Вы здесь

«СЛЕДЬ»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

«СЛЕДЬ»
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА

Под таким необычным названием («следь» со старорусского означает тень умершего человека, которая преследует живых) в московском издательстве «Вече», в серии «Остросюжет» вышел недавно роман ставропольского писателя, историка, практикующего адвоката Ивана Любенко.
Писать художественную прозу - рассказы, мемуары, исторические и иронические вещи - член Международной коллегии адвокатов (Санкт-Петербург) Иван Любенко начал в 2007 году. А уже в 2008 году одно из ставропольских издательств выпустило в свет его сборник рассказов «Меня убили в прошлую пятницу...», где классический детектив разворачивается на фоне провинциальной жизни губернского Ставрополя. Главный герой - присяжный поверенный ставропольского окружного суда Клим Ардашев, выступающий в роли «Шерлока Холмса местного розлива», становится главным действующим лицом и первого романа Любенко «Маскарад со смертью», который выпустило в 2010 году в серии «Исторические приключения» уже московское издательство «Вече». Об этом детективном романе, персонажи которого, как говорит сам автор, «погружены» в исторически достоверную атмосферу Ставрополя начала XX века, «Ведомости» писали в сентябре прошлого года. А вот как (чуть позже) отозвался о книге в Интернете известный российский драматург и критик Игорь Чирков: «Иван Любенко написал образцово-показательный детектив. Всем остальным отечественным «мастерам детектива» срочно пойти учиться у Любенко! Я вполне серьезно! Автор отлично знает криминалистику, благодаря чему не только увлекательно пишет, но и мастерски прописывает криминалистические детали расследования преступлений. Кроме того, автор хорошо знает историю своего города, в котором разворачиваются события его книг, - Ставрополя, поэтому очень аутентично воспроизводит детали жизни того времени, старинные названия улиц, благодаря чему возникает реальная атмосфера тех лет. Рекомендую настоятельно! Это лучшее, что есть в этом жанре сейчас!»
Лихо закрученный сюжет, тщательно проработанные детали быта того времени, вплоть до старинных кулинарных рецептов, персонажи, как будто живущие рядом, на соседней улице, и даже некоторые мистические моменты, - все это настолько увлекает уже во втором романе Любенко «СЛЕДЬ», что не замечаешь, как «проглатываешь» книгу за несколько часов. А потом пару дней ходишь под впечатлением от прочитанного. На этот раз свой исторический детектив Иван Иванович разделил на две части - «Золотой обоз» и «Нетопырь», однако, несмотря на то, что действие второй части происходит в губернском Ставрополе почти на сто лет позже (в 1909 году), здесь полностью выдерживается принцип непрерывности повествования.
Итак, 1828 год. В военном обозе из шести повозок, прибывшем из Тавриза в Санкт-Петербург с ценностями, выплаченными в качестве контрибуции России по Туркманчайскому мирному договору, в одном из 24-х сундуков выявлена крупная недостача в 4500 золотых монет. Сургучные печати не были нарушены по пути следования, обоз, отосланный статским советником Грибоедовым, охранялся круглосуточно, но чиновнику Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии Ивану Самоварову, которому поручено это запутанное дело, удается узнать, что обоз все-таки один раз останавливался на ночь в Ставрополе. Туда он и отправляется.
А вот в провинциальном Ставрополе сыщика ждало немало любопытного. Любенко с таким удовольствием показывает жизнь города-крепости с его контрастами как в архитектуре (от бедных хат, крытых соломой, до нарядных особняков), так и в населении - гражданском и военном, - что читатель как бы вовлекается в сюжет и становится его действующим лицом. Аромат эпохи чувствуется в описании говора, одежды, внутреннего дизайна домов, мебели и утвари. А тут же выданный автором рецепт рыбного блюда «калья», которым Самоварова угощают в доме полковника Игнатьева, так и просится на современный стол. Как потом выяснилось, это грузинское блюдо очень любил и знаменитый генерал Ермолов.
То было время, когда горцы совершали набеги на разбросанные под самым Ставрополем богатые Надеждинские хутора, жгли избы, угоняли скот, а людей захватывали в плен. Постепенно, благодаря цепочке логических рассуждений, Самоваров понимает, как мог исчезнуть ценный груз. В преступление вовлекались поломка оси колеса телеги, соляной склад, трупы холерных солдат, которых именно в это время выносили из лазарета, подземный ход, поддельные пломбы... Самих же преступников изобличить не удалось. Самоваров отправляется назад, в Санкт-Петербург, но новый поворот в его размышлениях заставляет Ивана Авдеевича вернуться в Ставрополь. Да и там обстановка за это время круто изменилась: главный подозреваемый уехал с полком на войну с горцами. Где и погиб. Концы оказались обрубленными. Офицера как героя торжественно похоронили, поставили на могиле большой крест, и тут: «Неожиданно небо затянуло густой чернильной мглой, и солнце поглотили большие серые тучи... Тень накрыла собой кладбище и людей, стоящих вокруг. В толпу ворвался ветер. Он срывал головные уборы и качал растущие рядом тополя с такой силой, что с них с шумом падали ветви. Одна из них, подхваченная воздушным вихрем, угодила в только что поставленный крест; он покосился и упал. Солдаты бросились его поправлять. Народ испуганно загудел. Кто-то прокричал: «Это Следь пришла! Гореть покойнику в аду!»...
С мистики, а именно с родового проклятья, начинается и вторая часть романа. А знакомому читателям по первому роману Ивана Любенко «Маскарад со смертью» присяжному поверенному Климу Ардашеву приходится не только распутывать хитросплетения преступления, совершенного в Ставрополе около ста лет назад, но и блестяще выступить защитником ни в чем не повинного человека. «За вину предков заплатят потомки». Прежде чем Ардашеву удалось разгадать загадку пропавшего из персидского обоза золота, немало потомков причастных к этому делу офицеров погибли не своей смертью. Злодеем, который «убрал» на пути к кладу трех человек, тоже оказался потомок. Кто же он? Об этом читатель узнает только на последних страницах романа «Следь».

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет