Вы здесь

ЧЕМУ СЕГОДНЯ УЧАТ В ШКОЛЕ?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ЧЕМУ СЕГОДНЯ УЧАТ В ШКОЛЕ?
Ольга БОСОВА

Организация экономического сотрудничества и развития на днях подвела итоги рейтинга школьного образования среди различных стран мира. Россия на 41 месте! Три года назад мы были 32-ми. Кстати, США сегодня занимают 23 место. Скажете, не может быть, что наши дети достигли пресловутого американского уровня подготовки, о котором ходят анекдоты? Попробуйте спросить любого подростка, кто такой Троцкий или когда началась Вторая мировая? Вы будете поражены. Президент Российского союза ректоров Виктор Садовничий однозначно заявляет о небывало низком уровне подготовки абитуриентов. Что же происходит с когда-то одной из сильнейших школ мира?
Идет реформа образования. Где-то закрывают школы, где-то повышают зарплаты педагогам, учебные заведения переводят на самоокупаемость. Но это все касается внешнего облика школы, суть же не меняется. Школа перестала быть местом получения знаний.
Вспомните дисциплину на уроках в советское время, о ней может рассказать старшее поколение. О школьных годах наши родители вспоминают с теплотой, о педагогах говорят с уважением. Еще двадцать лет назад дети не просто приходили в школу, они были мотивированы получить образование, участвовать в олимпиаде, написать доклад. Пусть эта мотивация сводилась к коммунистическим лозунгам, пусть не обходилось без хулиганов и двоечников, но основная масса получала знания, уровню которых может позавидовать нынешний выпускник вуза.
- Материал, который сейчас с трудом усваивает физико-математический класс, еще в конце 1990-х годов я преподавала детям, занимающимся по общей программе, - рассказывает один из учителей математики ставропольской гимназии. - Сегодня школьникам ничего не интересно.
Урок литературы в обычной школе Юго-Западного района города. Каждый занимается своим делом, никак не связанным с образовательным процессом. Педагог пытается перекричать детей, рассказать о чем-то. Хватает его минут на пять. Дальше - стандартное «открываем учебники и читаем». Каждый из присутствующих в классе думает только о том, как побыстрее отсидеть урок. В этой ситуации можно говорить о вине учителя, который не может заинтересовать ребенка. Но если последний не читает ни дома, ни в школе, если проявить заинтересованность - «стремно», а в школу идут потусоваться, то что может сделать педагог, не имеющий никаких мер воздействия? Ни поставить двойку, ни выгнать ученика из класса он не имеет права. Даже вызов родителей в школу для подростка - повод посмеяться, ведь «предки», если и появятся, будут на его стороне.
Выпускница филфака, с отличием окончившая университет, решила пойти работать по специальности - в школу. Характер у нее достаточно жесткий, поэтому она была уверена, что с детьми справится. Дали ей сразу старшие классы.
- Было ощущение, что попала в ад, - рассказывает девушка. - За партами сидели девицы, хвастающие своими похождениями по мужчинам. Парни, если появлялись на уроках, то даже не считали нужным принести учебник. Мне открыто говорили, что тройку и так поставят, а большего им не нужно.
Молодой педагог решила проявить характер и поставила неуды. За детей вступилось руководство школы! Учительницу заставили переписать журнал. А через несколько месяцев работы окончательно «выжили». Что говорить - больше у девушки желания работать «по специальности» не возникало.
Вы смотрели сериал «Школа»? Это не имеющих отношения к учебному процессу он шокировал. Сами же дети говорят о том, что все слишком красиво. Даже выпускники прошлого века рассказывают, как преподаватели вместе с ними курили в подсобках. Что уж говорить о нынешних детях, для которых нет никаких авторитетов и сдерживающих факторов.
Сколько уже было случаев уголовщины в школах, когда дети избивали друг друга и учителей. К сожалению, Ставрополь тоже оставил свой след в череде нелицеприятных историй. Вспомните хотя бы случай избиения школьницы ее же одноклассницей в Грачевском районе.
Никого не удивляют первоклашки, разговаривающие матом, никто, кроме старушек, не пытается бороться с толпами курящих подростков в подъездах. Однажды мы решили проявить гражданскую сознательность и обратились к участковому с просьбой утихомирить ежедневно выпивающих на детской площадке школьниц, которым едва больше двенадцати лет. Наверное, у милиционера были более важные дела.
Что интересно, учебная нагрузка постоянно возрастает. Все больше заданий, все тяжелее учебники. Кто все это осваивает? Только ученики начальных классов, которые еще как-то поддаются увещеваниям не то родителей, не то педагогов.
Что же происходит с детьми потом, почему ребенок, только идущий в школу, вежливый и аккуратный, через несколько лет обучения грубит, харкает в подъездах и прячет шприцы? Как из милых детей вырастают подонки? Неужели во всем виновата школа и учителя? Скорее всего, это с нас, взрослых, они берут пример. Еще прошлое поколение родителей на детской площадке поучало своих чад делиться пасочками, извиняться за разрушенный песочный кулич, спрашивать разрешения взять чужую игрушку. Сегодня мамочки радостно подбадривают ребенка дать сдачи, забрать велосипед. О том, чтобы предложить свою лопатку сверстнику даже речи не идет. Лишь немногих удивляет, когда про трехлетнего верзилу, надававшему малышке по голове ее же куклой, родители восхищенно говорят, какой же он резвый, а на замечание «обиженной» стороны реагируют смехом и улюлюканьем. Через несколько лет такие «бутузы», поощряемые взрослыми, придут в школу, будут диктовать нормы поведения сверстникам. Даже лучший учитель не сможет изменить ситуацию.
Перевоспитать детей невозможно. Нужно смириться с тем, что новое поколение - другое. У него свои ценности, иная жизнь. Возможно, необходимо просто поменять способ общения с поколением нулевых. Найти то, чем можно воздействовать на этих детей. Даже если это будет жесткое исключение из школы. Пусть несколько десятков, а не все останутся без образования.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет