Вы здесь

АКТЕР С КРАСИВОЙ ФАМИЛИЕЙ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

АКТЕР С КРАСИВОЙ ФАМИЛИЕЙ
Наталья Макагонова

Актер - уникальная профессия: единственным инструментом в его работе является он сам. Тут важны и физические данные, и внутренние качества: обаяние, «кураж». Большое значение имеет и голос. Актер ведет за собой зрителей, воспитывает их, помогает им осознать свои недостатки и встать на верный путь.
Владимир Зоря человек в городе известный - его знает и любит не одно поколение поклонников Мельпомены. Нынешний театральный сезон для Владимира - двадцатый, юбилейный. За эти годы им сыграны десятки ролей. Ставропольский зритель ценит артиста за то, что его амплуа не знает границ. Он бесподобен в любой роли, будь то старый вояка Максим Максимыч («Герой нашего времени»), бизнесмен Пашкин («Два ангела, четыре человека», безнадежно влюбленный Сенечка Перчаткин («Чужой ребенок») или мудрый Балу («Маугли»). Список далеко не полный, это только роли последних лет. А если вспомнить, как все начиналось...
- А начиналось все с того, что в школе отличникам учебы дали билеты на новогодние представления. В сказке был персонаж Ветерок. И этот Ветерок так крепко запал мне в душу, что я записался во Дворец пионеров в театральный кружок, где занимался 5 лет, вплоть до окончания школы, - рассказывает Владимир. - Руководила кружком профессиональная актриса Римма Казанцева, которая занималась с нами и актерским мастерством. Она видела во мне актерские задатки, прививала любовь к слову. А по окончании школы вопрос выбора предо мной уже и не стоял. В театральный институт я поступил сразу и довольно легко.
Родители отнеслись к выбору сына по-разному. Мама, учительница начальных классов, человек творческий, увлекающаяся литературой и искусством, более лояльно. А папа Владимира, всю жизнь проработавший на заводе, мечтал, чтобы сын получил рабочую специальность, чтобы трудились они вместе, в одном цеху. В семье до сих пор вспоминают со смехом слова отца:
- У Иванова сын сварщик, у Петрова - слесарь, а мой - балерун!
Почему-то у Николая Петровича сложился такой стереотип о выбранной сыном профессии. И только после дипломного спектакля отец принял профессию сына, согласился с его выбором. К сожалению, Николай Петрович ушел из жизни, а мама Антонина Васильевна, когда приезжает в гости, с удовольствием смотрит спектакли с участием сына.
- Всем, что знаю и умею в профессии, я обязан своим педагогам А. Галко и Р. Беляковой. Они учили нас не только актерскому мастерству, но в первую очередь любви к театру! - вспоминает актер.
Говорят, что свой первый выход на сцену актер не забывает никогда. Хорошо помнит и Владимир. В дипломных спектаклях ему достались непростые роли. В «Ночи ошибок» О. Голдмана ои играл старика-графа, в спектакле «Приключения солдата Чонкина» - деревенского мужика по фамилии Плечевой, а в сборном спектакле по произведениям русских классиков - одинокого скрипача Халявкина (А. Чехов «Жилец»). Кстати, по мастерству актера в дипломе у Владимира «отлично», впрочем, как и почти по всем остальным предметам. Но ярче всего в памяти осталось волнение, которое испытал перед выходом на сцену. Причем волнуется он до сих пор, перед каждым спектаклем, даже если и сыгран он десятки раз. Но, как говорит актер, стоит сделать первый шаг из-за кулис, и все, волнение пропадает, и ты начинаешь заниматься делом, а дело - это жизнь моего героя. На всю жизнь запомнил актер и слова педагога Р. Беляковой, что актерская профессия - словно езда на велосипеде, перестал крутить педали - упал. Если актер говорит себе, что я познал все, всему научился, мне не нужно заниматься ни сценической речью, ни сценическим движением, то - все, ты упал. Поэтому, несмотря на то, что после окончания вуза прошло 20 лет, очень часто Владимир открывает учебник К. Станиславского «Работа актера над собой», все время чему-то учится и у коллег, и у режиссеров, и даже у студентов, которым преподает в Ставропольском колледже искусств сценическое движение.
- Репетиция, работа над спектаклем для меня никогда не прекращается. Когда репетиция прекращается, то спектакль надо снимать. Вот это я усвоил. «Два ангела, четыре человека» идет уже третий сезон, а мы с моим партнером по спектаклю Александром Ростовым накануне проговариваем наши диалоги, ведь мы с ним два часа на сцене постоянно, все действие завязано на нас двоих.
Кстати, за роль Ивана Пашкина Владимир получил Премию губернатора Ставропольского края им. М. Кузнецова в области театрально искусства.
Вообще, этот сезон для актера удачный.
С начала открытия театрального сезона прошло всего более двух месяцев, зрители увидели три премьеры, во всех спектаклях занят В.Зоря. Да и если посмотреть репертуар, то сразу видно, что сегодня актер очень востребован режиссерами. «Женщины без границ», «My darling Pamela», «Лайф - Лайф», «Необыкновенные приключения в отеле Мирандолины», «Очень простая история», «Шах королевы» - практически каждый вечер Володя выходит на сцену. В основном - в комедийном образе.
- Когда меня в 1991 году смотрел Алексей Александрович Малышев, тогда художественный руководитель и главный режиссер театра, он меня спросил: «В каком амплуа вы себя видите, молодой человек?» - смеется Владимир. - И я ему со свойственной молодости самоуверенностью ответил: «Я смогу сыграть ВСЕ!».
Алексей Александрович чуть заметно усмехнулся. А Володя... сыграл. Причем сразу 12 ролей. Молодому актеру на ставропольских подмостках повезло, в том году из театра уволился молодой актер и все его образы достались выпускнику Саратовского театрального института. Недаром говорят, что в актерской профессии важен элемент какой-то удачливости. На самом деле, такая «удачливость» - знак небес, что все делается правильно.
Наверное, поэтому Владимир Зоря остался жить и работать в Ставрополе.
- Хотя изначально я думал, что останусь в городе на год, не больше, - говорит актер. - Привезла меня сюда моя жена, актриса Ольга Зоря, которая всю жизнь прожила в Ставрополе. (Театралы хорошо помнят Ольгу по ее работам в спектаклях «Жемчужина белая, жемчужина черная», «Дикарь» и других. К сожалению, Ольга ушла из театра - от редакции). После окончания школы Ольга поступила в Саратовский театральный институт. Когда я получил диплом, она закончила 1 курс. А в Ставрополе в это время Алексей Малышев и Наталья Зубкова открыли театральную студию и позвали Ольгу учиться у них - в школьные годы она занималась в драмкружке у Натальи Павловны. Мы решили попробовать. Тем более, что меня пригласил на работу в ставропольский театр и режиссер Валентин Бирюков, который приехал в Саратов на наши дипломные спектакли.
Вообще, в Ставрополе было много актеров, которые в свое время закончили Саратовское театральное училище: Михаил Михайлов, Нина Артюхова и другие - такая своеобразная саратовская диаспора, которые тепло приняли новичка-однокашника.
Помог и В. Бирюков, которого Владимир считает своим крестным отцом в профессии. На протяжении 20 лет он играет во всех спектаклях Валентина Валентиновича, известного мастера комедийного жанра, которому актер безгранично доверяет.
- Иногда, - смеется Володя, - смотришь на распределение ролей и удивляешься: «Как я это играть буду? Почему назначили меня?» Так я удивлялся, когда мне досталось роль вождя Вэтла в спектакле «Полет над гнездом кукушки». Ну какой из меня индеец? А потом, когда надели парик, костюм, загримировали, увидел себя в зеркале и понял: «Почему нет? Чем я не вождь краснокожих?»
На роль, которую предстоит играть вечером, актер настраивается с утра и признается, что у него и настроение зависит от того, что ему играть вечером:
- Спектакль - дело живое. Он всегда разный, не повторяющийся, его невозможно, как кино, записать на пленку. Выполняя одну и ту же задачу, эмоционально ты уже по другому будешь настроен. И когда я сам от роли получаю удовольствие, то и зрители это почувствуют и получат положительный заряд эмоций. Удовольствие и кураж!
Бурные аплодисменты, цветы - это, конечно, приятно. Но все без исключения роли - это твои кусочки жизни, это твое время, которое ты потратил, нервы, это периоды, когда ты не дома, когда ты не с семьей. Так что мои роли - это моя жизнь, которая мне дорога.
Вообще, ставропольским актерам повезло с режиссерами. Очень часто можно слышать, что режиссер требует неукоснительно соблюдать и выполнять его задумки.
С нашими же режиссерами все по-другому. Мы всегда работаем в тандеме, у нас - совместное творчество. На репетициях Валентина Валентиновича Бирюкова потрясающая атмосфера, он дает возможность актеру пробовать, искать. Он предлагает какое-то новое решение, и ты вдруг удивляешься его простоте и думаешь: ну как же я сам этого не увидел, не додумался, не нашел, и начинаешь пробовать в этом направлении... А иногда на репетиции может сказать: «Завтра принести решение той или иной сцены». Главное, чтобы материал не сопротивлялся, - продолжает Владимир.
Особая страница в творчестве В.Зори - это сказочные персонажи. Кого он только не играл за 20 лет: Осьминога, Водяного, Стойкого оловянного солдатика, Кощея Бессмертного, Крота, Царя и Принца. Приглашенные режиссеры, которые практически всегда работают с Володей, удивляются: «Тебе уже нельзя играть в сказках, у тебя уже другой уровень».
А Владимир уверен, что для детей нужно играть в два раза искреннее, в два раза правдивее. И на детских спектаклях выкладывается по «полной программе». А маленькие зрители всегда восторженно встречают его персонажей, верят им, сопереживают.
- Конечно, детские спектакли - это дополнительная нагрузка, времени практически ни на что, кроме работы, больше не остается. График работы у нас ненормированный. Вечером спектакль, днем репетиции, когда все возвращаются с работы, ты идешь на работу. У меня нет ни одного выходного дня, потому что в понедельник у меня занятия в колледже искусств, но когда я на сцене, держу зал, могу заставить засмеяться или заплакать семьсот человек, о чем-то задуматься, когда зрители подходят на улице и благодарят за роли, то вся усталость уходит, и ты понимаешь - это моя жизнь и другой я не хочу.
Владимир убежден, что главное в хорошем актере - живые человеческие глаза и живой, полный тепла, голос. Он знает, что в жизни ничего играть нельзя - это автоматически отражается на качестве существования в спектакле. Он никогда не хотел сыграть Гамлета - «не моё это дело», но о большой драматической роли мечтает.
Сегодня в театре идут репетиции по нашумевшей пьесе Ю. Полякова «Одноклассники». Этот спектакль «про жизнь» - настоящую, без фокусов, со всей сложностью человеческих отношений, из тех, что волнуют зрителя во все времена. По-разному сложились судьбы одноклассников - от ставшего олигархом областного масштаба Виктора Череметова до превратившегося в алкоголика и бомжа поэта Федю. Вот этого поэта-неудачника с говорящей фамилией Строчков и играет Владимир.
- Это пьеса о несбывшихся мечтах и надеждах. Вот мой герой, у него есть талант, он закончил филфак и мог стать известным поэтом, но сломался, опустился, потерял квартиру. Свою жизнь на свалке оправдывает тем, что настоящий поэт должен быть выше всех материальных благ, что мол, жилплощадь ему ни к чему, отвлекает. А на меня «легла» это роль тем, что я тоже пишу стихи, но для себя, в стол.
Первое свое стихотворение Володя написал в пять лет, печатными буквами на альбомном листе: «Всегда вперед, всегда вперед, за честь, за славу, за народ». А в школе он вообще был штатным поэтом - сочинял и читал свои стихи на каждом празднике. Писал он и в армии, и в институте, пишет и сейчас. Вот одно, из раннего:
Лежал кирпич среди дороги,
Не зная радости, беды,
Вокруг него сновали ноги,
Потоки дождевой воды.
А он лежал себе безмолвно,
Глядел на все со стороны
И не сдвигался с места, словно
Он был фундаментом стены.
Все творчество сына бережно хранит мама Антонина Васильевна в городе Энгельсе, где Володя родился и вырос и куда он приезжает каждое лето в отпуск.
- Мне в Ставрополе очень не хватает реки. Родительский дом стоит на берегу Волги. Все детство мы проводили на реке: купались, загорали, рыбачили. В отпуске я там душой отдыхаю, набираюсь сил, «питаюсь» родным воздухом. Этого заряда мне хватает потом на весь год.
Актер - профессия публичная, он всегда на виду. Владимира узнают в маршрутках, на улице, на рынке и в магазине.
- Устаешь, конечно, поэтому я люблю спокойный отдых в кругу семьи, - признается актер.
Когда в доме собираются друзья, хозяин с удовольствием поет под гитару песни группы «Воскресенье», С. Никольского, русский шансон, репертуар 70-80-х годов. А вот читать стал меньше, времени не хватает. А раньше читал запоем Ремарка, Чехова, Зощенко, Булгакова. И опять же, хочется посидеть за компьютером, посмотреть интересную передачу. Вместе с Ольгой они заядлые грибники, в сезон часто бродят по лесу. Вообще, они многое делают вместе - готовят, занимаются домашними делами. Борщ в их семье готовит только Володя, а Ольга часто радует своих мужчин пловом, которые получается невероятно вкусным.
Сын Владимира Александр Зоря студент 3 курса Ставропольского коллежа связи, как и все нынешние молодые люди, увлекается компьютерными играми, играет, как папа, на гитаре. По стопам родителей - артистов Саша не пошел. Но актерский опыт имеет. Когда Саше было одиннадцать лет, он играл в спектакле «Шут Балакирев» Петрушку. За два года сцена подростку порядком надоела, и ни родители, ни их коллеги, не смогли уговорить Сашу учиться актерскому мастерству. Но гены никуда не денешь. Помимо основной учебы, Александр Зоря занимается в театральной студии «Образ». Ольга и Владимир недавно смотрели миниатюры молодых актеров:
- Сын порадовал, - коротко, но с гордостью говорит папа.
Александру предстоит служба в армии, а потом ... неизвестно как сойдутся звезды на небе и возможно, что в нашем театре появится еще один актер с красивой фамилией Зоря.
И вместо эпилога, в свою очередь, хочется пожелать Владимиру Зоре творческих успехов, сыграть все роли, о которых он мечтает, быть всегда нужным, быть любимым и главное - счастливым!

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)