Вы здесь

КОГДА ПОСТРАНСТВУЕШЬ, ВОРОТИШЬСЯ ДОМОЙ, А ТУТ НИ ДЫМА, НИ ОТЕЧЕСТВА...

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

КОГДА ПОСТРАНСТВУЕШЬ, ВОРОТИШЬСЯ ДОМОЙ, А ТУТ НИ ДЫМА, НИ ОТЕЧЕСТВА...


Путь домой... У одних он занимает месяцы, у других дни и часы, а кому-то не хватает на это и жизни. А вот Владимиру Илларионовичу Афанасенко понадобилось больше двадцати лет, чтобы снова приехать на родину в гости в село Труновское. Впечатления? Как раз о них он и рассказал в письме, отправленном в нашу редакцию:
«Трясясь в пыльном автобусе, вспоминал детство, которое я с друзьями проводил на прудах. Точнее, это была речка Терновка, вокруг которой пышным цветом разросся терн. Он был везде: в оврагах, низинах, на склонах - и его было так много, что переселенцы, населявшие эту местность, и стали величать село Новогеоргиевское - Терновским.
Что ж, народное название быстро прижилось, заменив в быту официальное, и бытовало до тех пор, пока поселение не переименовали в честь героя гражданской войны, полного георгиевского кавалера К.А. Трунова. А речку же тем временем огородили дамбами, построили лодочную станцию, вышки. Впрочем, не это главное. Важно другое. Какая голубая и чистая вода была в речке-озере.
Вот так взойдешь на вышку, смотришь с высоты вниз и видишь все камешки на дне. А какая там рыба водилась. Говорят, что царь-рыба - это семга. А по мне - так нет ничего вкуснее карасей с нашего пруда, жаренных в сметане и на сковородке. Видели бы вы, каких огромных рыбин мы ловили.
Еще в памяти вставали богатейшие сады в Труновском. Здесь росло все: яблоки, вишни, сливы. Виноград вился по склонам. Но красивее всех деревьев на свете была цветущая груша. Хотя плоды, сорванные с дерева, поначалу были несъедобными и твердыми. Впрочем, стоило им отлежаться с недельку, и готово. Наберешь ведро, отнесешь корове, а молоко на следующий день грушей пахнет. И никаких ароматизаторов не надо».
Собственно, подгоняемый этими детскими воспоминаниями, В. Афанасенко и ехал в свои родные пенаты. Когда же впереди замаячил знак, что до села осталось несколько километров, сердце встревоженно забилось. Почему? Сегодня Владимир Илларионович и сам не знает ответа. То ли предчувствовало недоброе, то ли тяжелый многолетний физический труд на нефтяных скважинах дал о себе знать. Но, так или иначе, выйдя из автобуса, он увидел, как сохраненная в памяти картинка тут же стала разваливаться на куски.
«Грязная остановка уныло встречала меня пустыми бутылками, окурками, бумажками. Где-то невдалеке раздавался отборный мат и пьяная речь. Спросил у прохожих, что за праздник? Оказалось, что никакого. Работы-то в хозяйстве нет, многие стоят на биржах труда, собственно, чем не повод и выпить?
- Когда я уезжал отсюда 15-летним парнем, село процветало. У нас было несколько хозяйств, которые сажали пшеницу, выращивали овец, коров, свиней. Работы невпроворот было. А что теперь? Всего два колхоза и пространные объяснения, что сельское хозяйство сегодня нерентабельно, и поэтому нет ни фермеров, ни богатых хозяйств. Да с каких это пор стали никому не нужными шерсть, молоко, пшеница? Мы что, перестали кушать, одеваться и переходим постепенно к первобытному строю, когда было достаточно фигового листика, чтобы срамоту прикрыть? Куда делись грамотные руководители, умеющие поднять производство с колен? Их нет. А почему? Потому что выбираем в управленцы теоретиков, а не практиков, кто ни дня на земле не работал и не знает, сколько зреет пшеница, что такое пар и полупар, чем зерно от овса отличается. Так что же они могут предложить простым колхозникам? Если из уст того же губернатора В. Гаевского только и слышно: «модернизация», «инновации», «инвестиции», «нанотехнологии», а в сухом остатке дефицитный бюджет. Льготы на ГСМ, субсидии на молоко могут предложить наши чиновники, которые потом и съедаются растущими тарифами на ЖКХ? Уж лучше бы молокоперерабатывающие заводы строили, толку было бы гораздо больше. У нас же одной рукой дают, а двумя забирают. Между тем я ни разу из уст губернатора не слышал, мол, не кошмарьте фермеров, зато поручение «не кошмарить» малый и средний бизнес чуть ли не каждый день. И вот результат: количество фермеров в Труновском районе уменьшилось в три раза!»
Впрочем, не только моральный облик сельчан и села вызвал боль и грусть в душе гостя. Пытаясь привести мысли и чувства в порядок, он брел по улице и искал хоть что-то хорошее в этой чужой Труновке, за что можно было бы зацепиться взглядом.
«Улицы, освещенные по вечерам... Восстановленные храмы... Подумать только: из трех церквей, находящихся на территории села Труновское, две когда-то находились в полуразрушенном состоянии. Сегодня же на обезглавленной когда-то колокольне Покровского собора вновь сияет купол. Завершены отделочные работы и в Свято-Троицком храме.
Появилась в селе и дорога: большая часть улочек засыпана гравием и щебнем, а значит, когда моросят дожди, людям больше не приходится перебираться чуть ли не вплавь из одного конца улицы в другой. Хорошо? Хорошо. А было бы еще лучше, если бы не пробки в небольшом селе.
Я просто диву даюсь: село Труновское далеко не мегаполис, по которому ежедневно проходит бешеный поток машин, здесь не надо расширять дороги, устанавливать дополнительные знаки, чтобы решить проблему с пробками. Достаточно наладить работу сотрудников ГИБДД, которые не могут навести порядок даже возле поликлиники, где машины буквально оккупировали вход на ее территорию.
Но где сады? Где красивейшие сады? Оказывается, отжили свой срок, перестали плодоносить, вот и срубили деревца под корень, а новые не насадили. Причины? Опять-таки нерентабельно и экономически нецелесообразно на Ставрополье производство соков, и зачем сегодня баловать россиянина вкусной антоновкой, хрустящими ранетками, когда есть турецкие яблочки, напичканные пестицидами, стоящие в три раза дороже отечественных».
Но еще горше нашему читателю стало, когда он пошел навестить свои пруды и... тоже не нашел их. «Заиленная канава, дурно пахнущая трясиной, в которой весной барахтаются утки и пьет воду местный скот, - вот и все, что осталось некогда от любимейшего мест всех труновцев». Хотя, как уверяет глава администрации села Труновское, в ближайшее время пруд ожидают перемены к лучшему.
- Поскольку они относится к русловым рекам и стоят на балансе Министерства природных ресурсов и окружающей среды СК, мы неоднократно писали жалобы и просьбы выделить средства на их очистку, - рассказывает И. Бахтинов.
И в краевом министерстве главу села услышали. Вот какой ответ пришел в администрацию прямо перед новым годом: «Учитывая положительное заключение о целесообразности проведения расчистки русла реки Терновка и наличие обосновывающих документов, министерством представлена заявка в Федеральное агентство водных ресурсов на включение в проект Перечня мероприятий, финансируемых за счет средств из федерального бюджета в области водных отношений. Работы планируется начать в 2012 году и завершить в 2013».
- Уже сегодня мы разгородили дамбы, чтобы сошла вода. И скоро примемся к работам. Так что станут наши пруды еще лучше, чем были, - не скрывает радости И. Бахтинов.
Что ж, дай-то бог, чтобы все задуманное главой исполнилось. И, может быть, тогда, приехав снова в Труновское, сельчанин найдет больше поводов гордиться своей малой родиной. А пока же возвращение в прошлое вызвало у пенсионера двоякие чувства.
«Вот вроде бы у нас есть как минимум три органа исполнительной власти: муниципальная, районная и краевая. И как ни послушаешь, они постоянно делят полномочия, каждый кричит «моя вотчина» и тащит одеяло на себя. А в итоге что получается? Разруха, нищета. Словом, у семи мамок дитя без глазу. И как можно доверять будущее страны такой власти, если она не может навести порядок даже в маленьком селе?»

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет