Вы здесь

КОГДА ЖИЗНЬ ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

КОГДА ЖИЗНЬ ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ
Ольга ТЫШЛЯР

- Закрывайте дверь, быстрее! Я же не «Икарус»! - крик водителя маршрутки заставляет явно не помещающегося в салон мужчину выйти. Дверь, наконец, захлопывается.
За «бортом» остаются человек десять. Через минуту они берут штурмом следующую «газель».
Многие жители спальных районов города признаются, что утренняя битва за место в транспорте им уже снится в кошмарах. На конечных остановках, подальше от жилых домов, шансов сесть в маршрутку больше. В центре же оживленных районов маршрутки уже не останавливаются, людям приходится довольствоваться неторопливыми троллейбусами.
На удивление, транспорт в восемь утра заполняют не только рабочие и студенты, но также бабушки-пенсионерки. «Куда они едут именно в час пик, никому кроме них неизвестно», - жалуются жители Туапсинки.
Утром и вечером транспортная связь центра города с районами практически прерывается. Нехватка мест в маршрутных такси - лишь часть проблемы. Вторая - пробки. Именно они заставляют людей ехать стоя в более шустрых маршрутках, когда в троллейбусах достаточно мест, чтобы удовлетворить самый интенсивный поток пассажиров.
Что же происходит в городе? Почему в этом году уже с семи утра пробки растягиваются на километры, люди проводят в них по 40 минут, опаздывая в вузы, на работу. В университетах на первых парах достаточным оправданием задержки на полчаса является фраза: «Я живу в Юго-Западе». Здесь перекресток у парка Победы, ул. Шпаковская, Тухачевского и 45 Параллель не двигаются, так как лишь эти участки позволяют жителям огромного спального района выехать на широкую ул. Доваторцев.
Традиционно затруднено движение на выезде из города в Северо-Западном районе, проспект Карла Маркса у Нижнего рынка быстрее пройти пешком, чем проехать на транспорте. Неудобны для движения узкая Булкина, стоит район загса. Чтобы проехать от него до Дзержинского, необходимо потратить минимум полчаса. При этом движение не стопорят ни аварии, ни дорожные работы.
Казалось, реконструкция дорог, о которой столько говорилось, на которую потратили столько бюджетных средств, должна была обеспечить бесперебойное движение. Именно на это надеялись жители Ставрополя, простаивая в пробках, организованных дорожными работами. Они почти закончены. И ничего не изменилось. По отзывам жителей Юго-Западного района, движение даже затруднилось.
С узкими улицами исторического центра все понятно - они изначально не приспособлены к большому потоку машин. Окраины же начали активно застраиваться не так давно, но и здесь двух полос в каждую сторону явно не хватает. Многие ставропольцы от реконструкции дорог по программе «Новые дороги «Единой России» ждали не просто улучшения асфальтового покрытия, но и расширения проезжей части. Дорожники же ограничились лишь обустройством съездов к остановкам и ограждением дорог новым бордюрным камнем.
Борьба с пробками пока идет стихийно, снизу. Маршрутки меняют схемы движения и с согласия пассажиров объезжают стоящие участки дорог дворами и переулками. Так, маршрут 32 теперь дальше ул. Тухачевского не идет - дворами выезжает на Доваторцев. Последнее время тем же путем следует часть маршруток №13.
По ул. 45 Параллель поток транспорта движется не только по проезжей части, но и по тротуару: от заправки на углу ул. 50 лет ВЛКСМ до ТЦ «Космос». При этом автомобили, маршрутки скорость на пешеходной дорожке не сбавляют, так что дети, идущие в школу, сады, вынуждены прижиматься к обочине, проходить по бордюрам. Ни одного представителя ГАИ для урегулирования ситуации в этом районе не было замечено ни разу. Наверное, нужен несчастный случай, чтобы проблему попытались решить.
Что могут в этой ситуации сделать власти? По примеру Москвы запретить парковку вдоль дорог? Это помогло бы у бизнес-центра на Ленина напротив Дома детского творчества. Здесь оставленные автомобили перегораживают и без того узкую улицу. Но куда ставить транспорт работникам и клиентам Центра? Небольшой парковки около него явно недостаточно. Возможно, подобные вопросы было необходимо продумывать до начала строительства. Даже само возведение подобного учреждения в перегруженном транспортом месте кажется безумием. Та же ситуация с проспектом Карла Маркса. Видимо, город уже дозрел до необходимости активной работы службы эвакуации.
В столице на борьбу с пробками выделили 101 миллиард рублей. В качестве методов борьбы с ними рассматривают строительство многогуровневых парковок, сооружение мостовых переходов, организацию боковых проездов, ограничение движения по улицам лишь в одном направлении. В Ставрополе последнее работает уже давно в центральной части города, но этого явно недостаточно. В пресс-службе Комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя нас заверили, что идет постоянное расширение улиц. Единственная проблема - они такие узкие, что сделать лишнюю полосу невозможно, поэтому их просто «немного расширяют», как, например, ул. Булкина и Голенева в рамках все той же программы партии «Единая Россия».
Из других мер месяц назад было озвучено лишь предложение не пускать в центр маршрутные такси, заставляя, таким образом, людей отдавать предпочтение более вместительному рогатому транспорту. Правда, это предлагалось для поддержки троллейбусного предприятия, но действительно могло бы уменьшить нагрузку на центральные улицы. В проигрыше оказались бы как всегда простые люди, вынужденные добираться с пересадками или тратить на дорогу на порядок больше времени.
Должно было облегчить дорожное движение и разрешение водителям при небольшой аварии не дожидаться автоинспекторов, а, обменявшись телефонами, освобождать полосу движения. На деле нововведение не работает. Люди перестраховываются. В итоге даже маленькое столкновение создает заторы, объехать которые зачастую невозможно, что уж говорить о серьезных ДТП. Не так давно на ул. 50 лет ВЛКСМ произошла авария, в которой пострадала маршрутка. Движение было возможно лишь по одной полосе, куда регулировщик по очереди пускал потоки машин с разных сторон. Троллейбусы же объехать место аварии не могли, в итоге в ряд выстроились тринадцать рогатых машин!
Многие страны уже имеют опыт борьбы с пробками. В качестве основных мер используют регулирование светофоров, которые должны давать «зеленую волну» на определенную скорость движения, запрет въезда в исторические центры на личном транспорте, подземные паркинги. В некоторых городах Америки берут дополнительный налог за «нехватку» в машине пассажиров, поэтому граждане кооперируются с соседями и по очереди возят друг друга на работу. На 30% уменьшилась интенсивность движения в Сингапуре после введения зонирования. В разные части города в разное время въезд платный. Контроль осуществляется автоматически - электронными средствами слежения оборудованы специальные арки на улицах.
Специалисты считают, что самый действенный способ борьбы с пробками - это изменение транспортного поведения граждан. Человек должен понимать, что дешевле, комфортнее и быстрее добраться до нужной точки общественным транспортом. Машину же можно оставить на так называемой «перехватывающей» стоянке. В центре парковка должна быть очень дорогой, при этом каждый час стоянки должен увеличивать сумму оплаты в геометрической прогрессии, чтобы никому и в голову не пришло оставить личный автомобиль на весь день у делового центра. Необходимо выводить за черту города предприятия, работа которых требует подъезда грузового транспорта, создавать объездные пути для транзитного транспорта.
Все эти меры упираются в финансирование. Если вокруг ремонта всего семнадцати дорог города столько шумихи, что же говорить о комплексе мероприятий, необходимых для ликвидации пробок? Даже просто развитие удобной инфраструктуры общественного транспорта, которая могла бы привлечь автолюбителей, практически нереально по затратам для нашего региона. Пока же количество людей на остановке значительно превышает количество свободных мест в транспорте, пересадить горожан из удобных машин в автобус вряд ли получится.
Количество личного автотранспорта в городе будет только расти. Спальные районы активно застраиваются многоэтажками. Количество же дорог, ведущих в центр, соединяющих между собой части города, остается прежним, не увеличивается и их пропускная способность. К чему это приведет, мы все станем свидетелями уже в ближайшем будущем.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет