Вы здесь
ДЕТИ ВЗЫВАЮТ О ПОМОЩИ
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).ДЕТИ ВЗЫВАЮТ О ПОМОЩИ
Нина ЕВТУШЕНКО
Голос в телефонной трубке звучит прерывисто, чувствуется, что мальчишке трудно подобрать слова, чтобы поведать о своей беде. Хотя, ну какая же это беда? У кого-то проблема, с которой подросток обратился на «горячую линию» ГУ «Центр психолого-педагогической помощи населению» (г. Ставрополь), - схватил очередную двойку и боится идти домой, вызовет усмешку, но для школьника это чуть ли не трагедия. Он знает, что в доме будет скандал, его накажут, а наказанным быть не хочется.
У 15-летней девочки нет доверительных отношений с мамой, она стесняется рассказать ей о первой любви и первом разочаровании («он теперь с Танькой гуляет, я не знаю, что делать»), а поделиться с кем-то надо, иначе еще тяжелее на сердце будет. В таком случае и до трагедии недалеко. И девочка набирает номер 37-16-74, чтобы излить свою боль психологу...
Сегодня нет недостатка в психологической помощи, она проникла в разные сферы нашей жизни - в образование, социальные учреждения, правоохранительные органы, в бизнес и т.д. Создаются специальные центры, открываются кабинеты, «горячие линии» и «телефоны доверия». Это как раз тот случай, когда чем больше, тем лучше. По крайней мере, в этом убеждает практика многих зарубежных стран, да и Россия уже приобрела некоторый опыт.
В Центре психолого-педагогической помощи населению г. Ставрополя «горячая линия» появилась два года назад, ее направленность - детско-родительские отношения. Вечная проблема отцов и детей в наши дни приобрела несколько иные, но не менее острые очертания, чем во времена Базарова. «Благодатную» почву создает социальная среда, распады семей, огромный разрыв в доходах разных групп населения и другие факторы. Конфликты в школе и дома, в общественных местах, рукоприкладство буйных родителей, недостаток внимания к своим чадам в состоятельных семьях, где отец и мать поглощены бизнесом, - все это было, есть и, вероятно, будет. Возникает масса ситуаций, когда без психолога сложно обойтись.
Сегодня телефон «горячей линии» знают в школах, колледжах и техникумах края, в комиссиях по делам несовершеннолетних, в органах опеки и попечительства, он известен педагогам и родителям. За 9 месяцев этого года за «скорой помощью» к психологам обратились 556 человек. Звонят отцы и матери, дедушки и бабушки, соседи, сами дети. Если частнопрактикующие психологи за прием (50 минут) берут от 600 до 800 рублей, то здесь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и малообеспеченным услуги оказываются бесплатно.
- Примерно половина звонков поступает к нам от несовершеннолетних, которые уже знают о своих правах и стараются сами себя защитить, - говорит заведующая отделением социально-психологической профилактики Центра Олеся Васильевна Закота.
Подросток из сельской местности поступил в один из колледжей Ставрополя. И все бы ничего, но у него не складываются отношения со сверстниками, он не может «войти в среду», не умеет контактировать, чувствует себя белой вороной. А все это, естественно, отражается на учебе, посещаемости занятий.
Пришлось не ограничиться беседой по телефону, а пригласить мальчика в Центр вместе с мамой, «прокрутить» всю ситуацию, чтобы над ней задумались и мать, и сын.
А в другом случае к психологам и социальным работникам обращаются соседи: обратите внимание на такую-то семью, в ней пропадает ребенок. Специалисты выехали по указанному адресу и увидели, к сожалению, не редкую в наше время картину: отец с матерью под хмельком (это у них часто бывает), в доме грязно, малыш неухоженный, голодный.
Папашу с мамашей припугнули перспективой лишения родительских прав, те пообещали изменить свое поведение. Социальные работники взяли семью на контроль, посещали два раза в неделю, проводили беседы. Мать образумилась, устроилась на работу, а ребенок по ходатайству Центра был определен в детский сад. Но специалисты по-прежнему опекают эту семью на тот случай, как бы чего не вышло.
Звонок соседей помог более уверенно чувствовать себя и девочке-подростку, которая после смерти матери замкнулась, очень комплексовала из-за того, что вместе с бабушкой и дедушкой ютится в ветхом жилище, не может привести в дом подруг. Девочку приглашали в Центр для индивидуальной работы, психологам удалось затронуть тонкие струны ее души и через полгода подростка было не узнать: она повеселела, стала общительной, у нее заблестели глаза. На осенних каникулах вместе с другими ребятами, попавшими в трудную жизненную ситуацию, школьница отправилась на экскурсию в Пятигорск, где никогда не бывала. Вернулась переполненная впечатлениями. Следующую поездку в ноябре специалисты Центра собираются организовать для таких детей в Архыз.
С сентября этого года к «горячей линии» подключился еще один номер - 8 800 2000122. Это общероссийский «телефон доверия» по вопросам насилия (физического, психологического, сексуального и др.) над детьми. Звонки из любой точки края бесплатные.
К введению такого единого по всей стране номера причастен Уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Павел Астахов. Посетив многие регионы, в том числе и Северный Кавказ, он еще раз убедился в том, насколько незащищены у нас дети, сколько им приходится терпеть унижений и оскорблений.
Правда, пока звонков по поводу насилия ни от взрослых, ни от самих ребят не поступало. Просто не каждый рискнет вынести сор из избы. Вот когда ребенок попадет после избиения в больницу - тогда и милиция, и общественность бьет тревогу. Хотя желательно это делать раньше, чтобы предотвратить тяжелые последствия, не навредить психике подростка. Но телефон действует чуть больше двух месяцев, со временем к нему наверняка будет больше доверия. По крайней мере, на это надеются работники отделения социально-психологической профилактики, а это десять знающих свое дело специалистов.
- Нас радует, что население становятся более грамотным и проявляет к психологам больше доверия, - делится заведующая отделением Олеся Закота. - Лет десять назад само слово «психолог» вызывало у многих ставропольцев агрессию. Отстаньте от нас, мы не больные, говорили они. Теперь реакция обратная: случайно узнав, в какой службе ты работаешь, люди сразу высказывают конкретные просьбы, просят дать совета. Но психолог готовых «рецептов» не предлагает, он только рекомендует тот или иной выход из ситуации. А право принять решение остается за теми, кто к нам обращается за помощью.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru