Вы здесь

Журналисты взяли «Бастион»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Журналисты взяли «Бастион»
Елена ЧУРЮДА

Если бы советскому солдату сказали, что настанут времена, когда служить начнут один год, носить форму от известного модельера, жить в комнатах по три человека, а готовить еду и убирать территорию будут наемные гражданские лица, он бы ни за что не поверил. Сегодня армия вы-глядит так, как раньше никому не снилось. В этом воочию могли убедиться журналисты из разных регионов нашей страны, приехавшие в часть 19-й отдельной мотострелковой бригады 58-ой армии, дислоцированной в г. Владикавказе, чтобы пройти учебно-практический курс «Бастион» специальной подготовки представителей СМИ, работающих в экстремальных условиях. Причем часть, в которой мы все это время проживали, не образцово-показательная, а одна из тысяч по всей России.
Современные казармы, столовая, спортплощадка, клумбы. Как будто это не воинское подразделение вовсе, а небольшой городок.
А ТЫ ПОДИ-КА ПОСЛУЖИ...
Союз журналистов Москвы совместно с Министерством обороны организовал эти курсы, которые проводятся уже девятый раз (!), не случайно. Во время первой и второй чеченских кампаний погибло более тридцати журналистов. Кроме того, с каждым годом нарастает количество нареканий руководителей силовых ведомств и СМИ друг к другу в вопросах непрофессионального взаимодействия. В прошлом году курсы проходили в Челябинской области, в следующем планируются на Дальнем Востоке. В этом году курсы «Бастион» прошли на Кавказе при содействии полномочного представителя президента в СКФО А. Хлопонина.
Представителей газет, радио, телевидения, информагентств, сотрудников пресс-служб силовых структур из Ростова, Москвы, Ставрополя, Чеченской Республики, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Ингушетии, Северной и Южной Осетии разместили в комнаты по три человека. Санузел, раковина, душевая - прям как в лучших отелях! Все индивидуально. По заказу Министерства обороны сделана даже туалетная бумага. Такой камуфлированный рулон ты не встретишь в обычном магазине. Под роспись нам выдали комплект списанной с вооружения формы цвета хаки, чтобы во время практики мы не испачкали в грязи свою одежду. В конце занятий форму мы вернули. Солдатам и офицерам она еще нужна для различных хозяйственных нужд.
Кто служил в вооруженных силах, тот на недельку вспомнил свои армейские будни, кто не служил, тот смог познакомиться с военными буднями. Здесь все по распорядку: подъем, зарядка, завтрак, занятия, обед, занятия, ужин, свободное время, отбой. Нас разделили на три группы. Каждый день руководитель группы строил своих «подопечных» на плацу, проверял, так сказать, наличие личного состава. Но цель, которую ставили перед собой организаторы курсов, не превратить журналистов в военных, а, наоборот, научить представителей прессы действовать сообща с силовыми структурами во время проведения контртеррористических операций, предотвращение массовых беспорядков, освещение событий в горячих точках, приближение журналистов к реальным условиям войны. Не зря тут собрались сотрудники средств массовой информации, которые не раз рассказывали о ликвидации последствий при чрезвычайных ситуациях, о судьбах людей, оказавшихся в сложных жизненных условиях. Своим опытом с нами поделились представители Минобороны России, национального антитеррористического комитета, ФСБ России, МВД России, МЧС России, МИДа России. Перед участниками курсов выступили также корреспондент ВГТРК Александр Сладков и корреспондент РЕН ТВ Вячеслав Гусь, которые неоднократно работали в местах вооруженных конфликтов, ветеран спецподразделения «Альфа» Владимир Алексеев, подполковник ВДВ в отставке Федор Иванов, который в 1996 году провел 114 дней в чеченском плену.
Собственно, он-то и был нашим консультантом во время выполнения самого сложного для любого человека испытания - испытание пленом. Организаторы устроили нам настоящий захват в заложники.
«ВХОД В ПЛЕН БЕСПЛАТНЫЙ»
Мы тогда автоколонной из трех автобусов (по количеству групп) двигались на полигон «Тарское» для проведения практических занятий. Проезжая по разбитой дороге мимо склона горы, вдруг услышали беспорядочную стрельбу и увидели людей в масках и с автоматами. Наша колонна была захвачена террористами мгновенно. Ребята не церемонились. Один из них схватил меня за китель и с криком «Пошла!» буквально вытащил из автобуса.
- Руки за голову! Голову вниз! - скомандовал он.
В такой позе нас погнали вниз по склону горы. Террористы коридором стояли у тропы. Они за-прещали нам опускать руки и поднимать голову. Причем чем ниже опущена твоя голова, тем лучше для тебя. Шаг влево, шаг вправо - расстрел. Расстрел, конечно, не настоящий. Отведут в сторону, поставят на колени, выстрелят холостыми в сторону или вверх. Тому, кого «убили», можно сказать, повезло. Нам было хуже...
Еще немного, и я бы сдалась. Бежать почти гуськом, не опуская рук, не поднимая головы, да к тому же неизвестно куда, для меня оказалось очень трудно. Но вскоре мы выбежали на поляну, где бандиты усадили нас на колени. Появилась возможность отдышаться и отдохнуть.
Нам надели наручники и построили в три колонны. Все девушки оказались в последней шеренге. Вот так, положа руки друг другу на плечи (притом что голову поднимать нам все время запрещалось), мы шли по грязи и воде в неизвестность. Все действия террористы сопровождали стрельбой, от которой у меня заложило уши. Было настолько все реали-стично, что, когда мы шли к месту дислокации бандитского подполья, кому-то из девушек стало плохо. Хорошо, что неподалеку дежурила скорая.
Люди в масках периодически ставили нас на колени, затем за-ставляли подниматься и идти дальше. Таким образом, то вверх, то вниз, мы прошли около километра. Остановились на поляне, где террористы развернули целый лагерь с орудиями пыток и огромной ямой для пленных, а также палатками для главарей. Нам надели мешки на голову и кинули в яму. Я так и просидела в яме, пока меня не повели на допрос в за-брошенный дом к какому-то Магомеду. Я сидела перед ним на коленях. На моей груди красовался бейджик с фамилией, именем, отчеством и названием издания.
- Что такое «Ставропольские губернские ведомости»? - потянув к себе надпись, поинтересовался он.
- Это название газеты, в которой я работаю.
- Семья есть?
- Моя семья - это мой коллектив.
- Кто начальник?
- Александр Александрович Емцов.
- Он готов тебя выкупить за три миллиона долларов?
- Готов.
- Лично привезет эти деньги к шести часам вечера?
- Конечно.
Поверьте, когда один бандит водит тебе лезвием ножа по уху, а другой примотал к рукам самодельное взрывное устройство и чиркает зажигалкой, то ты будешь говорить все, что угодно, точнее, то, что хотят слышать боевики. Интуитивно я понимала, что это игра, но, если честно, было очень страшно.
По словам Ф. Иванова, я поступила правильно, что не назвала свою семью. Но с редакцией был перебор. Я поступила неверно, потому что у редакции таких денег нет. В настоящем плену, когда бандиты раскроют подвох, мне придется, мягко говоря, очень плохо.
- Случайные люди в плен не попадают, - рассказывает Федор Николаевич. - Если вас взяли, то боевики уже знают, кто вы и что с вами можно сделать. Варианта только два: либо выкуп, либо месть. Например, корреспондента НТВ Елену Масюк схватили только за то, что главарь одной банды захотел отомстить главарю другой банды, у которого она брала интервью. Его одолела зависть, мол, тому эфирное время предоставили, а ему нет.
Поэтому, во-первых, когда едешь в командировку в горячую точку, никогда нельзя общаться с незнакомыми и малознакомыми людьми. Добывать информацию нужно только у проверенных временем людей или через официальные источники. Когда приглашают в гости, нужно уметь вежливо и корректно отказываться, особенно если это касается Кавказа, где народ очень гостеприимный и отказ могут принять за оскорбление. Во-вторых, необходимо тщательно продумать маршруты передвижения. Например, если едешь общаться с человеком по одной дороге, то возвращаться обратно должен обязательно по другой.
Подполковник Иванов попал в плен именно так. Схватили на обратном пути.
- Во время захвата бандиты напряжены не меньше, чем ты, - продолжает Ф. Иванов. - Взяв человека, они стараются быстро покинуть место преступления, причем тихо. Такой стрельбы, какая была в вашем задании, не будет. Когда ведут (расстояние может быть разное, как говорится, у каждого свой плен) ты должен смотреть все время вниз, не поднимая головы. Не смотри бандитам в глаза, не всматривайся в их лица. О том, что ты запомнил, сколько тропинок, сколько речек вы прошли, как шли вверх или вниз, ты ни в коем случае не должен говорить бандитам. Иначе расстрел на месте. Свидетели им не нужны, они их уничтожают. Когда бьют, старайся закрывать наиболее уязвимые места и терпи.
Обязательно будет допрос. Выражайте готовность к сотрудничеству. Поясните, что приехали по заданию редакции освещать происходящие события. То, что с тобой случилось - твои личные проблемы. Ни в коем случае не следует рассказывать о своей семье. Помни, ты там никто. Без связей и без денег. Даже если в обычной жизни ты чуть ли не племянник президента.
Врачей не будет. В плену ты сам себе врач. Любые знания, полученные тобой в жизни, в сырой яме пригодятся как нигде.
- У меня заболел зуб, - рассказывает Федор Николаевич. - Насколько я помню, чтобы облегчить боль, к больному зубу нужно приложить сало. Я спросил у людей, охранявших меня, кусочек, но они меня избили. Казалось бы, за что? А вы представляете себе, что значит попросить у мусульман сало? В итоге больной зуб мне выбили прикладом автомата.
Одно неосторожное слово или действие может стоить тебе здоровья и даже жизни. Кстати, если в плен попала девушка, то она не застрахована от сексуального насилия. Если бандиты задумали это сделать, то обязательно сделают. Поэтому в таких случаях, как бы кощунственно это ни звучало, лучше расслабиться и получить удовольствие.
Должна быть гигиена. Бандиты уважают тех, кто следит за собой. Во-первых, чисть зубы хотя бы ниточкой или щепкой, просушивай одежду. Во-вторых, не стесняйся попросить отвести тебя помыться к речке. Но прежде чем это сделать, нужно установить контакт со своими охранниками. Сначала зрительный, а потом и голосовой. Задавать можно только один вопрос, причем говорить надо быстро и четко. В-третьих, попросить утеплиться, так как постоянно сидеть в холодной яме чревато не только простудой, но и более серьезными заболеваниями. Делай гимнастику, когда дают воду - не пей, а лучше умойся, старайся больше двигаться.
- Кормят плохо и мало, - учит Ф. Иванов. - Поэтому даже если в первые дни плена тебе вообще не хочется кушать, закопай «деликатесы» в землю, верни пустую тарелку и скажи спасибо.
Давление будет не только физическое, но и психологическое. Главное - не сломаться, иначе будут унижать. В моменты унижений и запугивания (могут бросать в могилу, неоднократно выводить на расстрел), чтобы легче сохранить достойное лицо, думай, что ты напишешь после или что о тебе напишут другие.
Ф. Иванов, например, написал книгу «Вход в плен бесплатный», где изложил подробно то, что ему пришлось пережить. По словам подполковника, на мысль назвать книгу именно так его натолкнули сами боевики, которые, смеясь, говорили, что вход в плен бесплатный, а вот на выходе - плати.
- Интеллектуальные игры, забавные истории из жизни и анекдоты необходимы, но помни: нервный смех вызывает агрессию у охраны, - говорит Иванов. - Мы, например, чтобы чем-то себя занять, делали карты и домино из пачек от сигарет. Кто курил, тому время от времени подкидывали сигареты.
В конце концов подполковника ВДВ выкупили за 250 миллионов рублей (по нынешним деньгам 250 тысяч рублей) и обменяли на человека, сидевшего в «Бутырке», которому грозил срок - пять лет.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (3 голоса)