Вы здесь
ДЕВУШКА ПЕЛА В ЦЕРКОВНОМ ХОРЕ...
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).ДЕВУШКА ПЕЛА В ЦЕРКОВНОМ ХОРЕ...
Марина Кандрашкина
Итак, 2012 год наступил. А вместе с ним пришел в дома христиан первый религиозный праздник нового года - Рождество. Да уж, январь богат на праздники с многовековой историей - 19 января все христиане будут отмечать Крещение Господне. Все эти дни в храмах идут красивейшие службы, в которых принимают участие еще совсем молоденькие девушки.
Накануне светлого праздника Рождества я встретилась с двумя студентками Регентской школы Ставропольской и Невинномысской епархии.
Скажу честно, когда договаривалась об этой встрече, воображение услужливо рисовало суровых, вечно смотрящих в пол девушек. Поэтому, заходя в одну из учебных аудиторий Андреевского собора, где мы и договорились встретиться с моими героинями, очень переживала. Однако каким же было мое удивление, когда в аудитории меня ждали две веселые и оживленные девчонки, с такой же недоверчивостью и любопытством смотрящие на меня.
Вскоре мы втроем уже без всякой тени стеснения болтали словно закадычные подруги. И в первую очередь речь зашла, конечно же, о том, как пришло желание связать свою жизнь с церковью. Учитывая столь юный возраст моих собеседниц, - им обеим не больше 20 лет, - о каких-либо серьезных жизненных драмах говорить вроде как рано. Может, тогда от родителей и правильного духовного воспитания? Оказывается, не всегда. Например, уроженка села Маныч Апанасенковского района Ольга Шляпникова сама привела родителей в церковь.
ПАПА, Я СТАНУ РЕГЕНТОМ...
- Я еще училась в начальных классах, когда к нам в школу стал приходить батюшка, - улыбается девушка. - Он рассказывал нам о Боге, дарил иконки, которые меня заинтересовали и привлекли своей внутренней теплотой. Я захотела узнать о церкви побольше и стала сама приходить на службы, читать церковные книги, и о том, что в них не понимала, обращалась за разъяснением к батюшке. Поэтому и после окончания школы сразу же решила, что поступать буду только в духовный вуз или училище на церковную специальность.
Как восприняли родители дочернюю прихоть? Вот именно что как прихоть. Долгое время папа пытался отговорить любимое чадо от такого поступка. В ход шли всякие аргументы: и что жизнь в церкви очень тяжелая и не каждому по плечу, и что лучше иметь подстраховку в виде мирской профессии юриста или учителя, и что семья с церковными зарплатами будет жить впроголодь, и что она слишком молода для такого поступка... Однако упрямица стояла на своем: церковь вместе с Богом и есть моя жизнь.
А вот жительницу Краснодара Аню Иващенко в церковь привела бабушка. Как признается девушка, сначала она и сама не знала, как после школы жить дальше. Поэтому по наставлению родителей сначала выучилась на швею в колледже, но:
- При этом я постоянно думала: как-то все скучновато и серо, дни похожи друг на друга, и так хочется изменить свою жизнь. Куда меня приведет Господь? Просила его открыть мне путь.
Толчком же для поступления в Регентскую школу стал случай. Сидя как-то дома и размышляя о будущем, девушка вдруг, сама не осознавая, что делает, стала набирать номер Ставропольской и Невинномысской Епархии. На том конце провода трубку взяла девочка, сидящая на вахте. Разговорившись, выяснили, что незнакомка тоже из Краснодара:
- Здесь так здорово. Ты не сомневайся, а приезжай, и обязательно поступишь, - звучал в трубке телефонный голос.
- Я уверена, что это был Божий промысел, и именно Он вложил в уста той девочки нужные слова, такие, что я незамедлительно собрала все документы и приехала поступать, - рассказывает Анна. - Что родители? Они у меня верующие, поэтому не были против.
НА ЗАНЯТИЯ С МОЛИТВОЙ
Вам интересно, читатель, чему учат в духовной школе и какие дисциплины преподают? Немножко терпения. Для начала расскажу об экзаменах, которые приходится выдержать будущим регентшам (в переводе на обывательский это тот же самый руководитель хора) при поступлении.
Вступительных экзаменов здесь три, и испытания включают в себя проверку на знание церковнославянского языка, Закона Божьего, церковного пения, изложение или диктант. Есть здесь и музыкальный экзамен, где каждая абитуриентка должна спеть какой-либо отрывок из заявленного произведения либо сыграть на фортепиано или другом музыкальном инструменте. Впрочем, как уверяют сами девчонки, отсутствие музыкального образования и навыков вовсе не являются непреодолимой преградой для поступления, потому как если Бог живет в сердце, с его помощью в школе осилишь и музыкальную науку.
Кстати, а знаете ли вы, что, в отличие от юношей, девочки в Регентской школе получают дипломы негосударственного образца? Нет деления и на красную и синюю цветовую гамму: об успехах выпускниц красноречиво свидетельствуют лишь сами оценки в документах. Учатся же студентки три года и еще два потом находятся на практике в приходах, откуда сами родом.
Да уж, судя по рассказам Оли и Ани и учитывая собственный опыт, могу со стопроцентной точностью сказать, что учеба в церковном учебном учреждении отличается от светского заведения как небо и земля. Ведь, давайте будем откровенными, для чего мы, будучи студентами, ходили на пары? Правильно! Весело провести время, пообщаться со сверстниками, ну и если повезет, чему-нибудь и как-нибудь научиться.
В Регентской же школе девушки учатся, в первую очередь, работать над собой, над пониманием своего предназначения в этом мире. Поэтому и предметы у них соответствующие: богослужебный устав, библейская история, история церкви, богослужебные хоры, вокал, дирижирование, сольфеджио, элементарная теория музыки, аранжировка, анализ музыкальных произведений и т.д.
Что нравится моим собеседницам больше всего? Пение в хоре и богослужебный устав.
- Любой регент должен знать порядок службы. Ведь мало кто знает, но существует абсолютно разный порядок на всенощной и той же самой литургии. И это так интересно - следить, какое молитвословие и за чем следует, как отдельные слова складываются в общее красивое звучание, - с горящими от восторга глазами рассказывает Ольга. - И все должно соединяться в общую молитву: хор, священник, алтарь, чтобы люди ничего не замечали, никаких пауз, не было бы сбоев. А чувствовали лишь гармонию и благолепие службы...
Кстати, еще пару слов о мифах. Не знаю как вы, читатель, а я раньше была уверена, что церковные представители принципиально огораживаются от реального мира, живя в какой-то своей, чуждой нам реальности. Мол, газет они не читают, телевизор не смотрят, компьютер вообще для них является некой дьявольской выдумкой, в общем, шлите письма по адресу безнадега точка ру. Однако «святая» вера в свою правоту в первый раз поколебалась при беседе с нашим архиепископом Кириллом, когда он на встрече с журналистами стал рассказывать про обновленный сайт Епархии, что прежний не справлялся с таким количеством пользователей, поэтому пришлось поменять домен и чуть ли не провайдера. Честно говоря, услышав такие обороты из уст батюшки, я и рот раскрыла от удивления.
Ну а девочки просто еще раз подтвердили, что технический и научный прогресс не чужд и церкви. И им также можно пользоваться телефоном, слушать любую музыку, читать книги, а в кельях у многих даже есть собственные ноутбуки. Более того, недавно владыка Кирилл смог достать для всех воспитанниц абонементы в спортивный клуб, и теперь на выходных они могут ходить в тренажерные залы, на фитнес, степ, аэробику.
- И что, даже любовные романы не запрещаются? И сериалы? - упорно допытывалась я.
- Да у нас никто как-то и не проверяет читательские пристрастия, - с недоумением смотрели на меня Аня и Оля. - Другое дело, что это вопрос личной культуры, на что ты потратишь свое личное время и проведешь ли его с пользой.
Тем более его у студенток не так уж и много.
быт или не быт
Подъем в семь утра, молитва и завтрак, хозяйственные послушания, с 08.30 - занятия. В 11.00 хоровые занятия и спевки, обед. И с 14.30 - очередные уроки и самостоятельные занятия. 19.00 - ужин, и после него общий крестный ход. До 22.00 - свободное время, общая молитва, и в 23.00 - отбой. Вот вам самый повседневный распорядок дня в Регентской школе.
Легко? Не спешите с выводами, потому как есть один ма-а-аленький нюанс, и заключается он в беспрекословном послушании. То есть все должно выполняться в строго оговоренное время, и ни минутой раньше и позже. Воспитатель сказал подмести двор? Значит, это нужно делать сейчас. Если подъем в семь утра, к приходу дежурного помощника ты уже должен быть не просто сам одет и умыт, но и в келье, рассчитанной на 4 человек, должен царить идеальный порядок.
Словом, здесь царит буквально железная дисциплина. Опоздания категорически запрещены. Более того, если вам нужно сбегать за той же газетой через дорогу, нужно обязательно просить разрешения у наставников. Соскучились по родителям - тоже без разрешения высших чинов вас никто никуда не отпустит. Любая мелкая провинность, например, опоздание, или любой самовольный поступок карается выговором и очередным послушанием.
Кстати, по словам девочек, как раз послушания и беспрекословное подчинение старшим на первых порах и были самым тяжким испытанием для них. Но для начала объясню, что это такое. В переводе на наш обывательский язык послушания - это те же самые общественные работы. Уборка территории, работа в свечной лавке, сидение на вахте, полив цветов и т.д. Несут же их студентки каждый день. А если есть провинность, и по несколько раз на день.
- На первом курсе для нас самым страшным послушанием была кухня, - улыбаются собеседницы. - Это нужно было подниматься к шести утра и идти помогать повару. Накрывать на столы к завтраку, потом убирать, мыть посуду, чистить овощи на обед. Если повезет и все успевали сделать до 4 вечера, то был небольшой отдых. А потом с шести вечера все по-новому. В келью возвращались выжатыми как лимон, а еще нужно было уроки готовить. Ведь отмазка «работал на кухне» на наших преподавателей не действовала, с нас спрашивали, как и со всех девочек без исключения.
ДЕЛА СЕРДЕЧНЫЕ...
Конечно же, не обошли стороной в нашей беседе мы и этот аспект жизни при церкви. Тем более что замужество здесь вполне приемлемо, и церковнослужители очень даже за, когда семинарист берет в жены девушку-регента. Более того, одно время даже бытовало мнение, что регентские классы и школы были созданы специально для того, чтобы дать возможность юношам, что называется, без отрыва от производства спокойно подыскивать себе невест. А почему бы и нет? Плюсы на-лицо! Получается этакий семейный подряд, когда батюшка трудится в алтаре, а матушка на клиросе. Да и девушки, поступающие на регентское отделение, изначально религиозны, а это является своеобразной гарантией того, что они не испугаются всех невзгод и тягот, если пошлют в какой-то богом забытый уголок, не будут пенять на разрушенные мечты, на оставленные блага цивилизации, отсутствие парикмахерских и салонов красоты.
Кстати, о внешнем виде... Оказывается, что мораторий на косметику в церкви тоже давно отменен. Стрижка волос, их окрашивание, легкий макияж - в смысле тушь на ресницах - и прически по торжественному случаю вполне допустимы.
- А как вы ходите на свидания, если у вас такой строгий режим? - удивилась я.
- Очень просто. Для этого влюбленной паре нужно подойти к проректору учебного заведения и попросить благословения, после чего и провожать девушку до общежития можно, и в парке вместе гулять. Ведь благословение - это очень серьезный шаг, все равно что обещание жениться, - говорит Анна.
- А передумать можно?
- Как правило, мы так легко не разбрасываемся словами. Это в миру можно сказать, что не сошлись характерами, и разойтись, ища другую половинку, - включилась в беседу Ольга. - Батюшки же женятся всего один раз, и при разводе или смерти жены становятся монахами. «В горе и радости» здесь не просто красивые слова, это именно обет верности, любви и чести.
Вместо послесловия...
В завершение же встречи я спросила у моих собеседниц, так что же самое главное дает им церковь и обучение в Регентской школе, что нельзя было получить в миру? Ведь, по сути, ту же самую Библию, Заветы и Уставы можно было изучать и дома? Так в чем же смысл? Оказывается, в совсем другом отношении к жизни, в возможности жить без зависти и лжи, без этой оголтелой и разрушительной тяги к обогащению, когда слово Божие, наполненное некими моральными и нравственными догмами, нивелируется рядом с горсткой золотых монет. Вот такая простая истина самых обычных девчонок.
И еще... Уже уходя из собора, невольно подумала вот о чем. Наблюдая в церкви за такими студентками, за тем, как они продают свечки, поют в хоре, мы подсознательно начинаем жалеть их. Мол, они всего лишены. Но чего? Жадности? Похоти? Иномарок и колец с бриллиантами? Коротеньких юбок и дискотек до утра? Велика ли потеря? А теперь задумайтесь, чего лишены мы с нашим потребительским отношением к жизни? И тех ли мы жалеем?
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru