Вы здесь

Мусорные фантомы

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Мусорные фантомы


Наши наблюдательные читатели заметили одну очевидную странность: как только приближаются очередные депутатские выборы в краевой и федеральный парламенты, в СМИ начинает будироваться «мусорная тема». В принципе понять это можно. Экология не беспокоит только совсем равнодушных и ленивых. Что же касается вывоза отходов, здесь и еще одна болевая точка - тарифы мусоровывозящих предприятий. Поэтому поднять мусорную тему на щит и замутить ею электорат немудрено.
В последние пару недель в ряде местных СМИ прошли публикации с негативным оттенком о единственном в краевом центре предприятии по приему и захоронению твердых бытовых отходов - ООО «Полигон Яр». А началось с того, что в начале июня пять небольших мусоровывозящих предприятий распространили в СМИ заявление, что Ставрополю грозит мусорная катастрофа, поскольку они вынуждены прекратить свою работу. Виновником ситуации было обозначено ООО «Полигон Яр», руководство которого не разрешает принимать мусор без учета коэффициента уплотнения.
Кто разыгрывает «мусорную карту» и зачем? С этим и другими вопросами мы обратились к руководителю «Полигон Яра» Евгению Гнедых.
ЛУКАВАЯ АРИФМЕТИКА
- Евгений Анатольевич, с чем связано такое неожиданное в середине года противостояние с мусоровывозящими компаниями? Или они считают, что вы ущемляете их материальные интересы повышением платы за прием и захоронение твердых бытовых отходов на вашем полигоне?
- Нет никакого повышения. Согласно постановлению главы администрации Ставрополя от 31 июня 2003 года, нормы накопления мусора утверждены в объеме 1,65 кубометра на жителя многоэтажки и 3,3 кубометра на жителя частного сектора. Исходя из этих утвержденных нормативов и численности жителей Ставрополя и Михайловска (этот город тоже обслуживает наш полигон), все они платят в общей сложности мусоровывозящим компаниям за вывоз и захоронение полутора миллионов кубометров твердых бытовых отходов. А на единственном полигоне их захоранивается в два раза меньше - 700-900 тысяч кубов. И так на протяжении десяти лет.
Вопрос: куда деваются 600-800 тысяч кубометров твердых бытовых отходов (половина оплаченного населением мусора) и кому в карман попадают 360 миллионов рублей в год? Эти 600-800 тысяч кубов отходов - на самом деле фантомный мусор, которого в натуре просто нет, но вывоз которого население и предприятия оплачивают, потому что таковы нормативы.
Если отбросить лукавую арифметику, получается, что это 240 миллионов рублей от населения и 120 миллионов от юридических лиц. Не надо быть специалистом по высшей математике, чтобы подсчитать, что за 10 лет эта сумма могла составить 3,5 миллиарда рублей. Это стоимость современного мусороперерабатывающего комплекса.
При этом надо понимать, что в тариф для городского населения изначально заложены две позиции: на вывоз ТБО и на захоронение мусора. С каждого оплаченного кубометра на эти цели, согласно постановлению Региональной тарифной комиссии, уходит 60,2 рубля. Однако деньги на утилизацию до полигона не доходят, оседая в мусоровывозящих компаниях.
Сегодня каждая отрасль должна считать свою составляющую как в инвестиционном плане, так и в плане развития. Отрасль «мусорная» содержится за счет населения, власти туда ничего не вкладывают. Более того, власти утверждают, что и не имеют права этого делать. Хотя я считаю, что есть в этом утверждении определенное лукавство. Потому что сегодня федеральная власть своим постановлением о полигонах дает такое право.
Федеральное правительство предлагает через инвестиционные программы регулировать такие предприятия по захоронению, наводя, таким образом, порядок в экологии. В нашем случае, говоря об оплате, надо иметь в виду, что люди платят за безопасное захоронение тех отходов жизнедеятельности, которые они производят. Платят, в том числе, и ради сохранения нормальной экологии для детей и внуков. Ведь людям небезразлично, куда повезут: в лес, в парк, в Сенгилеевское водохранилище или на полигон, специально предназначенный для этих целей. Если полтора миллиона кубометров отходов произведено, полтора миллиона и должно быть захоронено. Иначе как объяснить людям, куда остальной мусор делся. Или надо честно сказать, что его не было, и половина кубов - фантомы.
ЛУКАВАЯ СТРОЙКА
- В последнее время город взбудоражен сообщениями о строительстве якобы сразу двух мусороперерабатывающих комплексов. Хватит ли в городе мусора для их окупаемости?
- Стройка в окрестностях хутора Нижнерусского, с моей точки зрения, не выдерживает критики. Это строительство ведется в тайне под семью замками. Хотя существует законный порядок сооружения таких объектов. Это объекты очень дорогостоящие. И по результатам последнего заседания президиума Госсовета, которое проводил президент Дмитрий Медведев в Дзержинске, понятно, что глава государства понимает особую экологическую важность таких объектов. Было отмечено, что ряд полигонов необходимо ликвидировать с последующей рекультивацией, закрепив при этом ответственность местных властей. Также было отмечено, что проекты новых современных мусороперерабатывающих комплексов должны в обязательном прядке проходить государственную строительно-экологическую экспертизу. Пока это не закреплено законодательно, но это должно происходить.
Люди должны знать, за счет каких финансовых источников это строится, потому что затраты могут лечь на будущие тарифы. Люди также должны быть информированы, кто заказчик, кто подрядчик, когда запланирован ввод объекта, будет ли он вводиться сразу весь или очередями. На Западе, на который все пытаются равняться наши чиновники, в таких случаях населению предоставляется полная информация, в том числе и обозначенная на паспорте объекта, который прикрепляется на ограждении каждой стройки.
Непонятно и другое, почему строительство около хутора Нижнерусского начали с полигона, а не с мусороперерабатывающего комплекса, как предусматривают проекты? В телевизионном интервью одним из строителей этого объекта было сказано, что полигона хватит на три года. А что потом? Начнут где-нибудь еще рыть котлован под новый полигон? Отсутствие достоверной информации всегда порождает слухи. Сотни жителей окрестных хуторов и сел протестуют против строительства этого полигона. Люди боятся, что отходы будут загрязнять зону формирования лесных ключей, питающих малые речки. Людей беспокоит, что неподалеку находятся пустоты подземного хранилища газа.
Население двух хуторов Шпаковского и села Рождественского Изобильненского района, чьи интересы, как считают жители, затрагивает строительство нового мусорного полигона, бьет во все колокола. Все знают, как еще в 2007 году вот таким же образом была завалена мусором территория близ хутора Кизилов Грачевского района, куда ставропольские мусоровывозящие компании с разрешения городских властей и при попустительстве районных стали вывозить отходы жизнедеятельности жителей и предприятий краевого центра. Эти мусорные терриконы до сих пор «украшают» степь близ некогда экологически благополучного населенного пункта.
Свалка близ хутора Кизилова в Грачевском районе появилась в 2007 году, когда муниципальное предприятие города Ставрополя по вывозу мусора повезло его на земли соседнего Грачевского района. Теперь ситуация повторяется один в один. С той разницей, что отходы повезут на земли соседнего Шпаковского района. При этом и в 2007, и в 2011 году у руля «мусорных дел» стоит все тот же человек - один из руководителей ООО «Экология» Э. Аванесян. Тогда в 2007 году предприниматель тоже вроде собирался в Грачевском районе мусороперерабатывающий завод строить, как ныне в Шпаковском районе. Но тем мусором близ хутора Кизилова до сих пор занимаются правоохранительные органы и не могут никого заставить его убрать. Присыпали немного землей, и все.
- Евгений Анатольевич, насколько известно, вы тоже планируете строить у себя на территории ООО «Полигон Яр» мусороперерабатывающий завод. Зачем Ставрополю, в общем-то, совсем небольшому провинциальному городу, два таких завода?
- Я тоже считаю, что незачем. Завод должен быть один: или на территории «Полигон Яра», или на другой, которую выберут местные власти, но не в ущерб жителям окрестностей краевой столицы. Что касается ООО «Полигон Яр», то у нас уже есть проект современного мусороперерабатывающего завода. Я встречался с мэром Ставрополя Николаем Ивановичем Пальцевым в свое время и получил его поддержку. Им было дано распоряжение готовить инвестиционную программу по созданию технопарка на базе нашего действующего полигона. При совместной работе с государственными и муниципальными структурами мы могли бы добиться снижения затрат населения. Но Пальцев ушел с поста мэра на работу в правительство края, теперь у него под рукой другие отрасли, и вопрос завис.
- Сегодня «мусорной проблемой» занимается другой зампред правительства края
С. Кобылкин...
- Теоретически, конечно, можно строить мусороперерабатывающий завод в любом месте, изымая для этого земли соседних районов. Но не лучше ли окультурить ту территорию, которая является на протяжении уже четверти с лишним века так называемой городской свалкой? Здесь можно провести рекультивацию земли и разбить парк. Но это очень дорогой проект, который и городу-миллионнику потянуть непросто. Дешевле с участием муниципальных властей, государства создать здесь технопарк, новые рабочие места в современном мусороперерабатывающем комплексе, улучшить экологию. Да и в экономику города новое производство внесет свой весомый вклад.
Напомню еще раз, что на Президиуме Госсовета президент запретил строительство всех полигонов, а акцентировал внимание на строительстве современных экологичных мусороперерабатывающих заводов по европейским стандартам. Президент поручил органам власти на местах и малому бизнесу совместно разрабатывать проекты.
- Насколько известно, о сотрудничестве власти и бизнеса в этой сфере шла речь и на состоявшемся на днях первом съезде работников мусороперерабатывающего комплекса страны.
- В нем принимали участие руководители всех предприятий, которые работают в этой отрасли не менее 10 лет. Создан Союз предприятий мусороперерабатывающего комплекса. Я, как руководитель ставропольского предприятия, вошел в Совет и в рабочий состав президиума съезда, который будет принимать решения, важные для работы в нашей нише рыночной экономики.
- А под чьей эгидой проходил этот съезд?
- Все проходило под патронажем администрации президента. В ходе съезда я встречался и с руководством Совета Федерации, обсуждались наши ставропольские проблемы. Было обещано в качестве пилотных проектов рассмотреть наш - по строительству современного завода на территории «Полигон Яра». Нами уже заказано оборудование на 90 миллионов евро, и под это оборудование инвесторами выделены средства. Свой проект мы представили на рассмотрение в городскую Думу Ставрополя и в Думу края в комитет по жилищно-коммунальному хозяйству.
В Думе города я передал всю папку документов лично председателю городского парламента Георгию Семеновичу Колягину. Это материалы по нашей поездке в Чешскую Республику, потому что мусороперерабатывающий завод в Праге мы взяли за основу при подготовке нашего проекта.
- Получается, что ваш проект как бы альтернатива тому проекту, который реализуется в окрестностях хутора Нижнерусского?
- Еще раз повторю, что Ставрополю просто не нужны два полигона. И могу предположить, что вся эта катавасия с тарифами, протесты против уплотнения мусора - это наиграно. Вот, мол, якобы транспортники возмущаются. Чем возмущаются? Тем, что их призывают платить по факту? На самом деле это наигранное возмущение мусоровывозящих предприятий - всего лишь отвлекающий момент. Ведь жители Верхнерусского, соседнего хутора Нижнерусского, села Рождественского продолжают возмущаться строительством близ их населенных пунктов экологически сомнительного с их точки зрения предприятия. Вот им и демонстрируют, что в Ставрополе мусор якобы девать некуда.
Чтобы оправдать строительство «новой свалки», заинтересованные в этом лица пытаются создать общественное мнение, что на «Полигон Яре» все плохо. На нас наслали огромную армию полицейских, прокурорских работников, других проверяющих структур. То есть то самое, что премьер-министр В. Путин назвал словами «кошмарить бизнес». Мы попали под жесткий административный пресс по одной причине. Кому-то выгодно разорить, задушить наше предприятие, открыть свой полигон и возить туда мусор, в том числе фантомный, за большие деньги. Мы работали по тем же методикам 10 лет, и вдруг на десятый год кому-то не понравилось, как мы применяем тарифы. Вот цена вопроса, как я сказал, - это 360 миллионов рублей в год, полученных с населения и предприятий за твердые бытовые отходы, которые мы на полигон не принимали. То есть за 10 лет это цена нового мусороперерабатывающего комплекса.
Если мы сегодня уберем коэффициенты уплотнения, против которых вдруг взбунтовались некоторые мусоровывозящие предприятия, то тогда картина получится еще более удручающая. Тогда переплата населения будет не в два раза, а в три и более.
Мне, по сути дела, предложили новые правила игры и пригрозили: не подчинишься - будет плохо. В одной газете написали, что против меня якобы уже есть уголовное дело, в другой меня «приговорили» к шести месяцам тюрьмы, в третьей меня якобы оштрафовали на 80 тысяч. Мне звонят зарубежные партнеры, спрашивают, что случилось. Ведь все эти инициаторы подобных газетных публикаций бьют по репутации. А казалось бы, возникли вопросы - проверьте мусоровывозящие компании, куда, кому они везут деньги за фантомный мусор?
Мы сегодня проводим очень большую работу, чтобы удерживать полигон в состоянии экологической безопасности. У нас на сайте указано, сколько денег мы тратим на дороги, на рекультивацию, другие мероприятия и работы, обеспечивающие деятельность и безопасность полигона. Полигон - это индустрия, регулируемая государством. Если бы все было по закону со строительством нового, на сайте правительства или администрации должна была быть размещена информация об участке под строительство, прошел бы конкурс проектов, обсуждение с общественностью. Так должно быть в цивилизованном мире. Но когда стройка ведется под таким покровом тайны, как будто это полигон ракетный, у людей поневоле возникают вопросы, что пытаются скрыть участники этого строительства? И каких неприятностей надо ждать от этих секретов.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет