Вы здесь

РАЗМЫШЛЕНИЯ ЗА РУЛЕМ У ПАРАДНЫХ ПОДЪЕЗДОВ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

РАЗМЫШЛЕНИЯ ЗА РУЛЕМ У ПАРАДНЫХ ПОДЪЕЗДОВ
Александр Емцов

ВСЕ, ЧТО НАПРОТИВ, - МОЕ
Приехал в банк. Закрываю машину.
- Вы в ресторан?
- Спасибо, я в банк.
- Тогда здесь становиться нельзя.
Человек в ливрее из ресторана «Акрополь», что по улице Ленина, сгоняет по его представлению «чужие» машины с огромной полупустой площадки перед рестораном. И напрасно вы будете пытаться выяснить, на каком основании. Ведь дорожного знака «Стоянка запрещена» там нет. Но - становиться «низзя». Территория застолблена.
«Акрополь» - не исключение для верхней части улицы Ленина. Располагающийся рядом концерн «Энергомера» соорудил перед своим офисом то ли бассейн, то ли мраморную чашу с травой. Такую, что ни подойти, ни подъехать. Ну ладно, чаша. Кому-то она, может быть, и нравится. Но охрана выставляет ограждения с указателями «В пенсионный фонд». Чтобы старики, значит, обходили стороной, да не дай Бог, лишний раз не прошаркали перед шикарным парадным фасадом. Не испачкали, опираясь немощными руками, полированный черный мрамор, не стерли своими плебейскими каблуками шикарную тротуарную плитку.
Вокруг «Энергомеры» с одной стороны банк, с другой - городской пенсионный фонд и налоговая инспекция. Народу ежедневно приезжает уйма. Где же ставить машины? За углом вроде есть небольшая стоянка, но, как выясняется, перегорожена тросиком, «служебная». Дальше в глубине платная стоянка, но вся забита транспортом. Вот и лепятся все на проезжей части основной дороги и того узкого отростка улицы, что ведет к третьей городской больнице. Вечно пробки, гудки, нервы... Если учесть, что здесь, на площади 200-летия, еще и остановка общественного транспорта, то несложно представить, что происходит. Автобусы и троллейбусы останавливаются прямо на проезжей части, до самой остановки им не добраться. Люди так и снуют под колесами.
Далее по улице Ленина со стоянкой тоже не очень разгуляешься. Промышленный райотдел милиции украсил подъезды к зданию полосатыми противотанковыми ежами. Причем выставил их далеко за красную линию. Попробуй, поставь перед ними или рядом машину. Сразу выскочит дядька в форме и с пистолетом. Безопасность это, конечно, важная штука, но почему за счет всех нас? Еще дальше к таможне тоже негде прилепиться. Приезжающие, видимо, на растаможку огромные фуры выстраиваются на проезжей части, создавая перед перекрестком пробку. Перед зданием таможни что-то строится, но это явно не стоянка для таких фур.
Человек в ливрее и противотанковые ежи это, пожалуй, исключение. Как правило, конторы и офисы ограждаются более цивилизованно - шлагбаумами. В последние два-три года город оказался прямо утыкан этими нехитрыми механизмами. Любой более-менее заметный офис обрастает ими, едва открывшись, как новогодняя елка игрушками. Показательно, что именно к шлагбауму перекочевала кличка «однорукий бандит», еще вчера широко использовавшаяся для характеристики игрового автомата. Это народ выразил свое отношение. По улице Ленина такие «однорукие бандиты» встречаются особенно часто. Например, между улицами Артема и Маршала Жукова. Тут площадку перед вновь построенным «Деловым центром» буквально разодрали на клочки. Нарезали полосками, как дачники землю. Перед каждой - шлагбаум, громоздкие рекламные конструкции... Немудрено, что по проезжей части длинная вереница стоящих машин, причем под знаками «Остановка и стоянка запрещена». Плевать на них - ставить ведь больше некуда.
Если на центральной улице творится такое, то на периферийных - и подавно. На улицах Дзержинского, Мира... Далее - везде.
В комитете по управлению муниципальным имуществом Ставрополя поясняют, что большинство территорий огорожены шлагбаумами на законных основаниях. Мол, фирмы землю арендуют и платят за это деньги в казну. Хотя могут быть и самозахваты. Каждый конкретный факт надо проверять. Но если даже и законно, то почему все это в ущерб нам, горожанам? Ведь по здравому смыслу вся земля перед красной линией по улице - городская, то есть муниципальная, собственность. И город, а значит и все мы, горожане, можем и должны беспрепятственно ею пользоваться. Ходить по ней, гулять по ней с детьми, ставить в отведенных местах свои автомобили. Пусть даже и за деньги, но чтобы была возможность поставить. Но не пользуемся, потому что захвачено.
Наверное, город имел бы значительно больше средств, если бы заставил убрать шлагбаумы и установил повсеместно парковочные автоматы. Но что-то ни одного пока не видно. Да и в планах не намечается. Всех устраивает феодальное правило: бери землю, плати оброк и делай на ней что хочешь.
От следования такого рода феодальным правилам формируется своего рода феодальная психология. Когда уже не оглядываются на правила и законы, пытаются правдами и неправдами захватить кусок земли чуть ли не на проезжей части не только под стоянку, но и под застройку.
НА ПЛОЩАДЬ ВЫБЕЖАЛ, УРОДЛИВ СТАЛ...
«На площадь выбежал, свободен, стал колоннады полукруг...» Это, если кто помнит, восторженные поэтические строки об Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге. Про объект, «выбежавший» на улицу Ленина в районе уже упоминавшегося Промышленного РОВД, возвышенно не скажешь. Да и не хочется. Потому что, урод - он и есть урод.
При взгляде на это здание, которое совсем недавно освободили от лесов и забора, вспоминается бытующая среди строителей шутка: «Если новое здание вылезло чуть-чуть за красную линию, это незаконное строительство, если прямо на проезжую часть - это триумфальная арка». Возведен двухэтажный уродец хоть и не на проезжей части, но совсем рядом с ней, с отступлением чуть ли не на тридцать метров от красной линии, прямо на газоне, причем между проезжей частью и тротуаром, по которому ходят люди. Если это «Триумфальная арка», то она явно символизирует триумф архитектурной бездарности, триумф безволия, если не глупости городской власти. Ибо она начисто портит вид этой, в общем-то сравнительно уже приличной, части центральной улицы краевого центра.
Говорят, что владелец этого самостроя поначалу брал землю под что-то явно незаметное для глаза, типа придорожного киоска. Но потом вошел во вкус и размахнулся. Понятное дело, начались суды. Но фокус в том, что он вроде все их выиграл. Поэтому теперь будет стоять новодел бельмом в глазу до скончания века.
Как делаются подобные судебные решения, все знают. Я не верю, что процесс о самострое чуть ли не на проезжей части нельзя выиграть. И дело тут даже не в судьях. Просто истец в лице чиновников городской власти недостаточно добросовестно, если не сказать безграмотно, представляет интересы города в суде. И проигрывает. О чем и докладывает по начальству. Мол, боролся, но судья... Хотя бедный судья тут, скорее всего, и ни при чем. Договорными бывают не только футбольные матчи. И стоит только городской власти хорошо захотеть, как лед тронется. Вот только желания пока не видно. Раз довели стройку до завершения.
ПОДХОДЯ К «ХОЛОДНОМУ РОДНИКУ», ХОЛОДЕЕШЬ
Ладно, уродец - он уже построен. Но здесь же, на улице Ленина, еще пустая, но уже огороженная стройплощадка, которая может явить миру нового уродца.
Прямо возле уже упоминавшегося ресторана «Акрополь» стоит давно покосившийся забор. Огораживает стройплощадку. За ним пока нет никакой стройки, хотя и наблюдается периодически шевеление: то экскаватор заезжает, то грузовик. Нет там внутри и роскошных берез с елями, растущих по эту сторону забора. Скорее всего, за ним такие же красавцы в свое время росли, но пошли под топор.
Особенность забора в том, что совсем рядом находится стела, указывающая, что тут располагается мемориал «Холодный родник». То есть это памятная достопримечательность, и по уму туда должен быть широкий, благоустроенный проход. Чтобы старики, родители с детьми, экскурсионные группы свободно проходили. А еще лучше - чтобы там мог остановиться экскурсионный автобус. Но - проход узкий, потому что забор. Если там что-то построят, то оно оставит навечно проход узким. Наверняка нависнет над мемориалом и навсегда испортит место, которое по назначению своему должно быть местом тишины, покоя, святости и поклонения.
Почему же замахнулись на святое? Рассказывают, что еще где-то лет десять назад место это получил один предприниматель. Так вот, после этого он кому только не предлагал, разумеется, за кругленькую сумму, это место. Никто из строителей не берет. Во-первых, там родники, то есть фактически исток речушки Ташла, которая течет затем по лесу до Комсомольского пруда и далее. Так что фундаменты, какими крепкими их не делай, когда-нибудь все равно поплывут. Во-вторых, там проходят коммунальные сети, и их переносить - себе дороже. В-третьих - охотников замахнуться на такое святое место не так легко и сыскать. Скандальный опыт возведения жилого дома на куда более дальнем, кстати, расстоянии от «Холодного родника», многих научил.
Раз человек сам не строит, все пытается землю перепродать, то имеются все законные предпосылки для того, чтобы участок отобрать. Почему же это не делается? Вопрос.
К слову, сегодня в городской Думе обсуждается вопрос, где строить памятник погибшим в конфликтах и катастрофах. Дело нужное, но, может быть, надо сначала привести в порядок те памятники, что есть? Тот же «Холодный родник»? А то у ветеранов, проходящих к мемориалу, руки холодеют при виде забора.
КТО ДЕВУШКУ УЖИНАЕТ, ТОТ ЕЕ И ТАНЦУЕТ
Я бы погрешил против истины, если сказал, что городская власть ничего не делает для благоустройства города и создания удобств горожанам. Пример - строительство в этом году скверов напротив молочного завода по улице Доваторцев и горводоканала опять же в верхней части улицы Ленина. Освятило его благое намерение отцов города «благоустроить, пока не захватили под стройку». Что красноречивее всего говорит о том, что городская власть сама себя боится, не знает, что завтра выкинет ее левая рука и что послезавтра - правая. Кому и какой клочок земли отдаст на растерзание.
Абсолютно ничего не имею против проведенного благоустройства. Сделали красиво, ничего не скажешь, эти скверы украсили город. Одно «но»: позаботясь о людях, забыли об их железных конях. Те автомобили, которые выстраивались прежде на импровизированных автостоянках у молзавода и водоканала, теперь, за неимением места, выстраиваются на стоянку по проезжей части. Беззастенчиво сужая ее на целую полосу и тормозя движение. Объективно получилось, что городской землей стали пользоваться только отдельные горожане - работники указанных предприятий. Жилых домов рядом нет, и отдыхают во вновь устроенных скверах, и в основном в обеденный перерыв, только «свои». А остальные горожане получили сплошь неудобства от такого адресного «благоустройства» в виде отсутствия стоянок и наличия пробок на данном участке улиц Доваторцев и Ленина. Стоя в которых, любуются отдыхающими в сквере заводчанами и коммунальщиками.
Есть один момент, который объективно стимулирует мэрию по феодальному отдавать землю на откуп бизнесу и другим важным структурам. Это то, что мэрия не тратит на благоустройство больших средств. Раз фирма или там учреждение берет землю в аренду, то она и брусчаткой ее выстелит, и красивым бордюрным камнем огородит, и газон засеет, и подметет. Тут уже возникает даже не феодальный закон, а правило из «понятий», типа кто ужинает девушку, тот ее и танцует.
Но это правило пришло к нам из времен не столь отдаленных, когда благоустройство было для всех обузой, и сделавший его считался чуть ли не национальным героем. Когда производственные структуры воспринимали строительство тротуара как непроизводительные затраты, ухудшающие показатели. И мы на них за это молились. Однако сегодня бизнес, в силу публичности своей деятельности и работы в рынке, сам заинтересован, чтобы у его парадного подъезда было все в порядке. Иначе люди не пойдут к нему и не понесут туда деньги. Для него это самые настоящие производственные затраты, прямо связанные с ростом доходов. И если он не облагородит территорию, то доходы потеряет. Поэтому низко кланяться бизнесмену за благоустройство совсем уже ни к чему. Тем более - давать ему на откуп землю.
Наконец, депутатов, мэра, избирают не бизнес или какие иные структуры. Избирают горожане. И мэры с депутатами должны не стоять перед бизнесом в позе «Чего изволите?», а представлять и отстаивать интересы горожан. А значит, и спрашивать с того же бизнеса, почему перед горожанами ставят шлагбаумы и противотанковые ежи. И по возможности не допускать этого в принципе.
Огромные пробки в Москве возникли не сразу. Их причина в том числе и полное невнимание городских властей к тем моментам, о которых сказано в этой статье. Теперь это в Первопрестольной чуть ли не политическая проблема номер один. Почему бы и у нас не заняться этим сейчас, не дожидаясь, когда город встанет? И не только городской власти. Ведь теперь и губернатор, судя по последним президентским новациям, должен отвечать за все, что творится, в том числе и на муниципальных территориях.
Я пишу эти строки перед приближающимися выборами в городскую думу. Может быть, какой кандидат и задумается над нехитрыми предложениями, вставит в свою программу и, выбравшись, реализует предложения на практике.
Берите, мне не жалко.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет