Вы здесь

ЗАСТЫВШАЯ МУЗЫКА СТАВРОПОЛЬСКОГО ЗОДЧЕГО

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ЗАСТЫВШАЯ МУЗЫКА СТАВРОПОЛЬСКОГО ЗОДЧЕГО
Елена Громова, сотрудник Государственного архива Ставропольского края

«Архитектура - это музыка, застывшая в пространстве». Эти слова немецкого философа Фридриха Шеллинга вспоминаются, когда смотришь на храмы и дома, построенные ставропольским архитектором Григорием Павловичем Кусковым. Возведенные им собор Андрея Первозванного на улице Дзержинского, дом губернатора на проспекте Карла Маркса, мусульманская мечеть и бывшее общежитие на улице Морозова до сих пор являются украшением г. Ставрополя.
В Государственном архиве Ставропольского края хранится личное дело губернского архитектора Григория Кускова за 1924 год. Так что его биография, что называется, из первых уст.
Григорий Павлович Кусков родился 10(22) января 1871 года в станице Новонижестеблиевской Темрюкского отдела Кубанской области. Был первым учеником станичной школы, учился в Кубанском реальном училище г. Екатеринодара. Затем поступил в Санкт-Петербургский институт гражданских инженеров. Семья Кускова жила небогато, поэтому, как он писал: «В училище я подрабатывал, давая уроки; в институте же получал Кавказскую стипендию 25 рублей в месяц и опять подрабатывал, делая чертежи, рисунки и на строительных работах в качестве практиканта. Благодаря этому получил образование». Григорий Кусков окончил институт в 1894 году с золотой медалью имени профессора Беспалова «За приложение строительной механики к строительному искусству».
В этом же году он приезжает в Ставрополь и 10 июня поступает на службу в строительное отделение Ставропольского губернского правления на должность младшего архитектора. Вскоре женится. В метрической книге Казанского кафедрального собора за 1895 год сохранилась запись о бракосочетании архитектора Григория Павловича Кускова с дочерью полковника Лидией Алексеевной Акинфиевой. Поручители (они характеризуют круг общения венчавшихся) жениха - гражданские инженеры Владислав Эдуардович Лобановский и Фортунат Фердинандович Гут, невесты - помощник присяжного поверенного Владимир Иванович Манжос-Белый и штабс-капитан Майкопского резервного батальона Сергей Васильевич Добрянский.
На всю жизнь Григорий Павлович связал свою судьбу со Ставрополем. Уже в 1896 году он назначается на должность губернского архитектора. Ему доверяют переустройство, а по существу строительство новой церкви Андрея Первозванного. Ныне действующая, она поражает удивительной умиротворяющей гармонией. Украшением здания стала богатая каменная резьба куполов, полукруглые окна с декоративными коваными решетками и арочными наличниками. 14 декабря 1897 года храм был освещен епископом Агафадором. Это был первый успех губернского архитектора. В 1904 году его назначают губернским инженером (высшая должность в строительном отделении губернского правления). В этой должности Григорий Павлович проработал 16 лет.
Молодой инженер с головой уходит в работу, посвящая ей все свое время. Об его увлеченности говорит большое количество самых разнообразных проектов, разработанных им в эти годы. В автобиографии Кусков подробно перечисляет работы, сделанные по его проектам или под его техническим надзором. Среди них в Ставрополе Ташлянская (Евдокиевская) церковь, колокольни Софиевской и Даниловской церквей. К сожалению, эти постройки не сохранились. А вот магометанская мечеть, возведенная по проекту Григория Кускова в 1915 году, стоит и по сей день. Легкая, со стремительно взлетевшим ввысь минаретом, изящной формой куполов, она словно пришла к нам из восточной сказки. Жаль, не была осуществлена одна из задумок архитектора. После окончания штукатурных работ предполагалось сделать художественную роспись внутри мечети: нанести на стены тексты из Корана, изобразить птиц и зверей. Замысел остался в чертежах. Начавшаяся Первая мировая война прервала строительство. В настоящее время в здании мечети разместилась постоянная выставка великолепных картин, подаренных родному городу заслуженным художником России Павлом Моисеевичем Гречишкиным.
Архитектор создал мечеть из своего любимого строительного материала - местного камня-известняка. Из этого же камня в строгом классическом стиле возведены здания семинарского общежития и больницы (долгое время здесь находился штаб авиаучилища, ныне Филиал «Ставропольский» ОАО «Славянка») на улице Морозова, образцовой женской школы при Ставропольском епархиальном училище (ныне здание ВНИИОК). Всего в Ставропольской губернии Кусковым построено до сорока каменных и деревянных православных храмов, пять мечетей, семь буддийских хурулов (храмов). За это при советской власти его окрестили «церковным строителем».
Конечно, не только культовые здания создавал Григорий Павлович. Известно его участие в постройке губернаторского дома в Ставрополе. Это крупное кирпичное здание - одно из наиболее значительных общественных сооружений XIX века в городе. Оно выделяется своим дворцово-репрезентативным обликом и высоким уровнем строительного мастерства. В этом здании жили и работали губернаторы Н.Е. Никифораки, Б.М. Янушевич, С.Д. Оболенский. Дом губернатора описан в произведениях ставропольского писателя И.Д. Сургучева.
По всей губернии Кусков строил дороги (ему приходилось даже работать начальником на строительстве Невинномысского шоссе), мосты, плотины, элеваторы, мельницы, больницы, водопроводы, винные склады, конюшни и другое. В крайгосархиве сохранились уникальные документы - ряд работ Кускова, заверенных его подлинной подписью. Это цветной эскиз мечети села Летняя Ставка, генеральный план усадьбы губернской земской психиатрической больницы им. императора Александра III, план каменной плотины через балку Чограй в селе Арзгир и другие.
За годы работы у Г.П. Кускова выработался свой стиль в архитектуре. Ему приписывали некоторую консервативность. Тогда уже в зодчестве появился новый яркий стиль «модерн». Но Григорий Павлович шел своей собственной дорогой, оставаясь верным никогда не стареющему, как строгий английский костюм, классическому стилю. И находил не только точные, но и свежие по стилистике архитектурные образы.
Г.П. Кусков с удовольствием проектировал частные дома. В 1899 году на усадебном месте супруги на улице Барятинской (ныне Комсомольская, 125) он построил дом для своей уже довольно большой семьи. Фасад нового дома украшал каменный рисунок и ажурное крыльцо у парадного входа. Внутренняя планировка предусматривала все удобства. Был там и рабочий кабинет, где за большим дубовым столом хозяин дома создавал свои проекты. К этому времени у него родились три дочери: Нина, Александра, Галина, позже - Ирина. Все они учились в Ольгинской женской гимназии, расположенной рядом с усадьбой Кусковых. В архиве сохранились их аттестаты.
В 1914 году статский советник Григорий Павлович Кусков Высочайшим повелением был награжден светло-бронзовой медалью «В память 300-летия царствования Романовых».
После прихода в 1920 году новой власти Кусков за три года поменял много должностей в советских административных органах. Стыдно сказать, но в этот период блестящий архитектор, мастер своего дела работал заведующим материально-хозяйственного отдела, техноруком на постройке канализации, комендантом губкоммунотдела. Правда, отдушиной были лекции на Красных архитектурно-дорожных курсах десятников и в Ставропольском институте сельского хозяйства и мелиорации.
В эти годы у архитектора отобрали так любовно выстроенный дом. Семья поселилась в старом флигеле своего усадебного места.
В августе 1923 года он снова был назначен губернским архитектором. Но время было сложное. Сокращение строительства привело к невостребованности профессии. Но Григорий Павлович не сидел без дела. В советское время под его руководством была реконструирована улица Красная (ныне проспект Карла Маркса) и Пролетарский проспект (ныне проспект Октябрьской революции).
Как губернский инженер Григорий Павлович принимал окончательное решение по ремонту многих разрушающихся зданий. Он в совершенстве владел технологиями прочности сооружений и считался в этих вопросах самым авторитетным консультантом. Благодаря его профессионализму были спасены от разрушения, а в отдельных случаях и от сноса, здания, занесенные сегодня в список памятников архитектуры и искусства.
Несмотря на то что Кусков был назначен на руководящую должность, дом ему так и не вернули, семья продолжала тесниться в двух комнатушках.
Умер Г.П. Кусков 9 июля 1937 года. Могила его на Успенском кладбище была затеряна. Стараниями сотрудников Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве, она была найдена и приведена в порядок. На ней скромное надгробие.
Сохранился и дом, где жил Г.П. Кусков. Городским властям следовало бы подумать о памятной доске на здании. Долгое время дочери, затем внучка архитектора Нателла Захаровна Башинзагян хранили личные вещи семьи: комод, зеркало, кресло, массивный дубовый стол и другие. Все это могло стать основой мемориального музея. В 90-х годах XX века ставился вопрос о приобретении названных вещей краеведческим музеем. Но наследники запросили за них нереальную цену и впоследствии вывезли в Москву. Теперь, возможно, за столом нашего знаменитого земляка сидит какой-нибудь «новый русский»… Как бы там ни было, лучшую память оставил зодчий о себе сам в «застывшей музыке» созданных им произведений.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет