяди и тети, делающие это вполне осознанно. Тогда как имеющийся в законе подпунктик о «прилегающих территориях» мог оказаться вполне действенным рычагом для решения существующей проблемы. Но парки оказались важнее. Учитывая, что разборки с ними у города носят затяжной характер, городские чиновники воюют за лакомую землю, интересно, не превратился ли вроде как дельный закон в очередной способ расплаты с неугодными? Не знаю, не мне судить.
Да и, положа руку на сердце, поражают в этой истории не пресловутые сто метров. Для бешеной собаки и семь верст не круг. Если подросток захочет выпить - все равно найдет, где купить. Поражает то, что мы даже не заставляем его бежать эти сто верст - подносим, что называется, на блюдечке с голубой каемочкой.Вот это как раз и страшно. Что в нашем обществе нет единства закона, власти и народа даже в таком серьезном вопросе. Все пытаются откреститься от проблемы, говоря о том, что это не входит в их полномочия, все решено приказом свыше. Вот только неужели ответственность перед своими же детьми должна мериться какими-то актами, распоряжениями и постановлениями? Неужели желание оградить детей от пагубных пристрастий касается только школ, а за стенами детей поджидает мир, где птички поют и только газировка продается? Получается, что так. Жаль только, что другие родители, не стоящие у власти, его не замечают...

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет